Формы внеклассной учебной работы
О предметные кружки;
О викторины;
О олимпиады;
О студии
О предметные внеклассные занятия;
О научные общества;
О конкурсы.
Формы организации воспитательного процесса
Массовые | Групповые | Индивидуальные |
• тематические вечера, утренники, праздники • вечера вопросов и ответов • устные журналы • смотры, конкурсы, фестивали, турниры • аукционы • выставки • походы, экспедиции • митинги, собрания • клубная работа • ярмарки • театр | • кружки • студии • ансамбли • секции • классные часы • гостиные: музыкальные, литературные, поэтические и др. • круглые столы • конференции • народные посиделки • «капустники» • стенная печать • викторины, конкурсы • КТД • психотренинги | • поручения • коллекционирование • внеклассное чтение • физическое самосовершенствование • компьютерные игры и информационные технологии |
Формы организации обучения
Урок Консультации
o Традиционный - Индивидуальные
o Нетрадиционный - Групповые
• Комбинированный
• Повторения Семинары
• Изучения нового материала
• Закрепления Факультативы
• Обобщения
• Контроля и проверки Практикумы
Экскурсии
• Комплексная Лабораторные занятия
• Предметная
• Вводная Практические занятия
• Обобщающая
• Текущая Дополнительные занятия
• Природоведческая
• Производственная Формы трудового обучения
• По памятным местам
• В музеи, на выставки
Учебные конференции
Домашняя учебная работа
• Репродуктивная
• Творческая
· Выполнение упражнений и решение задач
· Работа с учебником
· Наблюдения и опыты
· Чтение дополнительной литературы
· Подготовка докладов и сообщений
· Изготовление пособий
Требования к уроку
Дидактические (образовательные) | Четкое определение места урока в системе уроков и задач данного урока Определение оптимального содержания урока в соответствии с учебной программой, с учетом подготовки учащихся Осуществление принципов обучения Выбор наиболее рациональных методов, приемов исредств обучения, стимулирования и контроля Осуществление различных видов коллективной, групповой и индивидуальной работы Реализация межпредметных связей |
Развивающие | Формирование памяти, внимания, мышления учащихся Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности Всесторонний учет уровня развития и психологических особенностей учащихся Формирование потребности в знаниях, готовности к самообразованию Формирование учебной деятельности учащихся Формирование творческих способностей, создание проблемных ситуаций |
Воспитательные | Формирование мировоззрения и самостоятельных мировоззренческих позиций Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки, терпения Создание положительного эмоционального фона Обогащение опыта общения и отношений |
Организационные | Наличие продуманного плана проведения урока Организационная четкость проведения урока: своевременное начало, высокая плотность урока, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность Сознательная рабочая дисциплина у учащихся Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, ТСО и информационных технологий Структурная гибкость и подвижность урока Целостность, завершенность отдельного урока и их системы внутри темы, раздела |
Структурные элементы урока
Структура урока— совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение его основных характеристик при различных вариантах сочетания.
Организация начала урока | Закрепление | ||
• определение готовности к совместной деятельности; • мобилизующее начало. | • специальные задания после объяснения нового материала; • акцентирование внимания на опор- | ||
Постановка цели и задач урока | • связь теоретического материала с практикой; | ||
• формулировка цели и задач урока; | • выработка умений и навыков применения знаний. | ||
• осознание и принятие цели и задач урока учащимися | Повторение | ||
Проверка домашнего задания | • ведение учебного материала по те- | ||
• определение степени усвоения изученного и готовности к восприятию нового; | мам и разделам; • введение элементов поискового характера. | ||
• выявление возникших затруднений в усвоении изученного; | Подведение итогов урока | ||
• выяснение степени ответственности учащихся. | • выяснение: чему научились на уроке, что узнали нового; • оценка качества работы на уроке. | ||
Объяснение | |||
научная, увлекательная и доступ- | Домашнее задание | ||
ная подача учебного материала с активным привлечением учащихся. | • сообщение задания на дом; • разъяснение основных идей; • разъяснение способов его выполнения. | ||
Стиль поведения учителя на уроке • авторитетность; • понимание и учет настроения и со- • демократизм; стояния учащихся; • деловитость; • привлечение дополнительных источ- • энергичность; ников; • оптимальность требований; • обучение самостоятельному анализу • опора на «зону ближайшего фактов, явлений; умению делать пра- развития»; вильные выводы; • педагогический оптимизм; • побуждение учащихся к активному • эмоциональная отзывчивость; участию в работе на уроке, взаимо- • чувство юмора; действию и диалогу. |