БРАТСКИЕ ШКОЛЫ НА УКРАИНЕ И В БЕЛОРУССИИ В XVI—XVII ВВ.
Борьба в XVI—XVII вв. против национально-культурного порабощения, польско-католического гнета, запрета родного языка
Устав «братской школы»:
1. Ректор и учителя избираются общим
собранием.
2. Каждый член братства имеет право
посещать школу для знакомства с ра
ботой
1
Договор директора с родителями |
Требования к учителю:
благочестие, рассудительность, негневливость, кротость и др.
Создание братских школ: Львовская (1586), Луцкая, Киевская, Могилевская, Брестская и др.
Обучение славянскому языку, грамматике, а также греческому, латинскому языкам, риторике и диалектике; некоторые элементы квадривиума: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Широкий демократический характер школы, ценные дидактические правила
Принятие детей всех сословий, содержание сирот за счет братства
Школьные правила:
обязательное ежедневное посещение, проверка домашних заданий, класс-ное занятие-урок, повторение в конце недели
«Учитель должен и учить и любить детей всех одинаково, как сыновей богатых, так и сирот убогих... Учить их, сколько кто по силам научиться может, только не старательнее об одних, нежели о других».
63
OS
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (1626-1680), крупнейший общественный деятель и просветитель XVII в.
Биография
Педагогические воззрения
Взгляды
Труды
Родился в г. Полоцке. Две седмицы (14 лет) обучался в Киевской братской коллегии, окончил в 1651 г.Возвращение в Полоцк (1656 г.). Принял монашество. Несколько лет работал учителем в Полоцкой братской школе.
В 1664г. переехал в Москву, где в Заиконоспасском монастыре обучал подьячих из тайного приказа латинскому языку. Организовал ученое братство, в которое вошли Михаил Родоставлев, Флор Герасимов, Сильвестр Медведев, Василий Репский, Симеон и Илья Казанцевы.
Сначала поддержал патриарха Никона, позднее способствовал его осуждению (1666 г.).
Стал учителем детей царя Алексея Михайловича: Алексея, Федора и Софьи, с1679г. наблюдал за воспитанием Петра I. Особое положение при царском дворе помогло печатать свои произведения, минуя церковную цензуру.
Пед. идеи формировались под влиянием
народной педагогики (практической работы
братских школ) и западноевропейской
педагогики.
Основную роль в формировании взглядов и
привычек ребенка играют воспитание и
среда, родители и учителя.
Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания, полученного в детстве.
Высоко ценил привычки, выработанные у ребенка в первые годы его жизни.
Пытался ответить на вопрос, почему у хороших родителей бывают плохие дети: причина
— чрезмерная любовь.
В воспитании человека выделял три периода:
1)от рождения до 7 лет — период нравственного воспитания,
2)от 7 до 14 — период практического обучения,
3)от 14 до 21 —период умственного развития и гражданского воспитания.
Был сторонником принципаприродосооб-разности.
Ребенка легко склонить к доброму или злому... с помощью слов... Придавал огромное значение словам. Обучение детей рекомендовал начинать как можно раньше: то, что с пеленок,
— закладывается на всю жизнь.
Призывал к расширению просвещения через школы при монастырях и церквях. Только
просвещение искоренит суеверия и предрассудки.
Выступал за создание в Москве высшего учебного заведения, составил его учебный план, куда включил языки, вт. ч. латинский, философию, богословие и др.дисциплины.
Более 200 проповедей, составившие сборники: Вечеря душевная и Обед душевный( 107 поучений, изданных после смерти автора).
В 1678 г. составил Вертоград многоцветный — сборник стихотворений, многие из которых посвящены вопросам воспитания и обучения.
Автор Букв языка славенска (1679 г.) и сборника Рифмологио-на, куда вошли две школьные пьесы: Комедия-притча о блудном сыне и О Навуходоносоре-царе.
Свои педагогические мысли выразил в ряде произведений: Книжице вопросов и ответов, иже в юности сущим зело потребны суть, в сборниках Обед душевный и Вечеря душевная.