Фридрих вильгельм адольф дистервег (1790-1866)
Биография | Литературная деятельность | ||
1790 г.— родился в г. Зиген в Вестфалии в семье чиновника-юриста. 1808 г.— поступил в Герборнский, затем перевелся в Тюбингенский университет. 1811 г.— закончил университет. Получил степень доктора философии. 1813—1818 гг.— преподавал в образцовой школе г. Франкфурта-на-Майне. Возглавляет учительские семинарии: сначала в Мерее-на-Рейне, затем в Берлине. Преподавал: педагогику, математику, немецкий язык. Состоял учителем опытных начальных школ при семинариях. Совмещал педагогическую деятельность с литературной и методической работой. 1847г. — уволен с должности директора Берлинской семинарии. 1850г. — ушел в отставку. Остается руководителем немецких учителей. Избран председателем Всегерманского учительского союза, затем представителем в прусскую палату депутатов. | 1827— 1866 гг. — создал и издавал Рейнские листки для воспитания и обучения. 1851 г. — выпускал «Педагогические ежегодники». 1835 г. — издал Руководство к образованию немецких учителей. 1862 г. — на русском языке издана его Элементарная геометрия. Автор более 20 учебников по математике, географии, астрономии, немецкому языку и др. Всего им написано более 200 работ, среди которых О приро-досообразности и культуросо-образности в воспитании, Три заметки о педагогике и стремлениях учителей и др. | ||
О воспитании | Об обучении | Правила и принципы обучения: | Требования к учителю: |
Задачи школы • воспитывать гуманных людей; • воспитывать сознательных граждан; • воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно. Цели и принципы воспитания «Воспитывать — значит побуждать». Важнейший принцип воспитания — приро-досообразность: • следование за процессом естественного развития человека; | Главная задача обучения— развитие умственных сил и способностей детей. Формальное образование связано с материальным. Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Предметы преподавания: • отечественная история, • география, • родной язык, • естественные науки, | • обучать природосо-образно, • обучать соответственно особенностям детского восприятия, • от примеров надо идти к правилам, • от предметов — к обозначающим их словам, | • должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься постоянным самообразованием; • на уроке должна доминировать атмосфера бодрости; • преподавание должно быть энергичным, чтобы будить |
О воспитании
Об обучении
Правила и принципы обучения:
Требования к учителю:
• учет возрастных и
индивидуальных осо
бенностей школьника;
• установление тесной
связи между воспитани
ем и жизнью общества.
Воспитание должно носить характеркультуросообразности и общечеловеческого воспитания, не будучи сословным и шовинистическим.
«Человек— мое имя, немец — прозвище».
Основное требование
к воспитанию: развитие в детях самодеятельности приобретает положительное значение лишь тогда, когда направляется на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания.
Высшая цель воспитания— самостоятельность в служении истине, красоте и добру.
• математические
науки.
Начальная школа должна:
• уделять основное
внимание привитию
навыков;
• развивать умствен
ные силы и способно
сти;
• учить умению
самостоятельно
работать, усваивать
учебный материал;
• использовать
развивающий метод
обучения;
• расширить учебный
план, включив ряд
дополнительных
предметов: есте
ствознание, практи
ческую геометрию,
начатки физики,
географию.
Средняя школа должна вооружать учащихся разносторонними и научными знаниями.
• от
простого к сложному,
• от
легкого к трудному,
• от
известного к неизвестному,
• нагляд
ность
обучения,
• созна
тельное
усвоение
изучаемого
материа
ла,
• закреп
ление
материа
ла.
умственные силы учащихся, укреплять их волю, формировать характер;
• необходимо
твердо и неук
лонно проводить
свои воспита
тельные принци
пы;
• постоянно
работать над
собой;
• иметь твердый
характер;
• быть строгим,
требователь
ным, справедли
вым;
• быть истин
ным граждани
ном и иметь
прогрессивные
убеждения и
гражданское
мужество;
• обладать
всеми необходи
мыми педагоги
ческими практи
ческими умения
ми и навыками.
94