Педагогика западной цивилизации в античную эпоху
ЗАРОЖДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
В Древней Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки — философии. Для индивидуума в определенных пределах были сняты рамки восточной кастовости. Религия не занимала господствующего положения.
Цель воспитания— гармоничное развитие индивидуальности.
1-й этап— гомеровский: связан с осмыслением идеала воспитания и путей его реализации; 2-й — классический, 3-й — новое, или эллинское, воспитание.
Основные педагогические идеи получили отражение в учениях античных мыслителей: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др.
СОКРАТ (ок. 469-399 гг. до н.э.)
Отвергал теорию сенсуализма. Знания — понятия, представления, истинные для всех, обладают универсальной ценностью и значением.
ВЫСШИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ
СДЕРЖАННОСТЬ
как укрощать
страсти
МУЖЕСТВО
как преодолеть
опасность
СПРАВЕДЛИВОСТЬ как соблюдать божественные и человеческие законы
Древнегреческий философ-идеалист. Жил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен и др.
Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить на основании свидетельств Платона и Ксенофонта.
«Знаю, что ничего не знаю», — одно из известнейших изречений Сократа.
Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.
«Прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые. Добродетели,т.е. понимание того, что есть благо,могут достичь лишь благородные люди»(аристократы).
Идеалистическая этикаСократа перерастает в теологию.Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному «Я», к субъективному духу, дальнейший- путь вел к объективному духу — божественному разуму.
Цель воспитания— познание самого себя, совершенствование нравственности, освобождение человеческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и создание гармонического единства жизненных потребностей испособностей человека, развиваемых интересом к знаниям.
ИРОНИЯ
отрицательная часть совместного исследования: обнаружение противоречий в утверждениях противника
МАЙЕВТИКА
положительная
часть, позволяющая
отыскать истину
ИНДУКЦИЯ отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения
ОПРЕДЕЛЕНИЕ установление родов и видов и их соотношений
Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и постепенного подведения его к познанию «всеобщего»в нравственности как основы истинной морали.
■ Сократический метод, направленный на обнаружение истины путем ■
бесед, спора, полемики, явился источником субъективной диалекти-
■ ки, диалектического способа мышления. ■
19
Демокрит (460—370 гг. до н. э.)
Платон (427—347 гг. до н. э.)
1. На основе своей
атомистической
теории выдвинул
материалистическую
концепцию развития
личности.
2. Считал,что воспита
ние можно получать
везде и всегда:
«...ночью и днем, на
родине и на чужбине».
3. Огромное значение
придавал среде,
примеру взрослых,
воспитанию «довода
ми».
4. Считал,что воспита
ние — дело рискован
ное.
5. При решении вопро
сов умственного
воспитания руковод
ствовался своей
материалистической
теорией, согласно
которой началом
знаний служат ощуще
ния, истина постига
ется разумом, кото
рый свои доказатель
ства берет из ощуще
ний (сенсуалистская
теория).
6. Считалнеобходимым
сообразовывать
воспитание с приро
дой ребенка.
7. Выступалза включе
ние труда в воспита
ние.
8. Был уверен,что в
воспитании без
элементов принужде
ния не обойтись.
9. Призывалостерегать
ся дурного примера и
упражняться в нрав
ственных поступках.
10. Мудрость дает три
Основные труды:Государство; Законы; Диалоги.
1. На основе своей философии создал первую теорию
воспитания, в которой государство является доми
нирующим и определяющим фактором.
2. Цель идеального государства (состоящего из 3 раз
рядов граждан: философов, воинов, ремесленников
и землевладельцев) — приближение к высшей идее
блага, осуществляемое воспитанием. Цель воспи
таниявсегда заключается в подготовке подрастаю
щего поколения к выполнению определенных
общественных функций законопослушных граждан.
Для выполнения этой задачи в государстве разрабо
тал четкий институт должностных лиц, занимающих
ся воспитанием, со строго очерченными функция
ми.
3. Первым попыталсяопределить основные педагоги
ческие понятия. Воспитание — воздействие взрослых
на детей, формирование в них добродетели; учение —
приобретение знаний посредством наук.
4. Разработалтеорию разделения природы на мир
идей и мир вещей и явлений. Знание есть постиже
ние мира идей посредством мира чувств и души.
5. Предложилсистему организации общественного
воспитания: с 3 до 6 лет — игры под управлением
женщин-воспитательниц, 6—12 лет — учеба в
государственных школах; 12— 16 лет — физическое
воспитание в палестре; 16—18 лет — предвоенная
подготовка, 18—20 — военная подготовка в эфебии.
Высшая ступень образования (до 30 лет) — философия, арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки.
Философскоеобразование для избранных — до 35 лет, для правителей государства — до 50— 60 лет.
6. Впервые представилвоспитание маленьких детей
в системе.
7. Создалсистему музыкально-гимнастического
воспитания.
8. К методам воспитанияотносил игры, чтение, живые устные рассказы, внушение и убеждение; упражнения в плясках и песнопениях. Особое внимание уделял примеру старших для младших, которые своими поступками и образом жизни станут самой лучшей школой нравственности для них.
9. Внутренним основанием воспитания маленьких
детей являются эмоции — все науки надо препо
давать «играючи», а не насильно.
10. Считал,что каждому сословию соответствует
определенная добродетель:
Продолжение таблицы | ||
Демокрит (460—370 гг. до н. э.) | Платон (427—347 гг. до н. э.) | |
плода: возможность хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. 11. Вопросы умственного воспитания тесно связываетс нравственным воспитанием, считая, что именно из занятий умственным трудом рождается стыд — основа нравственности. Нравственный человек — мужественный, господствует над собственными страстями, внутренне стремится к добру, не предается праздности, легкомысленному образу жизни. «Мужество уменьшает бедствия». «Порядочный человек не придает значения насмешкам дурных людей». | Мудрость —добродетель правителей и философов — основа разум;Храбрость — добродетель воинов — основа воля;Умеренность — добродетель народа — основа чувства; Справедливость является «надсословной», «державной» добродетелью. 11. Считал,«следует позаботиться о... воспитании как мужчин, так и женщин, от ранних лет до зрелых — вплоть до старости». 12. Отдельной частью системы воспитания Платона выступает религиозноевоспитание, целью которого является дать гражданам некоторые представления о божествах и научить исполнять необходимые культовые функции. 13.0 трудовом воспитании пишет вскользь.Оно должно осуществляться в детском возрасте с помощью игровой деятельности и готовит ребенка к будущей профессии. 14. «Дети больше принадлежат государству, чем своим родителям». Роль государства в формировании семьи является определяющей.Основанная им в Афинах школа — Академия, где он преподавал многие годы, просуществовала более 1000 лет. | |
............................................................................................................................................................................ Взгляды Демокрита и Платона оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки. |
АРИСТОТЕЛЬ | |||||
(384-322 гг. до н.э.) | |||||
Краткая биогра- | Педагогические идеи | Значение | |||
фия и основные | |||||
труды | |||||
384 — родился | 1. Развитие высших сторон | 1. Систематизи- | |||
в греч. колонии | души: разумной и волевой. | ровал все | |||
Стогираво | Выработка добродетели: | области знания | |||
Фракии. | такого поведения, при | своего времени. | |||
котором человек избегает | |||||
367—347 —жил | Цели и | во всем крайностей. | 2. Создал первую | ||
в Афинах. | задачи | возрастную | |||
Получил фило- | воспита- | 2. Воспитание деятельной, | периодизацию в | ||
софское | ния | волевой, самостоятельной | истории педаго- | ||
образование | личности. | гической мысли. | |||
в Академии | Развитие таких необходи- | ||||
Платона. | мых для рабовладельца | 3. Указал на | |||
качеств, как умение держать | особенности | ||||
343-341 — | рабов в повиновении, | каждого возрас- | |||
воспитатель | чувство собственного | та, определив | |||
сына македонс- | достоинства, чести, храбро- | цели, содержа- | |||
кого царя | сти, мужества. | ние и методы | |||
Александра. | Воспитание — средство | воспитания в | |||
укрепления гос. строя. | каждый возраст- | ||||
335—323 — | Человек в той мере человек, | ной период. | |||
основал в | в какой он гражданин. | ||||
Афинах свою | 4. Выдвинул | ||||
школу Ликей, | 3. Для всех граждан нужно | требование:в | |||
или школу | одинаковое воспитание, а | воспитании | |||
перипа (прогули- | забота о воспитании — дело | следовать за | |||
вающихся), | государства. | природой. | |||
просуществовав- | Опора | ||||
шую несколько | воспита- | Природные задатки. | 5. Большое вни- | ||
столетий. | тельного | Навыки. | мание уделял | ||
процесса | Разум. | воспитанию в | |||
Основные | раннем возрас- | ||||
труды: | Три | 3-м видам души (раститель- | те: «Ко всему | ||
Метафизика | стороны | ная, волевая, разумная) | приучить непос- | ||
(философия) | воспита- | соответствуют 3 стороны | редственно с | ||
Органон (логика) | ния | воспитания, тесно между | пеленок». При- | ||
Политика, | собой связанные: а) физи- | чем, воспитание | |||
Афинская | ческое, б) нравственное, | детей до 7 лет — | |||
политика | в) умственное. | лучше в семье. | |||
(обществ, полит. | |||||
науки) | Зависи- | Все свободнорожденные | 6. Дал общую | ||
Физика (есте- | мость | граждане получают образо- | характеристику | ||
ственные науки) | воспита- | вание в гос. школах (едино- | дошкольного | ||
Этика, Поэтика | ния от | образное воспитание, | возраста, следуя | ||
(этика и эстети- | социаль- | приучающее к гос. порядку). | принципу | ||
ка) | ного | Рабы рассматриваются | природообраз- | ||
ности. | |||||
Продолжение таблицы | |||||
Краткая биогра- | Педагогические идеи | Значение | |||
фия и основные | |||||
труды | |||||
Трактат о душе | положе- | только как «говорящие | |||
(психология) | ния | орудия», их удел — физичес- | 7. Исключал | ||
Пед. вопросам | кий труд. | физический | |||
не посвятил | труд из системы | ||||
отдельных | До 7 лет— семейное воспита- | воспитания. | |||
работ, но | Возраст- | ние, кормление, закалива- | |||
затрагивал их во | ная | ние, гигиена ребенка, | |||
многих своих | перио- | большое внимание уделяет- | |||
произведениях. | дизация | ся игре. | |||
С 7 до14 — посещение гос. | |||||
школы: гимнастика, чтение, | |||||
письмо, грамматика, счет, | |||||
рисование, пение, музыка. | |||||
С 14 до21 — совмещение | |||||
умственного и физ. воспита- | |||||
ния (развитие сильного, | |||||
красивого, ловкого тела), | |||||
выработка волевого начала. | |||||
Изучаются: литература, | |||||
история, философия, | |||||
музыка, астрономия, | |||||
математика. | |||||
Отноше- | Женщины не должны полу- | ||||
ние к об- | чать равного с мужчинами | ||||
разова- | образования. | ||||
нию жен- | |||||
щины | |||||
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
СПАРТА
(воспитание осуществляет государство)
Девочки
Мальчики
1
физическое | умственное и | |
и военное | нравственное | |
воспитание: | воспитание: | |
бег, метание | пение, чтение, | |
копья и диска, | счет, письмо | |
прыжки |
До 7 лет — воспитание в семье
с 7 до 18 лет — воспитание
в агеллах. Руководитель
агеллы — педоном
! |
I
Физическое | Военно-гимнас- | Нравственное и | ||
воспитание: | тические упраж- | политическое | ||
[закалка, привычка | нения: | воспитание: | ||
к лишениям | бег, прыжки, | Беседы полит. | ||
■ (голод, холод, | метание диска и | деятелей с | ||
жажда), умение | копья, борьба, | молодежью. | ||
переносить любую | рукопашный бой, | Развитие лаконич- | ||
боль | пение воен.песен | ной речи |
I
с 18—20 лет — перевод в группу эфебов и несение военной службы
Цель воспитания— подготовка воинов.
АФИНЫ
Мальчики
Девочки
Школа грамматиста чтение(буквослагательное заучи вание букв по названию) письмо(навощеные таблицы) счет(с помощью пальцев, камеш • ков и счетной доски (абак) |
До 7 лет — домашнее воспитание.
С7до 13—14лет — обучение в школах грамматиста
и кифариста.
Обучение осуществляет
учитель — дидаскал.
Г
С 13—14 лет — переход в палестру(школа борьбы) Пятиборье: бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, плавание
До 7 лет и далее воспитываются дома.
После 7 лет приучаются вести домашнее хозяйство
Школа кифариста
литературное образование, эстетическое воспитание: музыка, пение, декламация
Гимнасий
(для наиболее обеспеченной молодежи)
— философия
— политика
— литература
— гимнастика
С 18—20 — переход в эфебию.Зоенное и политическое воспитание: строительство укреплений, управление военными машинами, -есение службы в городских гарнизонах и др.
Цель воспитания —
всестороннее гармоническое формирование личности
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I в. до н. э. - V в. до н. э.)
Римско-италийское воспитание:основа — греческая и эллинистическая педагогика, т. е. основа заимствована. Открытие школ — монополия государства. Цель — воспитание верноподданной массы и чиновников.
Домашнеевоспитание.
До 7 лет. Начальная ступень (тривиальная школа)— массовая. Небольшая плата. Частные школы. Программ не было. Основная цель — обучение грамоте и началам арифметики, которые требовались в повседневной жизни широким слоям населения, включая некоторые категории рабов. Допускались девочки. Применялись физические наказания плетью и палкой.
С 7лет. Срок — 2 года. Средняя ступень (грамматические школы).Довольно высокая плата. После домашней подготовки. Развернутая программа, включающая 5 дисциплин: латинская литература, основы римского права, начальные знания по философии, греческий язык, ознакомление с греческой литературой и математика с основами астрономии. Небольшие группы учеников. Основное внимание уделялось работе с каждым учеником,..В школах не обучали ни музыке, ни танцам.
С 12лет. Срок— 4 года. Школа повышенного типа.Школа ритора. Плата очень высокая. Школа элитарная. Насыщенная программа: кроме 5 предметов, которые
повторялись на более высоком уровне, изучались ораторское искусство и музыка. Использовался эффективный метод диспутов на заданную тему. Окончивший
школу получал гуманитарное образование, включающее свободное знание греческого языка, греческой и римской литературы, римского права, греческого ораторского искусства, философию. Выпускник был хорошо подготовлен для практической государственной деятельности.
С 16 лет. Срок — 3—4 года. Военную подготовку юноши проходили в воинских формированиях — легионах. Учителя назначались от имени императора, контроль за деятельностью школ осуществляло государство. Обучение носило религиозный характер.
Для молодых аристократов:1—2 года пребывания в одном из крупных культурных центров империи, таких как Афины (философия), Родос (ораторское искусство), Александрия и Антиохия.
В I—II вв.появляются медицинские и юридические школы.Юридические — двух направлений (по именам их основателей): прокуленского и сибианского. Медицинские учебные заведения возникали вокруг практикующих врачей, ипреподавание велось по индивидуальным программам.
Система образования обеспечивала воспроизводство определенного типа личности, распространение начальной грамотности среди широких масс, фундаментальную подготовку средних и высших слоев римского общества, обеспечивающих нужды государственного управления и развития средиземноморской культуры. Но в отличие от греческой системы образования римская мало уделяла внимания физической культуре и музыкальному воспитанию, отличаясь большим прагматизмом, хотя и ее основная цель состояла в том, чтобы молодежь овладела дисциплинами гуманитарного цикла.
26
ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДРЕВНЕРИМСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ | ||
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. дон. э.) | Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) | |
Выдающийся политический деятель, оратор, писатель. Изучал арифметику, законы двенадцати таблиц, греческую и римскую литературу, брал уроки красноречия и философии у знаменитых ораторов, посещал форум. Страстный поклонник греческой культуры, почитатель Гомера. Высшего развития достигает тот, кто стремится слить воедино национальное благонравие и высшую греческую культуру. Педагогическая проблема — формирование оратора. | Римский политический деятель, философ и писатель. Начальное образование получил в семье, риторическое и философское — в Риме. Проповедовал стоицизм и анархизм.Был воспитателем Нерона. Критиковал школу за формализм и пренебрежение нравственным воспитанием. Полученное в школе знаниедолжно использоваться для выработки собственной точки зрения,а не превращаться в комментарий к чужим идеям. Педагогикадолжна пребывать в теснейшем объединении с этикойи ставить своей целью «направление учащегося по пути морального совершенствования в согласии с основными целями стоического мировоззрения». Основатель эмпирического направления в образовании. «Мы лучше всего научаемся сами, обучая других». «Результат достигается скорее примером, чем наставлением». Как и Сократ, считал, что познание человеком самого себя есть путь самосовершенствования. | |