Лев николаевич толстой (1828-1910)
Пед. деятельность | Содержание образования и воспитания | Дидактика | ||
Нравственное воспитание | Физическое воспитание | Умственное развитие | ||
1849 г.— начало пед. деятельности. 1859 г.— открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. 1861 г.- реорганизация Яснополянской школы. 1862 г.— прекращение пед. деятельности в ответ | • свобода детской активности и детскому творчеству, • уважение ребенка как личности, • протест против угнетения детей, • уважение к детским «недостаткам», • приобщение ребенка к «религиозному началу» (что и есть нравственно). Нравственно-религиозное | — со-вершен-ствова-ниефиз. качеств детей, — закаливание организма, — развитие физ. качеств в народных играх и на природе. | ■развитие наблюдательности, ■ развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать, ■ развитие творчества, ■ умственное | Образование — свободное соотношение людей, из которых один сообщает известную сумму знаний, а др. свободно воспринимает ее. Содержание обучения определяет «религиозно-нравственное воспитание в духе «очищенного христианства». Взаимосвязь воспитания и образования. Особую роль уделял таким методам обучения, как слово учителя (рассказ, беседа). Развитие творчества детей: самостоятельная работа, сочинения. |
пед. деят-ть | Содержание образования и воспитания | Дидактика | ||
Нравственное | Физи- | Умствен- | ||
воспитание | ческое | ное | ||
воспита- | развитие | |||
ние | ||||
на обыск в | учениеЛ.Н. | развитие, | Сознательное усвоение | |
Яснополян- | строилось на | связан- | знаний. | |
ской школе. | идее непротив- | ное с | Приучение учащихся к | |
1872 г.— | ления злу | обучени- | наблюдательности. | |
насилием, | ем по | |||
Азбукэ. | смирения, | книгам | Широкое использова- | |
1875 г.- | увеличения | Толстого. | ние экскурсий, опытов, | |
Новая | добра в мире | таблиц и картин, | ||
азбука и | каждым челове- | наблюдения подлинных | ||
А Книги для | ком. | предметов. | ||
чтения. | Критическое отноше- | |||
70-егг. - | ние к звуковому методу | |||
разработка | обучения грамоте. | |||
проекта | Подчеркивал творчес- | |||
крестьянс- | кое начало во всей | |||
кой учитель- | деятельности учителя. | |||
ской семинарии. | Предпринял попытку | |||
создать «повышенную | ||||
1907- | школу», которая | |||
1908 гг.- | должна была удовлет- | |||
занятия с | ворять потребность | |||
крестьяне- кими ■ | ! СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ I | продолжать образование, возникающую у | ||
детьми в | Если учитель соединяет в себе ( | способных детей. | ||
духе своего i | любовь к делу и к ученикам, он ' | Лучший тип такой | ||
религиозно- " нравствен- | совершенный учитель. \ | школы — «учительская семинария», которая | ||
ного учения. | Чем труднее учителю, тем легче \ | готовила бы из числа | ||
ученику. ' | самых одаренных | |||
крестьянских детей | ||||
Нужно, чтобы ученик не стыдил- ] | будущих сельских | |||
ся учителя и товарищей. То, чему | учителей. | |||
учат ученика, должно быть понят- | ||||
но и занимательно. Давайте учени- | ||||
ку такую работу, чтобы каждый | ||||
урок чувствовался ему шагом ! | ||||
вперед в учении. | ||||
Очень важно, чтобы ученик не | ||||
боялся наказания за дурное учение. | ||||
Урок должен быть соразмерен | ||||
силам ученика. |
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ:
Низшая ступень— школы. По Уставу 1864 г.:
— приходская школа (народные училища). Бесплатная. 4 года обучения.
Дисциплины: Закон Божий, письмо, арифметика, чтение нот церковных
песнопений;
— земская школа;
— церковно-приходская школа.
Средняя ступень— гимназии: >
— классические гимназии с преподаванием латинского и греческого язы
ков, гуманитарных предметов. Окончивших гимназию с отличием брали
в университет без экзаменов;
— реальная гимназия без древних языков с большим количеством часов
на физику, химию, естественные науки, поступление — в высшие техни
ческие училища.
Во времена Александра II вводились женские гимназии.Крупные губернские города имели 1—2 женские гимназии. Существовали на частные пожертвования и плату за обучение.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1. Университеты.Было 9 университетов, где чаще всего был такой на
бор факультетов: богословский, историко-филологический, физико-ма
тематический, юридический, медицинский, восточно-языковедческий.
2. Медицинские учебные заведения.
К высшимотносились: клинический институт великой княгини Елены Павловны в Петербурге, гинекологический институт при Московском университете, бактериологический институт при Ново-Екатерининской больнице в Москве, акушерские курсы для врачей при Императорском клиническом институте в Петербурге, курсы для врачей при бактериологической станции Харьковского медицинского общества.
Для приготовления женщин-врачей в Петербурге открылся женский медицинский институт. Существовали ветеринарные институты.
Средние медицинские учебные заведения: фельдшерские школы, зубоврачебные, массажа и врачебной гимнастики, школы акушерок и повивальных бабок (для села).
3. Юридические учебные заведения.Юридические факультеты в универ
ситетах (высшее образование). Александровский и Демидовский лицеи и
училище правоведения (подготовительные).
4. Техническое образование.
Высшеедавалось в технологических (технических, политехнических) институтах в Петербурге, Москве, Харькове, Риге, Томске.
Низшие ремесленные школы, отделения и классы для обучения ремеслам.
5. Педагогическое образование.
Историко-филологические институты(Петербург, Нежин) — закрытые государственные учебные заведения. Готовили преподавателей для гимназий.
Учительские семинарии — открытые учебные заведения с 3-летним сроком обучения. Выпускали учителей низших школ.
6. Сельскохозяйственные и лесные учебные заведения.
Высшееобразование. Сельскохозяйственный институт близ Москвы, Лесной институт в Петербурге, высшие винодельческие курсы в Крыму.
Среднее образование. Сельскохозяйственные или земледельческие училища с 6-летним сроком обучения.
Низшие сельскохозяйственные школы I и II разряда, срок обучения — 4 и 2 года (таких школ 105 в стране, из них 4 — женские).
7. Коммерческие учебные заведения.
Среднее образование — коммерческие училища с 7- и 3-летним сроком обучения.
Низшие учебные заведения — торговые школы, классы и коммерческие курсы.
8. Военное образование.
Высшее— академии (курс обучения 2—3 года, принимались по экзамену только прослужившие несколько лет в строю офицеры), военные училища (8 в стране, срок обучения 2—3 года).
Среднее — кадетский корпус (обучение 7 лет).
Низшее — всякого рода школы (свыше 10 тыс.). В некоторые из них принимали женщин.
9. Морские учебные заведения.
Высшееобразование — Морская академия и Кронштадское морское инженерное училище.
Среднее — офицерские классы.
Низшее — начальные школы для детей матросов.
10. Духовные учебные заведения.Духовные академии, семинарии и учи
лища. Такие учебные заведения были не только у православной церкви,
но и у других конфессий.
11.Межевые и топографические учебные заведения.
Высшееобразование — Константиновский межевой институт. Среднее — землемерные училища.
12. Учебные заведения для изучения восточных языков.
Высшееобразование — факультет восточных языков в университете Петербурга и Лазаревский институт восточных языков в Москве. Для поступления в институт требовалось окончание курса в одном из средних учебных заведений.
13. Художественное и музыкальное образование.Не имело систематичес
кой организации. Были высшие, средние и низшие учебные заведения:
училища, школы, курсы.