Павел александрович флоренский (отец павел) (1882-1937)

Биографическая справка.Окончил физико-математический фак-т МГУ, Московскую духовную академию. Преподавал в академии историю филосо­фии. В 1911 г.принял сан священника. Был близок к московскому религиоз­но-философскому движению славянофильского направления. С 1912 г.— ре­дактор Богословского вестника. В 1918—1920 гг.— в комиссии по охране па­мятников в Троице-Сергиевой Лавре. С 1921 г.— преподаватель во ВХУТЕМАСе. В советское время не снимал одежду православного священ­ника. Работая в области электротехники, писал философско-религиозные ра­боты: Философия культа; Иконостас; Детям моим. Воспоминания прошлых дней; Имена и др. Принципиально не стремился покинуть Россию, хотя и не мог не предвидеть гонений со стороны советской власти за свои религиозные убеждения. Был расстрелян в 1937 г.в лагере.

Отстаивал духовную ценность Православия,в котором находят свое выс­шее и истинное воплощение все общечеловеческие устремления.

Предупреждал о гибельности бездуховного пути культуры.

Выступал против культа человека,не ограниченного в деятельности и правах высшими, надчеловеческими духовными ценностями. Это в обла­сти искусства приводит к культукрайнего индивидуализма,в области нау­ки — к культу оторванного от жизни знания,в области хозяйствования — к культу хищничества,в области политики — к культу личности.

Заложил основы философии генеалогии.Генеалогия была для него свое­образной педагогикой: история рода должна давать нравственные уроки и задачи. Воспоминания о семье, роде, составление генеалогии, постро­енной на идее единства рода как целого и взаимосвязи рода и личности, в него входящей, занимало большое место в его наследии.

Подошел к понятию духовного генотипа и законов его бытия.«Жизненная задача всякого — познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого — познать собственное свое место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную в себе, а свою — как члена рода, как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...»

Проповедовал ряд нравственных ценностей:

— не стремиться к власти, богатству, влиянию;

— быть добрым и внимательным к людям; не подменять доброту и ис­
тинную помощь людям благотворительностью;

— не завидовать, зависть порождает многие пороки: злобу, мелочность,
интриги, сплетни;

— не осуждать других, особенно тех, кто старше, не заниматься пересудами;

— свои дела надо делать как можно лучше, из своих дел надо стремиться
извлечь пользу, назидание и питание для души; «чтобы ни одна мину­
та... не утекала мимо вас без значения и содержания»;

— не позволять себе мыслить небрежно. «Мысль — Божий дар и требует
ухода за собою. Быть отчетливым и отчетным в своей мысли — это залог
духовной свободы и радости мысли».

ВАСИЛИЙВАСИЛЬЕВИЧ ЗЕНЬКОВСКИЙ (1881-1962), психолог, педагог, богослов и философ

Биографическая справка:Родился и вырос на Украине. Закончил Киев­ский университет, профессором которого стал после его окончания и защиты докторской диссертации. Был министром исповеданий в украин­ском правительстве. В 1919 г.покинул страну. Преподавал в Белграде, Праге, с 1962 г.— в Парижском богословском институте им. С. Радонеж­ского. В 1941 г.был рукоположен в иереи и причислен к русской введен-ской церкви в Париже.

Основные работы: Принцип индивидуальности в психологии и педагогике; Социальное воспитание, его задачи и пути; О педагогическом интеллектуа-

лизме; Психология детства; Педагогика и психология; О психологии совре­менной молодежи; Проблемы воспитания в свете христианской антрополо­гии; Русская педагогика XX века; История русской философии; Проблемы психической причинности идр.

Считал, что познание не является первичным и определяющим нача­лом в человеке. Смысл, задачи и возможности познания определяются из общего отношения человека к миру.

Выдвигал на первый план антропоцентризмрусской философии, кото­рая больше всего занята темой о человеке, его судьбе и путях.

Говорил о связи воспитания с содержанием жизни ребенка,с тем, что составляет и определяет смысл его жизни.

Предлагал строить педагогику на фундаменте христианской антрополо­гии. Школа должна быть религиозной не только по содержанию, но и по своему духу.

Видел смысл воспитанияв «духовном устроении», в идее спасения, ос­мысливал физическое, социально-интеллектуальное, моральное, эстети­ческое и религиозное развитие как восхождение к духовному началу.

Дал свое понимание понятий социальная педагогикаи социальное воспита­ние,выступая против сторонников свободного воспитания. Педагогические течения, ставящие в центре всего ребенка и его индивидуальные запросы, направлены на воспитание эгоиста, пользующегося всеми благами социаль­ного развития, но живущего только своими проблемами. Жизнь всегда и вез­де социальна, поэтому воспитание означает, что бессознательное случайное воздействие общества на детей должно стать сознательным и планомерным. Личность не может достигнуть идеала вне общества. Все это не исключаетразвития индивидуальных способностей и особенностей ребенка, а лишь «придает этой задаче новый смысл».

Не отрицал свободы в воспитании.Вне свободы воспитание превраща­ется в дрессировку. Необходимо обеспечить связь свободы и добра. При­знавал право ребенка на индивидуальность и свой путь развития.

Призывал признать учение об образе Божьем в человеке и глубокой ценности человеческой личности в православном сознании.

Согласовать идею личности с социальной средой возможно лишь че­рез естественную, приводящую к возникновению коллективного духовно­го начала и благодатную соборность, которой является церковь.

Отстаивал идею «эмоционализма»,понимая под ним стремление к ох­ране, развитию и укреплению основных сил души, «основных ее эмоцио­нальных движений».

Построил собственную возрастную периодизацию,основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка.

Раннее детство — ребенок вживается в весь безграничный мир смыс­лов, в природу, в человеческие отношения.

Второе детство — ребенок стремится приспособиться к миру и людям, к порядкам природы и социальной жизни.

Отрочество — для подростка характерны мечтательность, ирреализм, нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своей жиз-

нью. От отрочества в юность приходит могучая сила пола, укрощенная и просветленная развитием эроса.

Юность — период внутреннего единства и творческой цельности, увле­чения, вдохновения, доверчивого отношения к миру и людям, пронизан­ных религиозной верой в Бога.

Считал необходимым на всех возрастных этапах в процессе воспита­ния иметь эсхатологическуюперспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти».

Признавал главнейшим принципом педагогики принцип индивидуальности.

Подчеркивал, что моральная жизнь становится фактором духовного устройства лишь как религиозная жизнь.

Не абсолютизировал дисциплину.Она выступает лишь как инструмен­тальный фактор духовного воспитания ребенка, регулирующий духовную жизнь, освобождающий духовные силы ребенка от случайных порывов.

Эстетическое воспитаниеимеет две цели: низшую и высшую. Первая служит задачам развлечения и игры. Вторая — «воспитанию души через приобщение души к красоте». Эстетическое воспитание должно быть свя­зано с трудом души.

Интеллектуальное воспитаниеразвивает потребность в целостном ми­ровоззрении через развитие инициативы ума, творческих сил и интуи­ции.

Религиозное воспитаниенаправлено на развитие религиозного вдохно­вения, живой, всецелой и свободной погруженности души в жизнь церк­ви.

Физическое воспитаниеоправданно, «оно священно как устроение жиз­ни тела».

Сексуальное воспитание— имеет чрезвычайно серьезное значение. «Ус­троение сферы пола имеет особо важное значение для эмпирического и духов­ного здоровья личности». Энергия пола — одно из самых глубоких и твор­ческих движений в человеке, и суть его в глубокой потребности выйти за пределы своей личности и достигнуть всецелого и глубокого соединения с любимым существом. Удовлетворение сексуальных желаний без люб­ви — извращение и искажение закона целостности, заложенного в душе человека. Все запросы и стремления, связанные с полом,должны разре­шаться только в браке.

Показал, что профессионализм учителязависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уни­кальность каждого ребенка. Без этого нет педагогической интуиции, а, следовательно, не будет и педагогического мастерства.


Наши рекомендации