Педагогические идеи П.Ф. Каптерева.
Петр Федорович - теоретик, историк воспитания и образования. Труды: «Обучение детей дош. воз.», «Педагогический процесс», «История русской педагогики», « Педагогическая психология», « Задачи и основы семейного воспитания». Главная функция пед. процесса – всестороннее усовершенствование личности на основе ее самообразования. Отстаивал тезисы народности воспитания. Теоретик семейного воспитания. Организовал первый съезд по семейному образованию (1913). Сторонник всестороннего развития личности, единства семейного, школьного и общественного воспитания. Заслуга - первый выдвинул идеи антропологического обоснования воспитания ребенка, соответствующего его интересам и потребностям.
Через все труды Каптерева проходит идея народности воспитания, разработанная К. Д. Ушинским. Детский сад Каптерев считал первой ступенью в системе общественного воспитания детей. “Детский сад следует признать необходимым воспитательным учреждением в ряду других... П. Ф. Каптерев впервые в истории русской дошкольной педагогики сделал попытку определить, как должна усложняться воспитательная работа в детском саду в связи с возрастными особенностями детей. П. Ф. Каптерев указывал на важную роль детского коллектива в воспитании чувства товарищества у детей.
30. Педагогическая деятельность и взгляды Елизаветы Ивановны Тихеевой (1866—1944)
Е. И. Тихеева создала оригинальную теорию дошкольного воспитания, опираясь на положения русской классической педагогики. Центральная идея - идея единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе. Центральное место в педагогической теории Е. И. Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К. Д. Ушинского. Значение, пути и средства развития родной речи отражены в работе “Родная речь и пути ее развития”
Тихеева утверждала, что навыки правильной речи приобретается в семье. Методика развития речи детей, разработанная Тихеевой до революции, была усовершенствована ею в советское время.
В 1937 г. она издала книгу “Развитие речи дошкольника”. Она указывала на преимущества общественного дошкольного воспитания. В книге “Современный детский сад, его значение и оборудование” Е. И. Тихеева обосновала ряд ценных положений, касающихся вопросов организации детского сада и постановки воспитательно-образовательной работы. Считала, что д\ сад должен быть доступным для детей всех сословий, местом пропаганды передовых идей по дошкольному воспитанию. Вся атмосфера детского сада должна быть радостной, а игры и занятия проводиться как детские праздники. Ведущую роль в воспитательно-образовательной работе детского сада Е. И. Тихеева отводила организованным занятиям с детьми. Тихеева убедительно доказывала, что необходимость программы занятий. Программа устанавливает направление занятий, определяет объем тех сведений, которые должны быть усвоены всеми детьми дошкольного возраста. Тихеева создала свою оригинальную систему дидактических Материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов.
Е. И. Тихеева говорила, что воспитателям детских садов нужна специальная широкая педагогическая подготовка, которая должна включать в возможно полном объеме все научные дисциплины, без знания которых невозможно заниматься изучением и воспитанием ребенка
31. Педагогическая деятельность и взгляды Луизы Карловны Шлегер (1863—1942)
Л. К. Шлегер тщательно изучала литературу по теории и практике дошкольных учреждений за рубежом, но была против механического перенесения заграничных образцов в русскую педагогику. Л. К. Шлегер стремилась найти новые пути воспитания, исходя из условий жизни в России и национальных особенностей русских людей. Вместе со своими сотрудниками она подбирала новый дидактический материал — “жизненный материал (глина, песок, дерево и др.), который давал бы детям возможность проявить творческую активность и самодеятельность. На основе анализа и обобщения практики народного детского сада Л. К. Шлегер было составлено несколько выпусков пособия для работников детских садов под названием “Материалы для бесед с маленькими детьми”. где были даны некоторые ценные методические указания о том, как задавать детям наводящие вопросы, развивать их наблюдательность, проводить коллективные и индивидуальные работы (из бумаги, глины, дерева и др.Итогом педагогических исканий Л. К. Шлегер явилась «Практическая работа в детском саду», краткое руководство для работников детских садов, очагов и приютов по разделам воспитательной работы. Центральное место в педагогическом процессе детского сада Шлегер отводила игре. считала важным ручной труд, уделяла большое внимание физическому воспитанию детей. Особенно большое значение придавалось воспитанию органов чувств. Основной путь сенсорного воспитания детей Шлегер видела в естественной повседневной воспитательной работе с ними — в играх, ручных работах, занятиях со строительным материалом и т. д.