ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ СОРОКА-РОСИНСКИЙ (1882-1960), русский и советский педагог-гуманист
Основные работы | Принципы воспитательной системы | Проблемы воспитания трудных детей |
Психология в России; Психология и самовоспитание; Нат Пинкертон и детская литература; Путь русской национальной школы; Национальное и героическое воспитание; Детский дом; Трудновоспитуемые; Школа им. Достоевского; От принудительности к добровольчеству; Культурная революция и педагогические коллективы. | Национальные школы и нац. психология.Основные принципы национального воспитания должны закладываться в семье: через религиозное воспитание и труд, воспитание на традициях устного народного творчества. Демократичность воспитания и обучения. Принцип коллективного воспитания с учетом индивидуальности каждого воспитанника. Переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности,самоуправления, соревновательности и самокритичности. Всякое знание превращать в деяние. Принцип игрыкак естественной потребности растущего организма в организации всей жизнедеятельности воспитанников и учебы. Принципы суворовской педагогики,положенные В.Н. Сорокой-Росинским в основу своей воспитательной системы: «Глазомер, быстрота, натиск», «Тяжело в учении, легко в бою». | Решительно выступил против понимания трудных детей как морально или психически дефективных.Он считал, что это вполне нормальные дети, попавшие в тяжелые жизненные условия. Они вполне поддаются педагогической коррекции. В работе с трудными подростками «лучшим орудиемвоспитания является личность педагога,его пример. ..»,учитель должен быть «породистым». Классификация учителей:а) учителя-теоретисты; б) педагоги-реалисты и утилитаристы; в) педагоги-артисты; г) учителя-интуитивисты. Выступал за смягчение беспрерывной «артельной» жизни в детских домах, предложил создавать спец. уединенные помещения для индивидуального творчества и размышления. |
АНТОН СЕМЕНОВИЧ МАКАРЕНКО (1888-1939)
Общеметодологические основы взглядов. Произведения | Теория и практика воспитания | Теория коллектива |
Основной принцип воспитания:диалектическое единство личности и общества. Социалистический гуманизм:вера в творческие силы человека, возможность проектировать в человеке будущее. Критика мелкобуржуазной теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм. Считал педагогику самой сложной и диалектической наукой. Произведения:Педагогическая поэма, Флаги на башнях, Книга для родителей, Методика организации воспитательного процесса, Марш 30-х годов и др., множество статей. | Осуществил беспримерный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. Соединил обучениеи воспитание детей с производительным свободным творческим трудом. Развивал теорию семейного воспитания:состав семьи, атмосфера семьи, авторитет и пример родителей, труд в семье. Занимался вопросами полового воспитания, считая, что их не надо выделять из общей системы воспитания гражданина. Целью нравственного воспитаниясчитал воспитание чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины. | Закон жизни коллектива — движение! Принципы: — воспитание в коллективе,через коллектив; — уважение и требования к личности; — принцип параллельного действия. Понятия:коллектив, признаки коллектива, система перспективных линий, традиции в коллективе, стиль, тон в коллективе, виды детских коллективов. |
«Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».
«Ребенок — это живой человек... Это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций и тревожности, и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых».
«В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом».
163