Педагогические идеи и принципы
Произведения
Направление в педагогике
Родился в Варшаве в семье юриста. 1898г. - окончил русскую гимназию и поступил в Варшавский университет на медицинский фак-т. 1904г. - работает в одной из детских больниц.
1912 г. - директор «Дома сирот». 1914 г. - ординатор полевого госпиталя русской армии. 1918 г. - возвращается в Варшаву, руководит «Домом сирот», преподает в Институте специальной педагогики, Свободном польском университете, выступает как эксперт в суде по делам несовершеннолетних, сотрудничает в журналах и т. п. 1942г. - погибает вместе с воспитанниками в концлагере.
Основная идея- полноценность ребенка как человека и самоценность
детства как подлинного, а не предварительного этапа жизни: «Детей нет -
есть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта,
иными влечениями, иной игрой чувств».
Детство - фундамент жизни.
Равноценность ребенка и взрослого. Право ребенка на уважение и
признание за ним права «быть тем, что он есть».
Осознание и признание ребенка наиболее важным звеном в цепи
субъектов воспитания. «Воспитания безучастия ребенка в нем не
существует».
Необходимость точного индивидуального подхода.
Предпосылка нормального восп. процесса - создание в семье или
коллективе атмосферы доброжелательности, взаимного доверия, любви,
уважения.
Принципы воспитания
- уважения труда познания ребенка;
- уважения неудач и слез ребенка;
- уважения собственности ребенка;
- уважения тяжелой работы роста;
- уважения самобытности ребенка;
- паритетности взаимоотношений;
- безопасности ребенка («Учитель, не навреди!»);
- ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть);
- безусловной поддержки и помощи взрослого ребенку;
- безусловной любви воспитателя к воспитаннику.
Воспитательные моменты; О школьной газете; Право ребенка на уважение; Как любить ребенка; Правила жизни; Шутливая педагогика.
Худ. произведения для детей и о детях:
Король Матиуш!, Король Матиуш на безлюдном острове; Банкротство юного Джека; Когда я снова стану маленьким; Кайтусь-волшебник; Упрямый мальчик и т. д.
Гуманистическое
Задача- изменить воспитание, изменить детство так, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка.
Цель- полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности в уважении к добру, к красоте, к свободе, личности, свободной от конформизма и эгоцентризма.
Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.
Первое, непостижимое право ребенка — высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и сам скажет, в чем его право, догадок и ошибок станет меньше.