Литературное творчество руссо
Произведения | Взгляды, идеи, отраженные в них |
Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов (1749); Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1777г); Юлия, или новая Элоиза (1761); Общественный договор, или Принципы общественного права (1762); Эмиль, или О воспитании (1762); Исповедание веры савойского викария. Рассуждение об управлении Польшей и ее предполагаемой реформе (1772). | Резко выступал против современной ему культуры, против социального неравенства. Старался доказать, что природа создала людей равными, добрыми и счастливыми, а общество сделало их несчастными. Осуждал многочисленные пороки, предрассудки, социальную несправедливость, порожденные феодальным строем. Развивал идеи о происхождении и сущности гос-ва, о неотчуждаемости суверенитета народа, о народовластии. Подверг критике существующую практику воспитания детей господствующих сословий и изложил в духе своей теории естественного права план воспитания нового человека. Выступал против католической церкви. Вернулся к вопросу о народовластии и высказал ряд ценных суждений о национальном воспитании детей. |
ЭМИЛЬ, ИЛИ О ВОСПИТАНИИ
Каким должно быть воспитание в семье | Воспитание женщины |
1. Свободным. 2. Естественным. 3. Воспитание зависитот: 1) природы(воспитание реализуется путем «внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств»); 2) воспитания людьми(имеется в виду приучение человека использовать развитие своих природных способностей и органов чувств); 3) вещей(воспитывает собственный опыт человека, приобретаемый им от взаимодействия с вещами, с которыми он сталкивается). | Должна воспитываться дома. Никаких серьезных умственных занятий. Приспособление к мнению других, подчинение чужой воле. |
Возрастная периодизация | |||||
Раннее | Период сна | Период от | Период нравственного воспитания | ||
детство: | разума — | 12 до 15 лет. | (период «бурь и страстей») — | ||
до 2 лет. | от 2 до | с 15 лет до совершеннолетия. | |||
12 лет. | |||||
Задачи воспитания | |||||
Основа — | Развивать | Осуществлять | Воспитание | Воспита- | Воспи- |
физичес- | внешние | умственное и | добрых | ние | тание |
кое воспи- | чувства | трудовое | чувств. | добрых | доброй |
тание. | ребенка, | воспитание. | сужде- | воли. | |
укреплять | нии. | ||||
здоровье | |||||
ребенка. | |||||
Средства воспитания | |||||
Ребенка | Учить в | Выбор предме- | Наблюдая | Изучение | Совер- |
должна | прямом | тов — исходя | картины | биогра- | шение |
вскармли- | смысле | из интересов | человечес- | фий | добрых |
вать мать. | слова пока | ребенка. | ких страда- | великих | дел. |
Не следует | не стоит. | Все — с мак- | нии, нужды, | людей, | |
отнимать у | Велика | симальной | горя, юноша | изучение | |
ребенка | воспитыва- | наглядностью. | будет видеть | истории. | |
свободу, | ющая роль | Труд —воспи- | и добрые | ||
мешать | примера. | тательное | примеры. | ||
природе. | средство. | ||||
Воспитание | Нравственное воспитание можно дать | ||||
вне общества. | только в обществе. |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ШКОЛА В ПЕРИОД ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII В.
Педагогические идеи, выраженные в приведенных проектах, оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли, но после своей победы буржуазия во многом отказалась от того передового, что содержали эти проекты.
ЛУИ ЛЕПЕТЕЛЬЕ (1760-1793), якобинец
Решительная демократизация, доступность образования.
«Дома национального воспитания» — до 600 детей. Мальчики и девочки5—12 лет.
Содержание на средства государства, на подоходный налог.
Изоляция от общества, физическое воспитание, производительный труд. Письмо, счет, элементы географии, основы с/х, домоводства, истории.
ГРАКХ БАБЕФ (1760-1797), коммунист-утопист
Недооценивал значение промышленных городов и науки в развитии общества.
Воспитание— основа социального равенства, интернациональное, всеобщее, равное, организованное государством.
Основная задача— развитие патриотизма и любви к революционному отечеству.
Умственное и физическоеразвитие.
В сельской местности — «Воспитательные коммуны», изоляция от порочного общества, воспитание коммунистов.
ЖАН КОНДОРСЕ (1743-1794), жирондист
«Образование народа — это обязанность государства по отношению ко всем без исключения гражданам; обучение должно быть всеобщим и бесплатным на всех школьных ступенях, равным для молодежи обоего пола; преподавание религии должно быть отменено».
Предлагал следующую систему образования:
О
Учебное заведение | Срок обучения | Сословный ценз | Возраст | Программа | Доп. дисциплины | Образование | Вывод |
Первичная школа:вместе мальчики и девочки; в местах с населением 400 чел. | 4года. | Нет. | Начальный школьный. | Чтение, письмо, грамматика, арифметика, начала геометрии, с/х, ремесло, знакомство с общим состоянием производства в стране. | Основы общественного строя и морали. | Начальное; дает право на поступление в школу 2-й ступени. | Школы общего образования — широкая программа и трудовое обучение. |
Школа 2-й ступени: в городе или округе с населением 4000 чел. | 3 года. | Нет. | После окончания первичной школы. | Математика, естествознание, торговля, принципы морали, обществоведение. | Библиотека, ка-би-нет с моделями машин, коллекции по естествознанию, наборы ремесленных инструментов, приборы метеонаблюдений. | Начальное: дает право на поступление в институт. | Школа дает реальное образование, связывает знания с жизнью. |
Институты: 110 на всю страну. | 5 лет. | Фактически недоступны народу. | После окончания вторичной школы. | Все, что полезно знать человеку». | Определенные проф. знания по с/х, механике, военному делу, медицине. | Среднее: дает право на поступление в вуз, лицей. | Молодежь получает проф. подготовку для непосредственного участия в жизни. |
Лицеи: 11 на всю страну. | 5 лет. | Для избранных. | После окончания института. | Исключена религия. Физ-.мат. науки, обществоведение, основы права и морали. Проф. обучение. | Высшее. | Высшее образование получали избранные. Примечание: Все учебные заведения имеют административную и программную взаимосвязь. | |
Нац. институт наук и искусств | Административный и исследовательский центр. |
ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804)
«Человек может стать человеком только через воспитание. Он — то, что делает из него воспитание». «Человек — единственное создание, подлежащее воспитанию».
Родоначальник немецкой классической философии.На педагогические взгляды Канта большое влияние оказали идеи Ж.Ж. Руссо и И.Б. Базедова.
Педагогика Канта — педагогика воли.Воспитание должно стать деланием, усилием, активностью ребенка, в которых формируется и проявляется воля.
Основные произведения,в которых отражены педагогические воззрения: О педагогике, Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие 1765—66, Ответ на вопрос: что такое просвещение? Антропология с прагматической точки зрения.
Цель воспитания— вести род человеческий к совершенству, содействовать выполнению человеком его назначения, развивать в себе свою человеческую природу. Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, т. е. для жизни в новых условиях.
Сущность системы воспитания,по Канту. Всюду надо установить истинные причины и делать их понятными и удобоприемлемыми для детей. К воспитанию он подходит с позиций общечеловеческого опыта иидей космополитизма.
Взаимосвязь принуждения и свободы: «Я должен приучить своего питомца переносить ограничения его свободы и, вместе с тем, я должен наставлять его в том, чтобы он умел хорошо ею пользоваться».
Высоты развития человеказакладываются в самом раннем возрасте и во многом связаны с правильностью ухода за маленьким ребенком.
Дисциплина— средство уничтожения в человеке его дикости. Надо развивать у детей моральную культуру,которая должна основываться на принципах, рождающихся в самом человеке. Моральная культура формирует характер человека, основными чертами являются добровольное послушание, правдивость, общительность.
Наказание должно быть нравственным:ребенку, совершившему серьезный проступок, можно отказать в любви, уважении — на время, конечно.
Физическое наказание— только как дополнение к нравственному.
Развитие общей культурыставит перед собой задачу приобрести умения и усовершенствовать их. Физический путьдостижения общей культуры — упражнения и дисциплина. Моральный путь— активно разбираться самому в известных нормах, основываясь на выработанных принципах. Частная культура развивает в ребенке познавательные способности, чувства, воображение, память, устойчивость внимания.
Путь формирования морального характера:
— обязанности по отношению к самому себе, что поможет обладать
известной долей внутреннего достоинства;
— обязанности по отношению к другим, что поможет выработать ува
жение и почтение к окружающим.
Путь нравственного развития — ежедневный отчет перед самим собой, цель которого состоит в правильном определении ценности своей жизни.
Религиозное воспитание необходимо,но начинать нужно не с богословия. Богословие — следствие морали, заложенной в человеке. Надо обучать детей морали, обращенной к познанию Бога.
Человек должен работать.Крайне вредно приучать ребенка смотреть на
все как на игру.
Игра — средстворазвития ребенка.
В юноше надо развивать сознание равенства людейпри их гражданском неравенстве, формировать «всемирно-гражданский образ мыслей». В процессе воспитания необходимо развивать разум и память. Научить юношус ранних лет почтительному и уважительному отношению к женщине.