Клод анри сен-симон де рувруа (1760-1825), французский социалист-утопист
Биография
Педагогические взгляды
Основные работы
Родился в Париже в аристократической семье.
Образование получил под руководством д'Аламбера.
Участвовал в боях за независимость североамериканских колоний против Англии.
Во время франц. революции был сторонником якобинцев, но отошел от них.
Участвовал в
деятельности
Общества
начального
образования в
Париже и в
1816г.
представил
доклад о
задачах и
направлениях
работы
общества.
Мечтал о таком общественном строе (ассоциации), в котором обеспечиваются лучшие условия для большинства:
• все люди работают;
• производство ведется на основе единого обще
ственного плана при использовании всех дости
жений науки и техники;
• в ассоциации сохраняется частная собствен
ность и прибыль на капитал.
Переход к новому обществу он мыслил исключительно средствами убеждения.
Нравственной основой общества хотел сделать новое христианство, основной принцип которого гласил: «...все люди должны относиться друг к другу как братья».
В соч. О промышл. системе выразил свои взгляды на воспитание в виде обращения к промышленникам, ученым и артистам, а также в виде проектов указов.
Воспитание — великое социальное явление, оно должно быть предметом особых забот общества:
• идейно влиять на молодое поколение, давать
известное направление умам;
• посвятить индивидов в желательные отнош. к
обществ, жизни;
• внушать каждому чувство любви.
Результаты воспитания, полученные в детстве и юности, следует поддерживать в течение всей жизни.
Необходимость знаний, относящихся к промышленности, элементы знаний об основных законах природы.
Неразрывная связь личного интереса с общественным — человек должен работать.
Необходимость взаимного обучения.
Специальное образование — сообразно способностям людей.
Письма женевского обитателя к современникам (1803);
Введение к научным трудам XIX в. (1807-1808);
Записки о всеобщем тяготении (1813);
Очерк науки о
человеке
(1813);
Статьи в сборнике «Индустрия» (1817-1818);
Организатор (1819—1820);
О промышленной системе (1821 — 1822);
Катехизис промышленников (1823— 1824);
Новое христианство (1825).
84
РОБЕРТ ОУЭН (1771—1858), английский социалист-утопист
Отрицал принцип свободы воли. Полагал, что начало качественно новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии — может быть положено лишь должным воспитанием людей. Человек — продукт среды. Во всех недостатках современных людей виновата соцсреда, т. е. капитализм, являющийся источником всех социальных бедствий. Надо заменить капитализм социализмом.
Биографические сведения и основные труды
Отдельные мысли
Сын ремесленника. Приходская школа. Самообразование. С 1781 г.служил в торговых заведениях. Конец 80— начало 90-х гг.— общался с англ. физиком и химиком Джоном Дальтоном. Вошел в лит.-философское общество.
С1791 г.— предприниматель. В 1794—1795 гг.основал Чорлтонскую хлопкопрядильную кампанию. 1800—1829 гг.— управляющий прядильного предприятия в Нью-Лэнарке (Шотландия).
Разрыв с ортодоксальным христианством. В 30-е гг. организовал «Базары справедливого обмена», «Великий национальный союз профессий». 1848—1849 гг.— замыкается в мессианских иллюзиях. Работы:
Об образовании человеческого характера (1813—1814), Книга нового нравственного мира (1836— 1844) и др.
Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без проявления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям.
Доказывал, что основной причиной общественного зла является невежество людей. Общественные противоречия можно устранить путем распространения знаний, внедрения истины. Трудовое воспитание — необходимое условие для всестороннего развития человека. Ребенок в школе наряду с общим образованием должен получить трудовые навыки.
Существуют периоды — пятилетия в жизни человека, вплоть до 30-летнего возраста, — создающие основу для хорошего разделения по занятиям, причем каждая группа занята своим делом. Это способствует лучшему развитию человека. Выступал за антирелигиозное светское образование.
Педагогическая деятельность
1815 г.— проект закона: работающие дети должны обучаться в школе.
1816 г. — в Нью-Лэнарке создает Институт для формирования характера.
Система 4-х образовательных ступеней (обязателен дух коллективизма)
Школа
Дневная школа
Вечерняя школа
Вечерние лекции
Для малышей 1—5 лет: чтение, танцы, свежий воздух.
Для детей 5—10 лет: родной язык, арифметика, география, естествознание, история.
Для подростков, работающих на фабрике.
Для взрослых.
Дневная школа
<
общеобразовательная — учебные занятия.
индустриальная — практическая работа в мастерских, саду и в поле.
85
Продолжение таблицы
Цель воспитания— формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. Нравственному воспитанию— главное внимание. Умственное образование—знания не должны противоречить здравому смыслу.
Физическоевоспитание. Военныеупражнения.
Трудовоевоспитание. В 20-е гг.— экспериментальные коммунистические колонии: «Новая гармония» в США, Орбистон, Гармон-холл в Великобритании. Развил идею соединения обучения с производительным трудом детей.
1825 г.— Нью-Хармони. Принцип равенства людей в жизни и труде.
В 30—40-е гг.Оуэн утверждал, что только общественное воспитание в коммунистических общинах будет способствовать формированию всесторонне развитых людей. 1836г. — англ. колония Куинвуд.
ВИЛЬГЕЛЬМ ГУМБОЛЬДТ (1767-1835),