Дидактическая последовательность предъявления учащимся упражнений
1. Упражнения, обеспечивающие прочное усвоение знаний, направленные на запоминание учебного материала
2. Упражнения, направленные на проверку качества знаний и умений, которые предполагают воспроизведение усвоенного материала
3. Упражнения по выработке умений по применению знаний в практической деятельности
4. Упражнения творческого характера, требующие самостоятельного применения имеющихся знаний; как вариант творческих упражнений упражнения с элементами проблемного обучения, поискового типа
Значение упражнений
Обучающий результат - проявляется в вооружении системой приемов, способов практического действия.
Развивающий эффект - выражается в расширении возможностей творческого самовыражения детской личности и формирования различных способностей.
Воспитательный эффект - систематическое выполнение упражнений укрепляет волю, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание.
Диагностирующий эффект - всесторонне и объективно позволяет диагностировать прочность и глубину знаний учащихся.
Самостоятельная работа
Самостоятельная учебная работа- такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности учеников во всех ее структурных компонентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер.
Цели самостоятельной работы
Ø укачественное усвоение учебного материала;
Ø выработка умений и навыков учебной деятельности;
Ø уформирование познавательных способностей учащихся и интереса к изучаемому материалу;
Ø формирование готовности к самообразованию;
Ø формирование самостоятельности как качества личности.
Преимущества самостоятельной работы
o В полной мере учитывается стремление учащихся к действию и проявлению активности.
o Учащиеся сознательно принимают участие в достижении цели урока.
o Самостоятельная работа, как правило, вызывает интерес у большинства учащихся.
o Процесс обучения становится более живым и увлекательным.
o Есть возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ученику.
o Есть возможность решать самые разнообразные образовательные и воспитательные задачи.
o Способствует овладению учениками умениями подняться от усвоения простого правила до продуманных оценок и идей.
Виды самостоятельной работы
Классные | Внеурочные |
• активное восприятие объяснения учителя • самостоятельные задания под руководством учителя • самостоятельные дифференцированные задания • исследовательские и учебные задания и работы • на лабораторных и практических занятиях | • участие в предметных олимпиадах; • конкурсах • самостоятельное изучение отдельных тем • подготовка к семинарам и практическим занятиям • подготовка к коллоквиумам, зачетам и экзаменам |
Мотивы самостоятельной работы
§ чувство долга и ответственности;
§ положительное отношение к учению;
§ потребность в знаниях;
§ интеллектуальные чувства, удовлетворение от познания;
§ профессиональные установки (у старшеклассников);
§ амбиции
Уровни самостоятельной работы
1-й - низкий
отсутствие начальных умений и навыков
самостоятельной работы при потребности в ней.
Побуждение: стимулирование учителем, жесткий контроль,
выработка необходимых умений и навыков
_________________________________________
2-й - средний
умения выполнять задания по данной инструкции,
организовать свою работу.
Побуждение: стимулирование учителя и личная мотивация
_______________________________________
3-й - высокий
самостоятельное планирование, организация и выполнение
заданий без предварительной инструкции,
инициативный поиск новой информации,
переход в самообразование.
Побуждение: личная мотивация
Компоненты самостоятельной работы
Процессуальный компонент | Организационный компонент |
• особенности мыслительной сферы: самостоятельность, гибкость, оперативность, креативность, способность к анализу, синтезу, обобщениям, наблюдательность • умение ставить и разрешать познавательные задачи • владение разными типами чтения и фиксации прочитанного • умение подбирать и усваивать определенное содержание • умения контроля и самоанализа | • умения планировать время и свою работу • умения перестраивать систему деятельности • умения осуществлять информационный поиск, работать в библиотеках, сетях Интернет, ориентироваться в современных классификаторах источников • пользоваться оргтехникой, банками данных и современными информационными технологиями |
Этапы самостоятельной работы
I. Самонастройка
· целеполагание
· составление программы
II. Самоорганизация
• планирование: перспективное, текущее, конкретного задания
• выбор средств и источников
• реализация, использование приёмов усвоения и переработки информации
• применение знаний
• фиксирование результатов: подготовительные, черновые итоговые записи, памятки, аннотации, списки литературы, рецензии, тезисы, конспекты, тексты докладов, сообщений, рефераты, конспекты и т. п.
III. Самоанализ и контроль
· оценка значимости самостоятельной работы и корректировка результатов
· оценка эффективности приемов работы и ее результатов заключение о направлениях оптимизации самостоятельной работы и работы по самообразованию
Управление самостоятельной работой
o Формирование побуждающих мотивов.
o Постановка целей и задач.
o Планирование.
o Инструктаж и консультирование.
o Создание инструментария: рекомендации, руководства, пособия, алгоритмы,
o программы, дидактические материалы.
o Разработка критериев результативности самостоятельной работы.
o Групповая и индивидуальная коррекция самостоятельной работы.
o Разработка системы контроля и учёта результатов самостоятельной работы и
o её осуществления.
Результаты самостоятельной работы
О обучающий - накопление фактического материала и опыта его личностного осмысления и оценки;
О развивающий - предельная активность и напряжение психических сил обучаемых, формирование умений и навыков самостоятельного труда;
О воспитательный - воспитание таких качеств как добросовестность, усидчивость, прилежание, дисциплинированность, ответственность и др.;
О диагностический - проявляет истинную картину усвоения обучаемым знаний, умений и навыков, развития их интеллектуальных и физических сил,способностей