Великий русский педагог константин дмитриевич ушинский (1823-1870)
Педагогическая деятельность
1854г. — инспектор Гатчинского сиротского института.
1857—1858 гг.— статьи: О пользе пед. лит-ры, О народности в общественном воспитании, Три элемента школы.
1859 г.— инспектор классов Смольного института благородных девиц.
1861 г.— хрестоматия по
русс. яз. Детский мир.
1860—1861 гг.— редактировал «Журнал министерства народного просвещения», статьи: Родное слово, Проект учительской семинарии.
1862г. — уволен из Смоль
ного института, уехал за
границу.
1864—1870 гг.— книга для классного чтения Родное слово, метод, руководство к ней.
1867—1869 гг.— психологопед, сочинение Человек как предмет воспитания (опыт пед. антропологии), т. 1—2.
Дидактика Ушинского
Принцип посильности—
учебный материал должен соответствовать возрасту обучаемого.
Принцип последовательности— изучение предмета должно быть постепенным: от легкого к более трудному, последующий материал основывается на знании предыдущего. Принцип наглядности— мышление детей — наглядно-образное, поэтому обучение должно строиться не на отвлеченных словах и представлениях, а на конкретных образах.
Осмысленность, основательность и прочность усвоения:изучаемый материал дети должны понять, осмыслить; этот материал должен многократно закрепляться и повторяться; учитель должен добиваться прочных знаний.
Урок и методы обучения
Необходимо:
1) твердый состав уч-ся в
классе,
2) твердое расписание,
3) фронтальные занятия со
всеми учащимися класса в
сочетании с индивидуальны
ми занятиями.
Виды учебных занятий на уроках:
• сообщение новых знаний,
• упражнения,
• повторение,
• учет знаний,
• письменные работы
учащихся.
Приемы, используемые на уроке:
■ самостоятельная работа
учащихся;
■ перемена занятий и
разнообразие методов;
■ объяснительное чтение;
■ звуковой метод обучения
чтению.
Учебные | Учитель |
книги | |
Родное сло- | Учитель должен |
во— для пер- | быть не только |
воначального | преподавате- |
обучения, | лем тех или |
начиная с | иных предме- |
букваря. | тов, но и |
Главное | воспитателем. |
внимание — | — Любить свою |
русс. яз. в | профессию. |
связи с развитием | — Относиться |
мышления | с чувством |
детей и | ответственнос- |
расширением | ти к делу |
запаса их | воспитания. |
представлений | — Быть |
об окружаю- | образованным |
щем мире. | человеком. |
Детский | — Знать |
мир —для | педагогику и |
учащихся | психологию. |
более старших | — Обладать |
(примерно 3 и | пед. мастер- |
4 годы обуче- | ством и педаго- |
ния). Сообще- | гическим |
ние знаний по | тактом. |
естествозна- | |
нию и геогра- | |
фии. |
Идея | Место родного | Психологичес- | Пути и средства | Основы теории |
народности | языка в | кие основы | нравственного | дошкольного |
воспитания | воспитании и | воспитания и | воспитания | воспитания |
обучении | обучения | |||
Родной язык | Строить воспи- | Цель— воспита- | Народность. Самостоя- | |
Система воспитания | составляет | тательную | ние нравственно- | тельная деятельность. |
детей в каждой стране | предмет глав- | работу с учетом | го человека. | Игры. Воображение — |
связана с условиями | ный, централь- | возраста и | Важнейшее | основа игры. Минимум |
исторического разви- | ный. | психологических | средство:обуче- | вмешательства. |
тия народа, с его | Воспитание в | особенностей | ние. | Широкое использовэ- |
нуждами и потребнос- | семье, детском | ребенка. | Пути:убеж- | ние народных игр. |
тями. | саду, в школе — | Изучать ребенка | дение, формиро- | Природа. Воспита- |
Система воспитания, | на родном | систематичес- | вание привычек, | ние ею и формирова- |
построенная в соответ- | языке. | ки. | пример воспита- | ние бережного отно- |
ствии с потребностями | Мысль и язык в | Знание физио- | теля: только | шения. |
народа, развивает в | неразрывном | логии и психоло- | личностью | Эстетическое |
детях ценные психоло- | единстве. | гии необходимо | можно воспи- | воспитание, пение, |
гические черты и моральные качества: | Родной язык— | для успешного воспитания. | тать личность (вредна частая | рисование,нар. творчество. |
патриотизм,нацио- | энциклопедия | смена воспитате- | ||
нальную гордость, | народной | Психологичес- | лей), формирова- | Игрушки. Лучшая |
любовь к труду. | жизни. | кие основы | ние нравственных | игрушка — та, которая |
С раннего возраста | дидактики: | представлений о | может изменяться. | |
надо усваивать народ- | развитие | роли и значении | Воспитание должно | |
ную культуру, родной язык, знакомиться с | активного внимания, | трудав истории общества и | быть не преждевременным и не запаз- | |
произведениями | сознательной памяти,закреп- | развития челове- I/O | дывающим. | |
устного народного | ление путем | ка | ||
творчества. | повторения. |
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ (1810-1881) | |||||
Основные статьи | Педагогические | Критика | Дидактичес- | ||
взгляды | сословного | кие идеи | |||
профессио- | |||||
нального | |||||
образования | |||||
1856 г.— Вопросы | 1. Считал главной идею | Против сослов- | — Учителя | ||
жизни. Главная | общечеловеческого | ной школы и | должны отбро- | ||
идея — защита | воспитания, воспита- | ранней утили- | сить старые, | ||
общечеловеческого | ние полезного стране | тарно-профес- | догматические | ||
образования. | гражданина. | сиональной | способы | ||
1858г. — Нужно ли | 2. Необходимость | выучки. | преподавания | ||
сечь детей и сечь в | подготовки к обще- | Против ранней, | и применять | ||
присутствии других | ственной жизни высоко- | преждевремен- | нов. методы | ||
детей? Обсужде- | нравственного человека | ной специализа- | — Надо будить | ||
ние применения | с широким умственным | ции детей. | мысль учащих- | ||
телесных наказа- | кругозором: «Быть | Считал, что она | ся, прививать | ||
ний детей, доказы- | человеком —вот к чему | тормозит | навыки само- | ||
вает антипедаго- | должно вести воспита- | нравственное | стоятельной | ||
гичность примене- | ние». | воспитание | работы. | ||
ния розог. | 3. Воспитанней | детей, сужает их | — Учитель | ||
1859 г. — Основ- | обучение на родном | кругозор. | должен при- | ||
ные начала правил | языке. Презрение к | Осуждал | влечь внимание | ||
о проступках и | родному языку «позо- | произвол, | и интерес | ||
наказаниях учени- | рит национальное | казарменный | учащихся к | ||
ков гимназий | чувство». | режим в школах, | сообщаемому | ||
Киевского учебного | 4 Указывал что | бездумное | материалу. | ||
округа; Отчет о следствиях введе- | основанием последую- | отношение к детям. | — Перевод из | ||
ния по Киевскому учебному округу правил о проступках и наказаниях | щего профессионального образования должно быть широкое общее образование. | класса в класс производить по результатам годовой | |||
учеников гимназий. | 5. Предлагал привлечь | успеваемости. | |||
Статьи, посвящен- | к преподаванию в | — В перевод- | |||
ные той же пробле- | высшей школе крупных | ных экзаменах | |||
ме о нецелесооб- | ученых, рекомендовал | есть элемент | |||
разности физичес- | усилить беседы | случайности и | |||
ких наказаний | профессоров со | формализма. | |||
детей, но был | студентами. | ||||
непоследователен, считая,что на | 6. Боролся за общее | ||||
практике без них | светское образование. | ||||
не обойтись. | 7. Призывал уважать | ||||
личность ребенка. | |||||
8. Боролся за автоно- | |||||
мию высшей школы. | |||||
СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО Н.И. ПИРОГОВУ | ||||||||
Элементарная (начальная) школа(2года): арифметика, грамматика | ||||||||
Неполная средняя школа 2-х типов: | ||||||||
Классическая прогимназия (4года, общеобразовательный характер) | Реальная прогимназия (4 года) | |||||||
Средняя школа 2-хтипов: | ||||||||
Классическая гимназия (5 лет, общеобразовательный характер: латинский, греческий, русский языки, литература, математика, история) | Реальная гимназия (3 года, прикладной характер: профессиональные предметы) | |||||||
Высшая школа | ||||||||
Университет | Высшие специальные учебные заведения | |||||||
Н.И. Пирогов был одндм из первых в стране организаторов воскресных школ, в создании которых видел настоятельную необходимость. | ||||||||
Проект Пирогова направлен против сословной школы. ■ Вся система образования построена по принципу единой школы. ■ | ||||||||
ПРОГРЕССИВНЫЕ РУССКИЕ ПЕДАГОГИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.