Мы рекомендуем три вида занятий по чтению.
Первый вид занятий проводится при чтении большинства рассказов. На этот основной вид занятий рассчитаны все конкретные методические разработки. В них сформулирована цель чтения рассказа, определен уровень подготовки детей к моменту чтения, указаны подлежащие усвоению слова, даны советы по инсценированию рассказа, вопросы для уточнения его содержания, рекомендации по закреплению усвоенного.
Второй вид занятий — самостоятельное чтение. Педагог предлагает детям для самостоятельного чтения самые легкие и короткие тексты, не содержащие новых слов. Можно использовать рассказы, прочитанные в прошлом году. Цель этого вида занятий — научить детей беглому чтению и совершенствовать умение понимать прочитанное. Такого рода чтение лучше всего проводить в вечерние часы, в так называемое свободное время, а также в выходные и каникулярные дни. Кроме того, дети самостоятельно перечитывают рассказ перед специальным упражнением в чтении с губ фраз из этого рассказа, перед беседой по картинке на сходную тему, перед рисованием по замыслу на тему рассказа, а со временем (в старших группах) перед упражнением в распознавании тек ста на слух. Детям предлагается самостоятельно прочитать рассказ и в тех случаях, когда он содержит подходящий материал для формирования лексических и грамматических обобщений.
И наконец, третий вид занятий — чтение текста, содержащего незнакомые слова. Оно проводится без предварительной подготовки. Цель этого вида занятий — воспитать у детей умение схватывать основной смысл и понимать содержание нового текста, т. е. положить начало раз витию навыка самостоятельного чтения. Для этого вида занятий педагог может использовать новые варианты ранее прочитанного рассказа. После чтения следует различными способами проверить, правильно ли дети поняли текст, помочь им разобраться в его содержании. На занятиях в процессе такого рода чтения педагог выясняет, на что он должен обратить внимание ребят при последующем инсценировании или пояснительном чтении рассказа.
Приведем схему построения конкретных методических рекомендаций по проведению основного вида занятий с некоторыми комментариями к каждому пункту.
1. Цель чтения. Цель чтения большинства рассказов — расширение представлений детей об окружающей действительности формирование у них тех или иных нравственных чувств. Может показаться, что в методических разработках цели сформулированы слишком широко для столь примитивных текстов. Но нельзя забывать, что пробуждение нравственных чувств детей — одна из основных задач книги. И решение этой задачи целиком возлагается на педагога: он должен восполнить недостаток художественности с помощью наглядного занимательного показа и выразительного рассказа и непременно добиться реализации поставленной цели.
2. Новые слова (форт слов и словосочетания). даются слова, которые дети должны понимать только в контексте рассказа, и слова для усвоения. Под у с в о е ни е м подразумевается не только понимание значения слова, но и знание его буквенного состава, умение пользоваться этим словом в общении.
3. Подготовка детей к чтению. Указывается тот минимум представлений и слов, которым дети должны располагать к моменту чтения текста Подготовку к чтению не следует проводить непосредственно перед чтением, а особенно за счет времени, отводимого на чтение.
4. Инсценированный рассказ. На первом году обучения инсценированный рассказ является обязательным элементом подготовки к самостоятельному чтению. На втором году обучения его частично заменяет так называемое пояснительное, или инсценированное, чтение, т. е. чтение с инсценированием некоторых предложений. В методических разработках указываются основные моменты, на которых нужно акцентировать внимание детей, а также наглядные приемы и средства, используемые при инсценировании.
5. Чтение. В зависимости от сложности текста рекомендуется чтение по фразам, сопровождающееся ответами на вопросы для уточнения со держания рассказа; чтение по фразам без сопутствующей беседы; самостоятельное чтение после инсценированного рассказа, пояснительного чтения или без них.
б. Проверка понимания прочитанного. для проверки понимания со держания и смысла рассказа педагог ставит вопросы в ходе чтения, а также предлагает детям ответить на вопросы и выполнить задания.
7. Закрепление. В методических разработках для закрепления основной лексики и дидактического эффекта от чтения рассказа предлагаются различные виды упражнений, игр и занятий на материале данного рассказа. Там, где упражнения и игры даются впервые, они описываются более подробно. В некоторых случаях указания по закреплению опущены с расчетом на то, что педагог воспользуется рекомендациями к предшествующим рассказам..
В методических рекомендациях к рассказам пункты б и 7 объединены. Схема проведения занятий и методические приемы, предложенные в разработках, даются в качестве образца; они могут быть усовершенствованы и изменены в зависимости от конкретной ситуации.
Инсценированный рассказ и чтение проводят на занятиях по обучению чтению, а другие виды работы (подготовка, закрепление) — в часы, отведенные на дидактические игры, развитие речи, изобразительную деятельность и т. п.
Напомним, ‘что на любом занятии, связанном с чтением, учебный элемент должен быть скрыт от ребят, чтобы не разрушалось впечатление непосредственной увлекательной встречи с книгой.
Виды работ по по усвоению словаря и понимания прочитанного:
Игра «Поручения».
Подбор подписей к иллюстрациям и иллюстраций к подписям (подбираются соответствующие картинки, внешне отличающиеся, а по содержанию сходные с теми, которые помещены в книге).
Игра «Молчанка».
Чтение предложений по книге с указанием на соответствующую картинку или на фрагмент картинки.
Выполнение различных заданий на занятиях по изобразительной деятельности, отражающее понимание детьми отдельных моментов рас сказа, его смысла (построить, нарисовать, слепить, выбрать из ряда силуэтов подходящие силуэты для наклеивания, вырезать).
Игра Найди слово».
Выполнение задания: вставить в предложения или текст подходящие слова, выбрав их из ряда предложенных. Педагог может включить слова, близкие или противоположные по смыслу, а также сходные по начертанию, например, покажи и положи. Это приучает детей внимательно вчитываться в слово, отводит их от глобального восприятия слов, характерного для первого этапа обучения.
Составление предложений из отдельных слов, из которых одно-два новые. Существует два варианта этого упражнения, отличающихся по степени сложности:
1. детям раздаются таблички со словами из прочитанного рассказа. Они читают слова и поворачивают таблички текстом к ведущему (кому- либо из детей).
2. Ведущий вызывает детей, которым выданы таблички со словами, и выстраивает их так, чтобы получилось предложение (если нужно запомнить трудное слово, упражнение это проводится с буквами, входящими в состав данного слова). Чтобы ведущий смог проверить фразу, педагог заранее пишет ее на доске и закрывает занавеской.
На втором году обучения эту игру можно проводить и при составлении текста прочитанного рассказа из отдельных предложений (подготовка к пересказу).
Ответы на вопросы. Этот вид работы предусматривает:
а) ответы на альтернативно поставленные вопросы;
б) ответы на вопросы путем выбора подходящего ответа из ряда предложенных;
в) ответы на вопросы с опорой на находящийся перед глазами текст рассказа;
г) самостоятельные ответы детей.
драматизация рассказа или отдельных предложений с использованием слов, подлежащих проверке или закреплению.
Пересказ текста. Этот вид работы предусматривает:
а) составление рассказа из отдельных готовых предложений сокращенного текста;
б) пересказ по серии картинок на тему;
в) пересказ по вопросам.
Привлекая все виды работ по проверке усвоения словаря и понимания прочитанного, педагог должен иметь в виду, что, хотя игры и упражнения и используются для закрепления речевого материала, основной целью их проведения остается решение определенных дидактических задач.
К с.3.
дети должны найти на витрине предметы, расположенные внизу. Потом педагог просит указать внизу предметы, аналогичные тем, что на витрине. Наконец, педагог показывает детям игрушки и предлагает найти такие же на картинке (в этом случае ни размер, ни цвет игрушки не имеют значения).
К с. 4.
По этой картинке даются те же задания, что и по предыдущей, толь ко теперь внимание детей при к цвету и форме предмета:
туфли или сандалии, цвет ленты, фасон платья и т. д.
К с.5.
дается задание найти по образцу карандаш в ряду карандашей и квадрат среди геометрических фигур. Затем дети находят все варианты изображения буквы «В». Педагог может показать детям другие буквы и предложить найти их на картинке.
Можно предъявить таблички со словами «да», «ау» и попросить детей показать в книге эти буквы в правильном порядке: например, «д», потом «а»; все говорят хором «да» и т. д.
К с. 6.
до начала работы с картинками следует провести подготовку, используя натуральные предметы: тарелки, ложкой, чашки и маленькую машину. Нужно задать детям вопрос, сопровождая его соответствующими жестами и мимикой: «Что неверно, что лишнее?» Можно показать не сколько игрушек и цветок в горшке; яблоко, хлеб, конфету, ленту и т. д.
Когда дети научат справляться с этими заданиями, приступают к работе по картинкам в книге.
К с.7.
К началу работы дети должны распознавать глобально слова мальчик, девочка, как зовут?
Накануне занятия педагог проверяет, знают ли дети эти слова, умеют ли показать, кто в группе мальчик и кто девочка, и ответить на вопрос:
«Как зовут?»
- Подготовив детей таким образом, педагог предлагает им прочитать подписи к картинкам устно-дактильно. Затем педагог, указывая на картинки, спрашивает дактильно: «Кто это?» — и учит детей отвечать, пользуясь подписями к картинкам.
К с.8.
К занятию подготавливаются фотографии родителей детей. Когда родители принесут свои фотографии, станет ясно, у кого неблагополучно в семье, поэтому в работе по этой теме педагог должен проявить такт, задавать вопросы осторожно, чтобы не ранить ребенка. Во время беседы педагог задает вопросы: «Чья мама? «, «Чей папа?» — или предлагает:
«Покажи маму (папу)».
После подготовительной работы можно переходить к картинкам в книге. дети сами прочитывают подпись к одной и другой картинке и последовательно выполняют задания: «Покажи Вову», «Покажи маму Вовы», «Покажи папу Наты». Затем ставятся вопросы к картинкам:
«Чья мама?», «Чей папа?», и, если дети правильно ответят на вопросы, т. е. правильно назовут имя, хотя и ошибутся в окончании, можно приступать к следующему виду работы.
К с.9.
детям дается возможность внимательно, не спеша рассмотреть картинки на этой странице. Затем педагог, обращая внимание детей на левую верхнюю картинку и указывая на одного из мальчиков, спрашивает: «Кто это?» дети отвечают: «Мальчик». Тот же самый вопрос задается по отношению ко второму мальчику. После этого педагог предлагает прочесть подпись к картинке и обращает внимание детей на окончание в слове мальчики. (Такая же работа проводится с соседней картинкой.)
дети прочитывают имена ребят, педагог задает проверочные вопросы: «Где Юра?», «Где Ира?», «Где мальчики?», «Где девочки?» При ответах на последние два вопроса нужно следить, чтобы дети показывали не одну фигурку мальчика или девочки, а всю картинку и прочитывали окончания слов девочки, мальчики.
В процессе работы над этим материалом дети учатся отвечать на вопрос: «Как зовут?»
Педагог выполняет с детьми задание, указанное на данной странице.
К с. 10.
Приступая к работе, следует проверить понимание детьми обращений:
«Ешь кашу», «Ней молоко» и т. д. Сначала дети читают подписи и выполняют задания: «Покажи суп, кашу, молоко, чай», «Покажи, кто ест> « Покажи, кто пьет». Затем педагог, пользуясь табличками, обращается к детям с вопросами, которые они различают глобально: «Что де лает девочка (тетя, дядя, мальчик)?», «Кто пьет?», «Кто ест?», «Что пьет девочка (тетя)?», «Что ест дядя (мальчик)?» дети отвечают на вопросы, пользуясь текстом книги.
К с. 11.
Вначале работа проводится так же, как на предыдущих занятиях:
читаются подписи, подбираются таблички, ставятся вопросы. После этого педагог привлекает внимание детей к глаголам кормит и ест. С по мощью контрольных вопросов и дополнительных наглядных пояснений он помогает детям усвоить эти глаголы.
Оперируя табличками, педагог предлагает детям вопросы: «Кто кормит?», «Кто ест?» Закрепление понимания этих вопросов и умения отвечать на них осуществляется параллельно в быту и на специальных занятиях по развитию речи.
После проведения работы с картинками на с. 10—13 проводится повторное чтение и задаются проверочные вопросы: «Кто ест?», «Кто пьет?», «Что ест?», «Что пьет?» и т. д. В случаях затруднений или неверных ответов педагог активно пользуется книгой, привлекает внимание детей к рисункам. В заключение проводится игра, во время которой детям даются задания: «Накорми куклу», «Напои зайку» и т. д. Играя с воспитателем, дети дают друг другу аналогичные поручения, пользуясь табличками.
К с. 14—15.
дети прочитывают подписи и в ответ на вопросы педагога показывают соответствующие иллюстрации.
Глагол смеется уточняется и закрепляется в процессе работы с картинками и подписями к ним, помещенными на следующей странице.
Кс.16. ‘ 1
Педагог с ребятами рассматривают картинки. Хочется думать, что они вызовут улыбку у детей; тогда они быстрее усвоят новое слово, дети прочитывают подписи. Педагог указывает на смеющиеся лица детей, сидящих в зале, сравнивает их с Лицами девочки и мальчика на с. 15 и говорит: «Мальчик смеется, девочка смеется».
К с. 17.
Здесь также необходимо внимательно рассмотреть картинки. должна стать понятна причина слез. Противопоставляются слова смеется, плачет. Уместно в данной ситуации ввести слово жалко.
Отбирая глаголы, обозначающие действия,! которые проиллюстрированы на развороте, мы ориентировались на требования программы и на то, что к моменту чтения дети без затруднений выполняют эти действия в ответ на поручения. И все же перед тем как приступить к чтению подписей к картинкам, педагогу следует проверить знание детьми этих глаголов. для этого можно провести игру «Поручения», в ходе которой поручения дает сначала педагог, а потом сами ребята. Затем дети читают подписи к картинкам.
После этого следует провести одно-два контрольных занятия по глаголам, данным на с. 10—19. К этим занятиям педагог готовит картинки и таблички с написанными на них глаголами. Варьируя задания и сохраняя игровую форму, он проверяет, как усвоены перечисленные глаголы: предъявляется картинка, а дети называют действие; показывается табличка с глаголом, а к ней подбирается соответствующая картинка; педагог выразительно выполняет некоторые действия, а дети их называют, пользуясь в случае затруднений табличками. Можно раздать детям таблички, чтобы они с их помощью давали друг другу поручения.
К с. 20. «Большой мишка и маленькая машина»
Ц е л ь. Учить осмысленно пользоваться игрушками, в данном случае — соотносить размеры мишки и машины.
Н о в ы е с л о в а. Лапа, болит, жалко (усвоить), перевернулась (понимать в данном контексте).
К с. 18—19.
По д г о т о в к а. За два-три дня чтения проверить, понимают ли дети слова посади, большой, маленький, мишка, машина.
инсценированный рассказ. Педагог подготавливает две машины — большую и маленькую — и несколько игрушек разного размера, среди которых «большой» мишка, т. е. такой, которому мала маленькая машина, но хороша большая. (Можно провести инсценировку и с другими игрушками, но сохраняя «масштабы».) Педагог показывает детям куклу и говорит: «Куклу зовут Зоя». Зоя рассматривает игрушки, потом выбирает мишку и пытается посадить его в машину. Это непросто, но кое-как его удается укрепить в машине. Зоя везет машину, машина переворачивается, мишка падает. Педагог бережно поднимает мишку, жалеет его, гладит, поясняет Зое: «Машина маленькая, мишка большой, мишка упал, мишке больно, жалко мишку».
дети видят огорченное выражение лица педагога, читают по табличке слова больно, жалко, вместе с педагогом гладят и утешают мишку. Затем сажают его в большую машину и катают. Потом педагог предлагает кому-нибудь из детей провести инсценировку самостоятельно. Во время инсценировки он обращается к детям с вопросами: «Верно? Правильно?», тем самым поддерживая их активность.
Перед чтением педагог вместе с де рассматривает иллюстрации. Затем дети устно - дактильно читают весь рассказ под руководством педагога. После этого он ставит вопросы, чтобы проверить, понят ли текст:
«Почему упал мишка?», «Почему машина перевернулась?». Дети учатся понимать вопрос «Почему?», ориентируясь на выражение лица педагога. Если дети затру ответить устно, они могут показать соответствующие действия, пользуясь игрушками. На воспитательских часах рассказ еще раз прочитывается и разыгрывается. Для закрепления усвоенного проводятся различные упражнения. Например, из текста рассказа, написанного на доске, исключаются слова маленькая, большой, перевернулась, лапа, жалко, болит. Таблички с этими словами педагог раздает детям, и они подбирают их к соответствующим предложениям. Слова жалко и болит нужно употреблять в повседневной речи, с тем чтобы они были усвоены. Спустя два-три месяца дети должны самостоятельно перечитать рас сказ и ответить на вопросы, пользуясь текстом. Еще через некоторое время рекомендуется выразительно, выделяя рифму, прочитать стихотворение П. Образцова:
Вот из кубиков дом,
Мы в него войдём,
Маловат он для нас,
А для кукол в самый раз.
Выражение как раз следует пояснить: не большой и не маленький, как раз подходит. В дальнейшем это выражение желательно закрепить.
К с. 22 «Молодец Вова»
Ц е л ь. Показать, что нужно уметь терпеть боль, не следует плакать и жаловаться.
Но в ы е с л о в а. Не плачет, побежал (усвоить новую форму слов), что случилось? (понимать в контексте).
П о д г о т о в к а. За несколько дней до чтения рассказа педагог проверяет, понимают ли дети слова упал, молодец, плачет.
инсценированный рассказ. Показывается, как мама и Вова с на прогулку, берут мяч, как Вова бежит за мячом и падает. К ноге куклы, исполняющей роль Вовы, прикрепляется кусочек красного пластилина, что производит сильное впечатление на детей.
далее разыгрывается сцена «У врача», хотя ее и нет в рассказе. Теперь педагог поочередно исполняет роль то врача, то мамы.
На столике разложены вата, йод, бинт; рядом — соответствующие таблички. дети обычно с интересом прочитывают эти легкие слова и запоминают их.
Вове мажут рану йодом. Затем, изображая врача, педагог хвалит Вову: «Больно, но терпит. Не плачет. Молодец!»
дети должны уяснить, почему хвалят Вову: больно, но он терпит, не плачет. Он молодец. Мама и все дети по очереди гладят Вову по голове и говорят: «Молодец».
Ч т е н и е. После инсценировки дети приступают к чтению. Сначала рассматривают картинки и отвечают на вопросы педагога по этим картинкам: «Кто это?» (о мальчике и женщине на скамейке), «Что делает мальчик?» (на первой, второй, третьей картинке). Вводится вопрос «Что случилось?» Затем читают рассказ.
В быту закрепляются слова потерпи, не плачь, молодец.
К с. 23. «Шары»
Ц е л ь. Сформировать представление о свойствах воздушного шара, а также элементарные эстетические представления.
Н о в ы е с л о в а. Шар, ветер, небо (понимать), красиво, улетел (усвоить), купил, вдруг, подул (понимать в пределах контекста).
Вот из кубиков дом, Мы в него не войдем,
Маловат он для нас, А для кукол — как раз.
П о д г о то в к а. Приступая к чтению рассказа, дети должны понимать слова гуляет, дует (обозначать их на прогулке в соответствующей ситуации с помощью табличек); знать цвета: красный, зеленый, Синий, желтый, уметь называть их, пользуясь табличками; понимать вопрос «Сколько?» и уметь пересчитывать предметы в пределах трех.
Знание названий цветов проверяется в процессе игры в «поручения» и на занятиях по изобразительной деятельности.
Пер тем как перейти к чтению рассказа, следует провести подготовительную работу. Педагог приносит три шара разных цветов, дает их детям рассмотреть, обратив внимание на то, как красиво сочетаются краски, как легки шары, потом выпускает воздух из одного шара и снова его надувает. Можно подуть на шары, показать, что они реагируют на движение воздуха — летят.
Слово высоко нужно употреблять во время прогулок, обращая внимание детёй на высоко летящих птиц, высокие дома и т. п. Можно указать детям на то, что высоко летящий самолет с земли кажется маленьким.
Ч т е ни е. дети читают каждое предложение и осмысляют его содержание, показывая, где папа, Лена, шары, небо, какой шар улетел. Затем рассказ прочитывается целиком, после чего дети с помощью педагога отвечают на вопросы.
К с. 24—2 5. «Котенок»
Ц е л ь. Научить правильному, ласковому обращению с домашними
животными.
Но в ы е с л о в а. Гладит, любит (понимать), кормит (усвоить).
П о д г о то в к а. К моменту чтения дети должны знать слово кот, понимать слова спит, ест, кормит, играет. Знание этих глаголов нужно проверить с помощью табличек и подписей к картинкам.
Инсценированный рассказ. Педагог на игрушечном котенке показывает, как следует ласково и бережно обращаться с котенком, как его брать, держать, гладить. Нужно объяснить детям, что котенок маленький и нуждается в защите человека. Противопоставляя правильное обращение с котенком неправильному, педагог поясняет: «Любит котенка», «Не любит котенка».
Ч те н и е. дети дважды читают рассказ хором. На следующий день дети снова читают рассказ и отвечают на вопросы, пользуясь текстом.
На занятиях по развитию речи этот рассказ можно использовать для усвоения вопросов кто? и кого? (»Кто кормит котенка?», Кого кормит Таня?», «Кто спит в корзине?», «Кого гладит Таня?»). В поручениях следует закрепить новую форму слов: покорми, поиграй, погладь. Слово любит не усваивается детьми после чтения рассказа, но оно должно стать ля них знакомым, ассоциироваться с хорошим, добрым отношением.
Маленькое стихотворение на с. 25 дети легко могут выучить и продекламировать на каком-нибудь празднике.
Через два-три месяца рассказ следует перечитать.
К с. 27. «Нашел бант»
Ц е л ь. Воспитывать готовность помогать товарищам.
Но в ы е с л ов а. Потеряла (понимать), ада, нашел, спасибо (усвоить).
П о д г о т о в к а. Чтению рассказа предшествует игра, в процессе которой дети учатся понимать слова ищи, нашел.
Инсценированный рассказ. Вначале следует привлечь внимание детей к тому, что у Лили на голове бант. Играя с куклой, нужно незаметно снять бант и положить его под кукольную кровать. Затем обыгрывается момент, когда кукла «обнаруживает» пропажу и огорчается». Она говорит», обращаясь ко всем: «Я потеряла бант». Так вводится слово потеряла, которое дети прочитывают по табличке. Педагог может прокомментировать: «Ляля потеряла бант». Затем, пользуясь игрушками, он показывает, как дети хотят помочь Ляле, ищут бант. После того как Ляля поблагодарит Мишу, она говорит «спасибо» всем, кто ей помогал. Нужно постараться внушить ребятам, что за по мощь следует благодарить.
Ч т е ни е. После инсценировки дети дважды читают рассказ и под руководством педагога драматизируют его. Необходимо следить за тем, чтобы «игра» ребят не была «немой»; они должны сопровождать свои действия словами: Ляля потеряла бант; Я ищу бант; Бант под сто лом; Нет банта; Возьми бант; Спасибо. Затем следует несколько раз прочесть рассказ и ответить на вопросы, данные в книге. В заключение педагог пишет на доске текст рассказа, из которого исключают слова мяч, бант, спасибо. В процессе коллективного чтения дети подбирают нужное слово. Со временем педагог рассказывает аналогичный сюжет, например, как мальчик теряет кепку.
Спустя еще некоторое время можно вернуться к данному тексту: попросить ребят, глядя на картинку на с. 27, рассказать, что случилось.
К с. 28. «Ломать нельзя»
Цель: Воспитывать бережное отношение к сделанному товарищами.
Новые слова: Сломал, плохой, стыдно (усвоить), построили (понимать).
Подготовка: К моменту чтения рассказа дети должны понимать и выполнять поручения с глаголом посторой (дом, забор), знать слово плохо и понимать слово нельзя.
Инсценированный рассказ. Педагог складывает из кубиков красивую постройку. «Приходят» две куклы; педагог показывает, как они любуются постройкой. Вдруг появляется мальчик и грубо ломает постройку. Педагог должен очень выразительно показать и свое огорчение, и сове осуждение.
Чтение. Дети читают рассказ по предложениям. После каждого предложения делается пауза, дети рассматривают первую картинку, показывают Вову, куклу, дом. Потом разбирается вторая картинка.
На следующий день осуществляется повторное чтение рассказа и разбор по вопросам. Слова сломал, стыдно закрепляются в процессе общения и в игре «Подбери подпись к картинке».
К. с. 29 «Почему заболела кукла?»
Ц ел ь. Объяснить, что в холодную погоду нужно тепло одеваться.
Нов ы е с л о в а. Надела, заболела, без пальто, без шапки, без шар фа (понимать).
По д г о т о в к а. К моменту чтения дети должны знать названия верхней одежды и слова надень, болит.
Инсценированный рассказ. В инсценировке «участвуют» две куклы — большая и маленькая. Большая кукла — Валя. Она собирается на прогулку и тщательно одевается»: на куклу надевают шубу, шапку, варежки и т. д. дети участвуют в сборах: называют одежду, подсказывают, что забыли надеть. Педагог спрашивает: «Что еще надеть?» Можно пошутить, показан какую-нибудь легкую летнюю вещь. Наконец Валя готова. Она «берет» в руки маленькую куклу в легком платье и «уходит». Затем можно показать картинку, на которой изображен зимний двор И гуляющие дети. Они тепло одеты, а кукла в одном платье. Кукле холодно. Педагог должен выразительно показать ребятам, что кукле холодно. Вот у нее начался жар. Валя укладывает куклу в кровать.
К с. 30—31 «Вот елка...»
Це л ь. дать детям представление о новогоднем празднике.
Новое словосочетание. Елочные игрушки (понимать названия игрушек).
Ч т е н и е. Сначала дети подробно разглядывают картинки, читают подписи — названия игрушек, выполняют задания типа: «Покажи шары, звезду, бусы». Потом педагог обращает внимание детей на маски; они с помощью педагога называют зверей: »Лиса, волк, заяц». В процессе чтения педагог рассказывает о новогоднем празднике: это зимний праздник, к этому празднику ставят елку, приходит дед Мороз, Снегурочка, звери; все танцуют около елки, дед Мороз дарит подарки; Новый год — очень красивый и веселый праздник.
К с. 32. «День рождения»
Ц е л ь. Познакомить ребят с обычаем в день рождения дарить подарки, научить их благодарить за подарки.
Новые слова и словосочетание. Обними, поцелуй, подарок, день рождения (понимать).
Ч т е н и е. В процессе чтения рассказ иллюстрируется с помощью игрушек. Педагог представляет детям «именинника» — нарядного мальчика-куклу, дарит ему машину, обнимает и целует его, гладит по голове. «Именинник, «благодарит» маму, ребят.
Потом дети рассматривают картинки в книге и отвечают на вопросы. Педагог организует игру «День рождения». Один из ребят — именинник, остальные несут ему подарки: игрушки, карандаши, значки, ленты. Нужно показать, как дарить подарок, как его принимать, как благо дарить.
Спустя несколько дней дети снова перечитывают рассказ, отвечают на вопросы в книге.
К с. 33. «Один кубик»
Ц е л ь. Обратить внимание детей на то, что кубики при постройке ставятся неслучайно.
Но в о е с л о в о. Высокая (понимать).
П о д г о т о в к а. дети должны понимать слова упал, построил.
Педагог говорит детям: «Будем строить». Затем он, советуясь с детьми, привлекая их внимание к постройке, складывает красивую башню с таким расчетом, чтобы при изъятии одного кубика она развалилась; это происходит на глазах у детей. Затем педагог строит другую башню и пробует снимать разные кубики сверху и сбоку, не разрушая башни. Таким образом детям демонстрируются определенные «строительные» законы.
Ч т е н и е. После этого дети читают рассказ и отвечают на вопросы.
К с. 33. «Всех угостила»
Це л ь. Воспитывать у детей привычку делиться с товарищами, угощать их; показать, как должны себя вести те, кто угощает, и те, кто принимает угощение.
Новое слово и словосочетание. Угости, можно угостить.
П о д г о т о в к а. дети должны понимать слова бабушка, ребята, конфета.
Инсценированный рассказ. Педагог показывает, как бабушка дарит Кате конфеты, как Катя их принимает, спрашивает бабушку, можно ли угостить ребят. Бабушка одобряет желание внучки. Педагог подчеркивает, что Катя не ела конфеты одна, вспомнила о ребятах, показывает, как охотно Катя угощает ребят, говоря: «Возьми, пожалуйста!» дается образец правильного поведения детей: они не хватают, не выбирают конфеты; благодарят Катю; развернув конфету, не бросают бумажку на пол, а кладут ее на стол или в корзину для мусора. Следует подвести ребят к выводу о том, что одному есть некрасиво, нужно угощать других.
Ч т е н и е. дети самостоятельно читают текст, отвечают на вопросы педагога и драматизируют рассказ. Желательно, чтобы на занятиях по лепке были заранее сделаны конфеты из пластилина, обернуты В цветные бумажки и уложены в коробку из-под конфет.
В дальнейшем в быту и в игре нужно давать детям поручения со словом угости, учить их пользоваться словом угостила, показать, что это не то же самое, что дала, и относится только к пище. Необходимо следить за тем, чтобы ребята в быту следовали показанному образцу.
К с.36 «Мы строим дом»
Це л ь. Показать привлекательность дружной совместной работы, игры.
Н о в ы е с л о в а. Дом (усвоить), песок, дружно (понимать).
П о д г о т о в к а. Незадолго до чтения рассказа педагог обращает внимание на то, что из песка можно делать разные постройки. Используя картинки или игрушки, педагог вместе с детьми проговаривает слова стена, крыша, забор, ворота, строить.
Ч т е н и е. Сначала дети читают рассказ по предложениям, показывая соответствующие фрагменты рисунка. Потом они несколько раз читают рассказ целиком. Педагог проводит беседу по вопросам: «Кто играл?», «Что строили?», «Кто делал крышу?», «Кто убирал песок?»
Спустя некоторое время дети вместе с воспитателем на прогулке строят из песка дом, забор. Воспитатель часто повторяет ребятам слово дружно, подчеркивает, как это приятно и весело работать дружно, вот и постройка получилась хорошая, потому что работали дружно.
К с. 38. «Лети, птичка!»
Ц е л ь. Пробудить интерес к птицам, воспитывать бережное, заботливое отношение к ним, дать представление о том, что птицам лучше жить на воле, чем в клетке.
Н о в ы е с л о в а. Весна, клетка, на волю (понимать), лети (усвоить новую форму слова).
П о д г о т о в к а. К моменту чтения дети должны знать слово птица (птичка). Чтению предшествуют наблюдения за птицами, живущими на воле и в клетке (если есть в группе).
Инсценированный рассказ. Используя игрушки и клетку, следует показать, как нужно ухаживать за птичкой. Рассказ педагога должен быть значительно подробнее, чем текст в книге. Желательно, что бы роль мальчика исполнил сам педагог. Для этого достаточно надеть кепку и сообщить ребятам: «Я — мальчик Вова. У меня птичка». В роли Вовы педагог чистит клетку, гладит птичку, кормит, поит, разговаривает с ней. Можно взяв птичку в руки, подойти с ней к окну, рассматривать небо, солнце, деревья, птиц, летающих за окном. С помощью жестов и мимики нужно показать ребятам, что птица скучает. Хотя Вова и заботится о ней, но птичке хочется быть вместе с другими — там, за окном. Когда ребята поймут это и начнут сочувствовать птице, Вова спрашивает у них: «Что делать?» — и, как будто внезапно догадавшись, открывает клетку и форточку и говорит: «Лети, птичка!»
Ч т е н и е. дети читают текст по предложениям. Педагог проверяет понимание прочитанного, предлагая детям показать соответствующий рисунок. Рассказ нужно прочитать два-три раза. На следующий день дети снова читают рассказ, отвечают на вопросы педагога, рассматривают иллюстрации, после чего детям можно предложить инсценировать рассказ. Поначалу педагог должен принимать активное участие в инсценировании, подсказывать порядок действий, задавать вопросы. На занятиях по изобразительной деятельности можно сделать рисунки (или аппликации) на тему этого рассказа.
К с. 39. «Вертушки»
Ц е л ь. Показать, что вертушки вращаются на ветру, если они правильно сделаны, обратить внимание детей на то, что это красиво.
Н о в ы е с л о в а. Вертушка (-и) (понимать), красиво (усвоить).
П о д г о т о в к а. За несколько дней до чтения рассказа на занятиях по конструированию дети с педагогом делают вертушки. При этом педагог объясняет детям: чтобы получилось красиво, нужно выбрать кра сивую бумагу, аккуратно и правильно сложить ее и вырезать. Готовьте вертушки рассматривают все ребята; педагог отмечает наиболее удачно выполненные изделия.
Ч т е н и е. Ребята вместе с педагогом по фразам читают рассказ; для проверки понимания текста используются рисунки.
Затем дети самостоятельно перечитывают весь рассказ.
Отправляясь на прогулку, ребята берут с собой вертушки. Воспитатель организует наблюдение за вертушками, поясняет, почему они вертятся. На следующий день дети с педагогом вновь перечитывают рассказ и отвечают на вопросы в книге. В процессе беседы желательно употреблять слова красиво, некрасиво.
К с. 40. «Умный Бобик»
Ц е л ь. Показать детям, что собака может быть и умной, и доброй; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Н о в ы е с л о в а. Забыла (в значении «оставила»), принеси (усвоить), принес (понимать в данном контексте).
П о д готов к а. Повторить слово забыла в значении «не вспомнила». Инсценированное чтение. Педагог показывает детям игрушечную собаку, маленькую куклу и куклу побольше. «Собаку зовут Бобик говорит он.— Куклу зовут Соня». Затем педагог читает рассказ, иллюстрируя чтение с помощью игрушек. Рассказ читается два-три раза. Чтение должно быть выразительным: нужно показать, как удивлен Бобик, увидев куклу, как он ее осматривает, как бережно берет и бежит к Соне. Этот маленький рассказ можно сделать очень интересным для ребят, если при разборе более полно раскрыть его смысл: нельзя бросать игрушки, в том числе куклу, которая по-своему тоже друг, «дочка»; со бака добрая, потому что пожалела куклу, принесла ее Соне.
Ч т е н и е. После инсценированного чтения и беседы дети несколько раз читают рассказ, отвечают на вопросы. Можно попросить кого-либо из детей пересказать текст, ориентируясь на картинки в книге.
К с. 41. «Тяпа не игрушка»
Ц е л ь. Показать, что живые существа (кошка, собака) в отличие от неодушевленных предметов — игрушек обладают собственной волей; их нельзя принуждать к игре.
Н о в ы е с л о в а. Не хочет (усвоить новую форму слова), живая (понимать в контексте противопоставления игрушке).
П о д г о т о в к а. Проверить понимание слов хочу, не хочу. дети должны выполнить поручения со словами посади (на стул, на пол, в машину), покатай (на санках, в машине, на велосипеде).
Ч т е н и е. Ребята с педагогом читают рассказ, рассматривая картинки в книге. Можно, готовясь к занятию, разместить на столе несколько игрушек: положить куклу, поднять лапу мишке, посадить зайца — и таким образом продемонстрировать ребятам, что игрушки неподвижны, «послушный». После этого, иллюстрируя текст рассказа, можно посадить несколько игрушек в машину и «покатать» их. Затем педагог поясняет:
«Тяпа — не игрушка, Тяпа — живая» — и перечисляет признаки живо го существа: самосто