Педагогическая мысль в византии
ИОАНН ДАМАСКИН (675—753). Один из первых средневековых схоластов. Оказал огромное влияние на западноевропейское богословие и воззрения древнерусских мыслителей.Основной трактат — Источник знаний.
Основная мысль— необходимость универсального, энциклопедического и богословского образования. Дамаскин дал высочайшую оценку книжному учению и образованию. В трактате рассмотрена психолого-педагогическая проблематика: о способностях воображения, памяти и др. Даны методические рекомендации по работе с книгой, организации диспутов и пр.
ФОТИЙ (патриарх) (820—897). Наставник Кирилла (Константина) и Мефодия, славянских первоучителей. Организатор школьногодела. По его мнению, школа должна являться местом, где молодое поколение усваивает точно очерченный круг общечеловеческих ценностей. Создал в Константинополе школу для детей элиты, представляющую собой нечто среднее между высшей школой и интеллектуальным кружком. Ее характерные особенности:
— ведущая роль энциклопедически образованного учителя, имеющего не
пререкаемый авторитет;
— простота и искренность между учителем и учениками, привязанность
их друг к другу и общая «ревность» к знанию;
— универсальное содержание образования, включающего как светские на
уки, так и богословие;
— активный метод обучения — беседа.
Для своей школы Фотий написал труд Мириобиблион (Тысячекнижие), содержавший пересказ более 300 произведений античных и византийских писателей, историков, ученых.
МИХАИЛ ПСЕЛЛ (1018—1090), выдающийся государственный деятель и философ, личность предвозрожденческого склада и высоты, ученый-эрудит, логик, учитель дворцовой школы, воспитатель наследника императорского престола, автор учебников. Всередине жизни принял монашество. Оставил большое число педагогических трудов: Обзор риторических идей, О стиле некоторых сочинений, О всяческой науке и др.
Выступал противником крайностей монастырских форм религиозного воспитания и обучения. Соглашаясь с учением о двух природах — земной и небесной, — он считал, что и образование человека должно проходить в дваэтапа: изучение наук о низшей природе, заканчивающееся усвоением элементов античной философии, не противоречащих христианским догмам, и постижение божественного мира через изучение теологии.
Идеально воспитанныйвизантиец, по Пселлу, — телесно прекрасен, светски образован, умеет восхищаться красотой материального мира, обладает христианской твердостью ума и душевным благородством. Во взглядах на цели воспитания Пселл был ярким представителем христианского гуманизма.
Продолжателями идей М. Пселла были его ученики:Иоанн Итал (XII в.), Варлаам Калабрийский (конец XII — нач. XIII в.), Никифор Григора и Феодор Метохит (XIII — XIV вв.) и др. Наиболее видной фигурой последнего периода византийской философской и педагогической мысли считают Георгия Гемиста Плифона (1355—1452).
■ Специфические черты византийской культуры и образованности ока- ■
зали благотворное влияние на последующий ход развития всемирной
■ культуры.
40
ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
АНИЦИЙ МАНЛИЙ БОЭЦИЙ (ок. 480—524). Римский политическийи государственный деятель, философ, теолог и поэт, «великий учитель средневековья».
Утешение философией, Наставления к музыке, Наставления к арифметике, богословские сочинения и др.
Получил блестящее образование в Риме и др. городах, изучив весь круг античных наук. Был хранителем и популяризатором достижений античной мысли.
Заложил фундамент схоластики. Дал теоретическое обоснование двухступенчатой системы обучения — тривиума и квадривиума, в ходе изучения последнего у учеников должно формироваться умение мыслить дисциплинированно и строго логически.
Автор классических учебников по арифметике, музыке, геометрии, астрономии, пользовавшихся большой популярностью с VIпо XIIIв.
АЛКУИН (ФЛАКК АЛЬБИН) (ок. 735—804). Англосаксонский ученый и педагог, современник Карла Великого, его советник по делам культуры, школы и церкви, аббат.
Разговор об истинной философии, Словопрения Пипина с Альбином, теологические соч., 300 латинских писем о каролингской эпохе, труды по литургии, заложившие основы католической обрядности и др.
Развивал идеи о распространении образования. Считал, что мудрость есть знание, приобретенное в процессе обучения. Его учебники были построены в диалогической форме таким образом, что вели ученика от простых понятий и простого выражения мысли к философским концепциям и сложным оборотам.
Призывал обучать детей грамоте и диалектике, не презирать светские знания.
Использовал в своей пед. практике разнообразные формы изложения материала, живые дискуссии, сложные иносказания — загадки, перефразы. Научить — значит «мудро спросить».
Среди его учеников было много выдающихся деятелей Каролингского возрождения.
ВЫСОКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
ФИЛИПП НАВАРРСКИЙ (1195—?). Знатный барон, рыцарь-крестоносец, писатель, дипломат, юрист, поэт, моралист и государственный де-жтель.
Четыре возраста человека — морально-дидактический трактат,доказывавший, что воспитаниедолжно носить религиозный характер.Детство Христа — идеал, пример для подражания: он, будучи истинным царем, Богом, господином неба ...желал быть смиренным и послушным своей славной матери и ее супругу, «и когда подрос еще больше, почитал и слушался
их...» Недостаток религиозного воспитания наносит наибольший вред нравственности молодых людей, «приводит их к неверию и в итоге — к плохому концу...»
• Задача воспитания— привить навыки будущей деятельности (священ
ника или воина). Воспитание должно носить функциональный харак
тер.
• Идея сословной дифференциациивоспитания и обучения.
• Не считал человека греховным от природы:«...Бог дал разум человеку,
чтобы он мог выбрать между добром и злом...»
• Детство— фундамент жизни.На добром фундаменте можно выстроить
здание основательного знания. Должно учить детей простому и хоро
шему поведению.
• Основной принцип воспитания— строгость и требовательность. «В люб
ви к ним (детям) нужно проявлять меру и разум». Призывал родителей
строго контролировать детей. Жесткая дисциплина с возможными те
лесными наказаниями. Воспитатель во имя любви к ребенку не дол
жен уступать его злой воле, терпеть его плохие поступки, нехорошие
игры, т. к. ребенок быстро приучается к дурному.
• Труд— важное средство воспитания, трудовые навыки надо прививать
как можно раньше: «работать и хорошо изучать ремесло, какое бы оно
ни было малое или великое, т. к. большая честь и выгода в том, чтобы
стать хорошим мастером своего дела».
• Не следует девочек обучать многим наукам,давать большие знания. Ос
новное нравственное качество женщины — целомудрие. Она должна
быть послушной, смиренной. Надо привить девочкам навыки хороше
го поведения: «Чтобы они не были ни дерзкими, ни завистницами, ни
попрошайками, ни болтуньями». Необходимый элемент воспитания
девочек — обучение ремеслу.