Две вещи надо запрещать безоговорочно: пренебрежительные отзывы о религии и издевательство над человеком или животным.
Ни одно наказаниене может быть полезным,если оно не вызывает чувства стыда.
Необходимо воспитывать истинную учтивость,основанную «на том, чтоб не иметь худого мнения ни о себе, ни о ближнем»; воспитатель должен учитывать характер человека, свойственную ему манеру поведения.
Делила детство на трипериода: до семи лет — младенчество, от семи — отрочество, после пятнадцати — юношество.
Учебные книгиЕкатерины: Разговор и рассказы иРоссийская азбука для обучения юношества чтению были заполнены придуманными царицей историями нравственного содержания и поучительными изречениями: «Нет стыда признаться человеку в своих ошибках», «Конец гнева — есть начало раскаяния», «Грозить кому — дело слабого духа», «На час увещевать человека языком, на век — книгою» и т.д.
Императрица издала свою Азбуку для всеобщего пользования, и книга продавалась по минимальной цене: 8 коп., экземпляры же были, как гласило газетное объявление, «с особливым тщанием отпечатаны».
СОВЕТЫ ЕКАТЕРИНЫ II
О здоровье: не надо останавливать мальчиков, если они хотят купаться, пусть бегают и валяются на траве сколько душе угодно; приучайте, чтобы во избежание простуды часто ноги мыли в холодной воде в любое время года; запрещала перекармливать детей и баловать их лакомствами. Летом Екатерина вместо завтрака рекомендовала давать ягоды или фрукты.
Об упрямстве: кто не слушается — тот болен, и болезнь не кончится, пока у ребенка не вернется здравый рассудок, то есть послушание и покорность. Поэтому нельзя потакать неразумным желаниям детей, и если детям в чем отказали, чтоб ни криком, ни плачем они не могли этого добиться. Давать просимое только, когда попросят ласково и со смирением.
О лжи иобмане: считала их неприличными и рекомендовала в случае их обнаружения выказывать удивление, проявлять к обманщику холодность и презрение, пока не уймется. При повторении обмана следует стыдить лгуна и наказывать страхом всеобщего осмеяния.
Об играх:детские игры — не просто игры, а необходимые упражнения для детей, «в игре, не принуждая, наставить можно, а принужденно их учить не должно и не здорово».
В конце XVIII и в самом начале XIX столетия педагогическая система ■ Екатерины II была объявлена всесовершенной и безошибочной.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XVIII В.
1 этап: первая четверть— создание первых светских школ, дававших практические знания.
2 этап: 1730—1756 гг.— возникновение закрытых дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования. Борьба Ломоносова за общенародное образование, за создание университета.
3 этап: 1766—1782 гг.— развитие просветительских пед. идей, возрастание роли университета.
4 этап: 1782—1786 гг.— школьная реформа, первая попытка создания гос. системы народного образования.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ШКОЛ (при Петре I)
1. Государственность школ.
2. Сочетание профессионализма с энциклопедичностью.
3. Преобладание в учебных планах математики, навига
ционных и морских наук.
4. Принудительность обучения и суровый режим.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ В XVIII В.
Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения
Закрытые сословные учебные заведения
Академия наук (1725 г.)
Школа математических и навигационных наук (1701): математика, астрономия, география, геодезия, мореплавание
Иностранные
пансионы (частные
заведения)
Университет (с 1755 г.) (в Москве) Факультеты:
— юридический;
— философский
Морская академия (1715)
Цифирные училища
(с 1714г.) (кроме
крестьян): чтение,
письмо, арифметика
Специальные учебные заведения
о: |
О |i < |
л
горно заводс кая шко ла | |
Сеть народных училищ для непривилегированного населения
Морской кадетский
корпус (с 1752 г.)
Гарнизонные школы для солдатских детей
Сухопутный шляхетский
корпус(с1731г): словесность, математика, история, география, спец. предметы
Инженерный дворянский корпус
Артиллерийский дворянский корпус
Программа:
• русский
язык;
• латинский
язык;
• иностран
ный язык;
• словес
ность;
• математи
ка;
• история
• Основной признак
всей системы — ярко выраженная
I СОСЛОВНОСТЬ.
Начальные архиерейские школы,
духовные семинарии и духовная академия
Петербургское
главное народное
училище (учительская
семинария)
Смольный институт
благородных девиц
(1764 г.)
116
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ | ВО ВЗГЛЯДАХ РУССКИХ ПЕДАГОГОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. | |||||
В.А. Жуковский | А.Г. Ободовский | Н.Г. Редкий | А.Ф. Афтонасьев | |||
(1783-1852) | (1796-1852) | (1808-1891) | (7-1858) | |||
Основная | Образовать челове- | Образовать все | Воспитать так, чтобы | Развитие и укрепление тела, | ||
задача | ка, гражданина и | способности | человек мог самосознавать | образование и улучшение | ||
воспитания | христианина. | человека в совокуп- | законы, правящие людьми и | сердца, споспешествование | ||
ности, воспитание | миром. Он должен научиться | правильному ходу действия | ||||
объемлет целого | добровольно с полным | всех природных способнос- | ||||
человека. | смирением и кротостью | тей. Приготовить человека | ||||
покоряться этим законам. | для общества, для жизни в | |||||
государстве. | ||||||
Возможнос- | Природа человека | Все, что из человека | Наука воспитания не | Воспитание в том, чтоб силу | ||
ти воспита- | есть то, что он есть | сделаться может, | заменяется школой жизни и | чувственности покорить | ||
ния | от рождения. | является зароды- | тем, что называется врож- | разумной воле развитием | ||
Врожденное образу- | шем, который | денным тактом или что | врожденных человеку идей | |||
ется воспитанием, | должен созреть при | приобретается простым | доброго, истинного, пре- | |||
развивается жизнью, | благоприятных | долговременным навыком. | красного. Первейший | |||
получая направле- | обстоятельствах. | источник совершенств | ||||
ние, но оно всегда | Каждый человек | человеческих есть Боже- | ||||
остается в человеке: | может быть только | ственная вера. | ||||
каков в колыбельке, | тем, чем природа | |||||
таков и в могилку. | ему назначила. | |||||
Воспитание должно | ||||||
Высшая цель | быть посвящено | Для человека нет | Под воспитанием разумеет- | Три главные идеи должны | ||
воспитания | утверждению | высшей цели, кроме | ся только такое влияние | проникать воспитание: чув- | ||
хороших привычек. | нравственности. | одного человека на другого, | ства религиозного; любви к | |||
Привычка — вторая | Развить и образо- | которое,основываясь на | прекрасному и истинному; | |||
натура. | вать так, чтобы он | истинной природе человека, | любви к отечественному или | |||
мог достигнуть | ведет его к истинному | национальному. | ||||
своего конечного | предназначению. | |||||
Отношение к | Система Руссо, так | назначения. | ||||
В.А. Жуковский | А. Г. Ободовский | Н.Г. Редкий | А.Ф. Афтонасьев | |
(1783-1852) | (1796-1852) | (1808-1891) | (?-1858) | |
системе | называемая систе- | Исследуя законы | Человек одарен свободной | Воспитание не может быть |
свободного | ма природы, есть | умственного обра- | волей, допускающей воз- | дано человеку иначе, как |
воспитания и | уродство. Она из | зования, должно | можность внешнего влияния | другим человеком. Прежде |
выбор | воспитания исклю- | остерегаться столь | со стороны воли другого | всего нужно заслужить |
средств | чает всякую зависи- | обыкновенного | человека или со стороны | доверие своих воспитанни- |
воспитатель- | мость. Его воспи- | предрассудка, что | природы. Главное правило | ков, привязать их к себе, |
ного процес- | танник не знает, что | будто бы оно | воспитания: делай все, | заставить себя любить, |
са | такое покорность. | невозможно без | через что воспитанник | уважать, иногда бояться. |
учения, в строгом | станет тем, чем ты хочешь, | Заведенная дисциплина | ||
смысле сего слова. | чтоб он был. Надежнейшее к | должна быть более кроткая, | ||
тому средство — безуслов- | дружеская,отеческая,чем | |||
ная власть со стороны | строгая, школьная, судейс- | |||
воспитателя и повиновение | кая. Поступайте с детьми, | |||
со стороны воспитанника. | как со взрослыми, и вскоре | |||
они будут также опытны. | ||||
Отношение к | Для простолюдинов | |||
образова- | ограниченное, | Образование должно быть | ||
нию народа | приличное их | всеобщим. Каждый человек | ||
скромному жребию. | должен получить общее | |||
Излишество для них | образование сообразно | |||
вредно! | общему достоинству челове- | |||
ка и гражданина. |
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
НИЗШАЯ СТУПЕНЬ
СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Приходские училища, 1 год, дети низших слоев |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Кадетские и шляхетские корпуса |
Солдатские школы
Духовные училища:
Коммерческие училища |
— архиерей
ские школы;
— семина
рии
УНИВЕРСИТЕТЫ
Москва, Петербург, Казань, Харьков, Вильно, Дерпт 4 отделения:
1)нравственных и политических наук (правоведение,политэкономия, философия и богословие);
2) словесное (филоло
гия, история,ста
тистика, география);
3) физико-математи
ческое;
4) медицинское
ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ
Строительное и архитектурное училища
Земледельческая школа
Техническое училище
Горнозаводская школа (частная)
Строгановское училище (художники декоративно-прикладного искусства)
АКАДЕМИИ
1)Артиллерийская;
2) Императорская
военная академия;
3) Инженерная;
4) Практическая;
5) Коммерческая
ВЫСШИЕ ТЕХНИЧЕС-КИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
1)Институт инженеров путей сообщения;
2) Лесной институт;
3) Практический поли
технический институт;
4) Институт гражданс
ких инженеров;
5) Горный институт
При университетах —
педагогические
институты
119
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ,ПОДВЕДОМЫЕ УНИВЕРСИТЕТАМ | ||||||
ПО УСТАВУ 1804 Г | ___________________ | |||||
Учебные округа в России: Московс- | Министерство народного | |||||
кий, Петербургский, Харьковский, | просвещения 1804 г. «Устав | |||||
Казанский, Виленский, Дерптский. Во | учебных заведений, подведомых | |||||
главе каждого — университет. | университетам». | |||||
-------------------------------------------------------------- , .------------------------------------------------- . . ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ | ||||||
Приходские | Уездные | Гимназии | Университеты | |||
училища | училища | |||||
Одногодичный | По 1 в губерниях, | 4-годичный курс | Автономия универ- | |||
курс обучения. | уездных городах. | обучения. Созданы | ситетов: выборные | |||
Созданы во всех | Двухгодичный курс | в каждом губернс- | советы, выборные | |||
приходах | обучения. | ком городе. На | ректор, декан, | |||
городов и | Цели: | базе народных | право издавать | |||
селений. | училищ. | учебную и научную | ||||
Цели: | 1)подготовить уч-ся к поступле- | Цели: | лит-ру, газеты, журналы. | |||
1)подготовить | нию в гимназию, | 1)подготовка к | ||||
уч-ся к уездным | 2) дать детям | университету, | Цель— подготовка | |||
училищам, | непривилегирован- | 2)преподавание | чиновников для гос. службы. | |||
2) дать детям | ных свободных | наук тем, которые | ||||
низших слоев | сословий «необхо- | «желают приобрес- | * * * | |||
населения | димые познания, | ти сведения, | ||||
религиозное | сообразные | необходимые для | Устав— в гимна- | |||
воспитанней | состоянию их и | благовоспитанного | зии принимать | |||
начатки наук: навыки чтения, письма, счета. | промышленности». Учебный план: | человека». Учебный план: | детей крепостных крестьян не разрешается. | |||
Учебный план: | Закон Божий, география, исто- | лат., франц., нем. яз., география, | Книга— Руководство учителям — | |||
Закон Божий, | рия, российская | история,статисти- | предписывала | |||
чтение, письмо, | грамматика, | ка общ., словес- | учителям методы | |||
нравоучение, | изучение местного | ность, поэзия, | обучения, никакие | |||
начало арифме- | яз., начальные | математика, | отступления от | |||
тики. | правила физики и | физика, теория | правил официаль- | |||
Занятия прово- | технологии, | коммерции и др. | ной дидактики не | |||
дятся 9 ч в | рисование,начало | В школе 8 учителей | допускались. | |||
неделю. | геометрии. | с нагрузкой 16—20 | ||||
28 ч в неделю. | ч в неделю. | Фактически — | ||||
сословная систе- | ||||||
ма народного | ||||||
образования. | ||||||