Лев николаевич толстой (1828-1910)

Пед. деятель­ность Содержание образования и воспитания Дидактика
Нравственное воспитание Физи­ческое воспита­ние Умствен­ное развитие
1849 г.— начало пед. деятельнос­ти. 1859 г.— открыл в Ясной Поляне школу для крестьянс­ких детей. 1861 г.- реорганиза­ция Яснопо­лянской школы. 1862 г.— прекраще­ние пед. деятельнос­ти в ответ • свобода детской актив­ности и детско­му творчеству, • уважение ребенка как личности, • протест против угнете­ния детей, • уважение к детским «недостаткам», • приобщение ребенка к «рели­гиозному нача­лу» (что и есть нравственно). Нравственно-религиозное — со-вершен-ствова-ниефиз. качеств детей, — зака­ливание организ­ма, — раз­витие физ. качеств в народных играх и на природе. ■разви­тие наблюда­тельнос­ти, ■ разви­тие способ­ности самосто­ятельно мыслить и глубоко чувство­вать, ■ разви­тие творче­ства, ■ ум­ственное Образование — свободное соотноше­ние людей, из кото­рых один сообщает известную сумму знаний, а др. свобод­но воспринимает ее. Содержание обучения определяет «религиоз­но-нравственное вос­питание в духе «очи­щенного христианства». Взаимосвязь воспита­ния и образования. Особую роль уделял таким методам обуче­ния, как слово учителя (рассказ, беседа). Развитие творчества детей: самостоятель­ная работа, сочинения.

пед. деят-ть Содержание образования и воспитания Дидактика
           
    Нравственное Физи- Умствен-  
  воспитание ческое ное  
    воспита- развитие  
    ние    
на обыск в учениеЛ.Н.   развитие, Сознательное усвоение
Яснополян- строилось на   связан- знаний.
ской школе. идее непротив-   ное с Приучение учащихся к
1872 г.— ления злу   обучени- наблюдательности.
  насилием,   ем по  
Азбукэ. смирения,   книгам Широкое использова-
1875 г.- увеличения   Толстого. ние экскурсий, опытов,
Новая добра в мире     таблиц и картин,
азбука и каждым челове-     наблюдения подлинных
А Книги для ком.     предметов.
чтения.       Критическое отноше-
70-егг. -       ние к звуковому методу
разработка       обучения грамоте.
проекта       Подчеркивал творчес-
крестьянс-       кое начало во всей
кой учитель-       деятельности учителя.
ской семинарии.       Предпринял попытку
        создать «повышенную
1907-       школу», которая
1908 гг.-       должна была удовлет-
занятия с       ворять потребность
крестьяне- кими ■ ! СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ I продолжать образова­ние, возникающую у
детьми в Если учитель соединяет в себе ( способных детей.
духе своего i любовь к делу и к ученикам, он ' Лучший тип такой
религиозно- " нравствен- совершенный учитель. \   школы — «учительская семинария», которая
ного учения. Чем труднее учителю, тем легче \ готовила бы из числа
  ученику. ' самых одаренных
    крестьянских детей
  Нужно, чтобы ученик не стыдил- ] будущих сельских
  ся учителя и товарищей. То, чему учителей.
  учат ученика, должно быть понят-  
  но и занимательно. Давайте учени-  
  ку такую работу, чтобы каждый  
  урок чувствовался ему шагом !  
  вперед в учении.  
  Очень важно, чтобы ученик не  
  боялся наказания за дурное учение.  
  Урок должен быть соразмерен  
  силам ученика.  

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ:

Низшая ступень— школы. По Уставу 1864 г.:

— приходская школа (народные училища). Бесплатная. 4 года обучения.
Дисциплины: Закон Божий, письмо, арифметика, чтение нот церковных
песнопений;

— земская школа;

— церковно-приходская школа.

Средняя ступень— гимназии: >

— классические гимназии с преподаванием латинского и греческого язы­
ков, гуманитарных предметов. Окончивших гимназию с отличием брали
в университет без экзаменов;

— реальная гимназия без древних языков с большим количеством часов
на физику, химию, естественные науки, поступление — в высшие техни­
ческие училища.

Во времена Александра II вводились женские гимназии.Крупные гу­бернские города имели 1—2 женские гимназии. Существовали на част­ные пожертвования и плату за обучение.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Университеты.Было 9 университетов, где чаще всего был такой на­
бор факультетов: богословский, историко-филологический, физико-ма­
тематический, юридический, медицинский, восточно-языковедческий.

2. Медицинские учебные заведения.

К высшимотносились: клинический институт великой княгини Елены Павловны в Петербурге, гинекологический институт при Московском уни­верситете, бактериологический институт при Ново-Екатерининской боль­нице в Москве, акушерские курсы для врачей при Императорском кли­ническом институте в Петербурге, курсы для врачей при бактериологи­ческой станции Харьковского медицинского общества.

Для приготовления женщин-врачей в Петербурге открылся женский медицинский институт. Существовали ветеринарные институты.

Средние медицинские учебные заведения: фельдшерские школы, зубовра­чебные, массажа и врачебной гимнастики, школы акушерок и повиваль­ных бабок (для села).

3. Юридические учебные заведения.Юридические факультеты в универ­
ситетах (высшее образование). Александровский и Демидовский лицеи и
училище правоведения (подготовительные).

4. Техническое образование.

Высшеедавалось в технологических (технических, политехнических) институтах в Петербурге, Москве, Харькове, Риге, Томске.

Низшие ремесленные школы, отделения и классы для обучения ремес­лам.

5. Педагогическое образование.

Историко-филологические институты(Петербург, Нежин) — закрытые государственные учебные заведения. Готовили преподавателей для гим­назий.

Учительские семинарии — открытые учебные заведения с 3-летним сро­ком обучения. Выпускали учителей низших школ.

6. Сельскохозяйственные и лесные учебные заведения.

Высшееобразование. Сельскохозяйственный институт близ Москвы, Лесной институт в Петербурге, высшие винодельческие курсы в Крыму.

Среднее образование. Сельскохозяйственные или земледельческие учи­лища с 6-летним сроком обучения.

Низшие сельскохозяйственные школы I и II разряда, срок обучения — 4 и 2 года (таких школ 105 в стране, из них 4 — женские).

7. Коммерческие учебные заведения.

Среднее образование — коммерческие училища с 7- и 3-летним сроком обучения.

Низшие учебные заведения — торговые школы, классы и коммерческие курсы.

8. Военное образование.

Высшее— академии (курс обучения 2—3 года, принимались по экзаме­ну только прослужившие несколько лет в строю офицеры), военные учи­лища (8 в стране, срок обучения 2—3 года).

Среднее — кадетский корпус (обучение 7 лет).

Низшее — всякого рода школы (свыше 10 тыс.). В некоторые из них принимали женщин.

9. Морские учебные заведения.

Высшееобразование — Морская академия и Кронштадское морское инженерное училище.

Среднее — офицерские классы.

Низшее — начальные школы для детей матросов.

10. Духовные учебные заведения.Духовные академии, семинарии и учи­
лища. Такие учебные заведения были не только у православной церкви,
но и у других конфессий.

11.Межевые и топографические учебные заведения.

Высшееобразование — Константиновский межевой институт. Среднее — землемерные училища.

12. Учебные заведения для изучения восточных языков.

Высшееобразование — факультет восточных языков в университете Петербурга и Лазаревский институт восточных языков в Москве. Для по­ступления в институт требовалось окончание курса в одном из средних учебных заведений.

13. Художественное и музыкальное образование.Не имело систематичес­
кой организации. Были высшие, средние и низшие учебные заведения:
училища, школы, курсы.


Наши рекомендации