Педагогические идеи абунасыр мухаммеда аль-фараби (873-950)
«Второй учитель»своего времени (после Аристотеля). Все ученые Востока, начиная с Авиценны, называли его своим учителем. Ученый-гуманист, врач, астроном, философ, авторитетный преподаватель медресе, один из основоположников опытного естествознания.
Признавал одинаковые возможности женщины и мужчины в педагогическом и образовательном деле.
Биографические сведения и основные работы | Обучение | Воспитание | Цели и методы воспитания |
Знал многие языки.Крайне отрицательно относился к софистам. Как подлинный гуманист не признавал национальные предрассудки и преграды, подчеркивал интернациональный характер науки. Основные работы: Слова о классификации наук, Жемчужина | Обучение—это усвоение посредством учения основ наук, теоретического знания, «это наделение теорети-ческими добродетелями народов и городов». Обучение должно начинаться с усвоения простых свойств материи и завершаться изучением проблем метафизики. Определенное место отводил обучению каллиграфии—навыкам художе- | Воспитание— «это способ наделения народов этическими добродетелями— искусством, основанном на знании»; это деятельность учителя, направленная на выработку у молодых людей нравственных норм и практических навыков | Использование двухпедагогических методов при воспитании: 1. «Мягкий» (если воспитуемые проявляют желание к изучению науки и ремесла). 2. «Твердый» (если проявляют своеволие и непослушание). Цель учителя,использующего эти методы, — подготовить своих учеников к поискам путей к достижению счастья. Нравственноевоспитание молодежи ставил на первое место, т. к. оно в значительной степени гарантирует достижение человеком наивысшего совершенства |
Биографические сведения и основные работы
Обучение
Воспитание
Цели и методы воспитания
премудрости, Гражданская политика, Большая книга музыки, Книга духовных искусных приемов и природных тайн о тонкостях геометрических фигур, Трактат о достижении счастья, трактаты о логике и философии.
Большой интерес представляют труды ученого по психологии, этике и эстетике.
ственного письма.
Теоретическим вещам следует обучать методом убеждения, а многие из теоретических (знаний) воспринимаются путем соображения (сочетания слова и наглядности). «Кто противится усвоению теоретических знаний, которые они начали приобретать», следует применять принуждение.
Широко следует применять при обучении наблюдение и опыт.
Чтобы не нарушать принцип системности, надо «ограничивать свои занятия одной наукой».
Науку и разум считал основными средствами изучения бытия. «Упражнять мысль посредством трудности поиска»(создавая трудности и обучая их преодолению). «Понимать лучше, чем учить наизусть».
овладения ремеслом и науками.
Значительную роль в воспитании отводил музыке,выделяя три ее вида:
1 — произво
дит удоволь
ствие;
2 — выража
ет и вызыва
ет страсти;
3 — обраща
ется к
воображе
нию.
В духовном, умственном воспитании важное значение придавал овладению такими «воспитательными науками», как арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Отождествление главы государства и учителя.
и счастья. Нравственные качества личности формируются под воздействием среды и воспитания. Формированию добродетельного человека противостоят 4 порока:невежество, безнравственность, переменчивость, заблуждение.
Чтобы стать нравственным и противостоять порокам, человек должен познать самого себя.
Воспитание того или иного свойства у людей зависит от окружающей среды, воли и желания воспитуемого. Первостепенное значение придает привитию устойчивых нравственных привычек, вырабатываемых многократными упражнениями.
Отрицал врожденность
этических качеств и признавал индивидуальные различия людей «в соответствии с дифференциацией ступеней родов, искусств и наук, к которым они склонны от природы».
Признавал религию,но не ставил ислам выше других религий и считал,что религия должна служить средством для достижения счастья.
Призывал в воспитании к соблюдению меры:«уклон от меры — это либо избыток, либо недостаток», мера определяется в каждом случае путем конкретного подхода к анализу ситуации.
33
Требования к учителю
Если учитель недобросовестно относится к своим обязанностям по воспитанию или не выполняет их, то не заслуживает уважения и занимаемой должности.
«...Не каждый человек способен руководить другим, и не каждый способен побуждать другого к совершению соответствующих действий».
«Норма поведения преподавателя заключается в том, что он не должен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства, т. к. суровость восстанавливает против наставника, потворство приводит к неуважению его персоны, нерадению к его преподаванию и его науке».
Аль- Фараби