Немецкий ученый, философ, филолог
Государственный деятель и дипломат. Друг Гете, Шиллера
Биографические сведения
Система педагогических взглядов
Родился
22 июня 1767 г.
Учился в
университетах
Франкфурта-на-
Одере и Геттинге-
на.
Г.-
дирекгор Департамента исповеданий и просвещения в Министерстве внутренних дел.
Г.-
министр внутренних дел.
Работы:
Идеи к опыту, Язык и философия культуры.
Основа философских воззрений — неогуманизм. Основные идеи:
• Разработал общие принципы организации общественного воспитания.
• Рассмотрел взаимоотношения между системой общественного воспитания, государ
ством и церковью, предлагал передать управление школами государству.
• Ввел обязательный экзамен на право преподавания в средних учебных заведениях, что
ограничило доступ в школу теологам.
Реформирование образования:
• Инициатор открытия университета в Берлине (1810). Цель высшего образования -
совершенствование личности, реализация цели - в объединении учебной и исследова
тельской деятельности в университете.
• Реформировал гимназическое образование в Пруссии: расширил преподавание истории
за счет увеличения времени на изучение античности, усилил изучение математики и есте
ствознания, ограничил изучение религии, изъял гимназии из ведения церкви.
• Содействовал введению в нач. школе методов обучения И.Г. Песталоцци.
• Высказал прогрессивную мысль о создании единой школьной системы: элементарная
школа, городская школа и гимназия (идея не была воплощена из-за ее неприятия прусским
правительством).
Разработка вопросов языкознания:
• Видел в языке средство непроизвольного выражения и определения истины.
• Подчеркивал основополагающее образовательное и воспитательное значение языка.
86
ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (1770-1831)
«Наука есть самотворчество разума».
Основные работы:Феноменология духа, Система нравственности, Философская пропедевтика, Энциклопедия философских наук.
Отстаивалидеал целостного формирования индивида в контексте культуры человечества.
Развивал системный и исторический подходк проблемам воспитания и обучения.
Стремилсяк формированию образованного гражданина как свободного члена общества.
Противостоялэлитарным концепциям образования.
Человек не обладает инстинктивно тем, чем он должен быть, ему надлежит это обрести.
Цель воспитания— «сделать человека самостоятельным существом, т. е. существом со свободной волей», пробудить к жизни самостоятельный разум учеников и их нравственность. Это возможно, если связывать обучение и воспитание с приобретением личного опыта.
Главная идея— о самопорождении человека в процессе его собственной деятельности.
Среди культивируемых воспитанием способностейдве наиболее важные — нравственность и разум.
Выделял две сторонывоспитания: обучение и дисциплина.Если не воспитывать в детях чувство подчинения, вызывающее стремление стать взрослыми, в них развивается дерзость и нескромность. Послушание есть начало мудрости. При этом дисциплина не должна подавлять «Я» ребенка, ее назначение — развивать способность ребенка к рефлексии. Надо формировать чувство собственного достоинства у детей.
Предлагал законы воспитания:бодрость как необходимый фон воспитания; профилактика чувства несовершенства; тренировка этического; согласованность формируемых нравственных навыков и убеждений с обычаями окружающих людей; поддержка воспитателем доверия воспитанника к самому себе, веры в себя; самостоятельное «открытие» индивидом этических законов и полное их уяснение для себя.