Преимущества программированного обучения
ü применение алгоритмизированных предписаний помогает обучаемым находить верные решения определенного круга задач кратчайшим путем;
ü выработка способов рациональных умственных действий, логичности мышления;
ü приобщение к использованию в обучении современных информационных технологий;
ü индивидуализация учебного процесса;
ü обеспечение эффективной организации и управления учебным процессом;
ü возможное обучение любых категорий обучаемых (вплоть до детей с умственными или речевыми ограничениями по специальным программам).
Недостатки программированного обучения
ü преобладание репродуктивных методов и регламентации деятельности обучаемого;
ü ограничение живого общения с обучающимся;
ü торможение развития внешней речи обучаемого;
ü необходимость технических устройств или специальных пособий и умения ими пользоваться.
Модернизированный вариант программированного обучения – компьютерное обучение. Преимущества современных компьютеров как технических устройствснимают ряд недостатков программированного обучения, но порождают новые.
Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин)
В обучении эта концепция ставит задачей повысить качество формируемых действий и понятий обучающихся при сокращении сроков их подготовки
ЭТАП формирование мотивационной основы действий
выработка у обучаемого отношения к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала усвоения
ЭТАП составление схемы ориентировочной основы действия
выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия, постоянно проверяемые и уточняемые
ЭТАП формирование действия в материальной (материализованной) форме
обучаемый производит требуемые действия с опорой на внешние представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия, на развернутый алгоритм действия
4 ЭТАП формирование действия как внешнеречевого (проговаривание алгоритма действия, «громкая социализованная речь»)
содержание ориентировочной схемы действия отражается в речи, которая выступает основой для становящегося действия
ЭТАП формирование действия во «внешней речи про себя»
постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи, сворачивание алгоритма действия
6 ЭТАП предметное содержание действия
речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат - предметное содержание действия
Концепции развивающего обучения
план
Дидактическая система Л. В. Занкова
2. Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова
3. Технология В. С. Библера, С. Ю. Курганова «Диалог культур»
4. Технология гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили
Сущность развивающего обучения
v Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития» личности (Л. С. Выготский).
v Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности, развивая целостную совокупность личностных качеств: знания, умения и навыки; способы умственных действий; самоуправляющиеся механизмы личности; эмоционально-нравственную и деятельностно-практическую сферы.
v Ребенок является полноценным субъектом деятельности и своего развития
Дидактическая система Л. В. Занкова
Л. В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х годах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.
Основные принципы
o Высокий уровень трудности.
o Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.
o Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.
o Осознание школьниками хода умственных действий
o Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.
o Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.
o Развитие каждого учащегося данного класса.