Педагогическая деятельность и взгляды Петр Франсович Лесгафта.
Организатор курсов воспитательниц и руководительниц физ. образования. Пед труды: «Семейное воспитание ребенка и его значении», «Руководство по физ. обучению детей школьного возраста». Цель восп. – всестороннее развитие личности, подготовка ее к постоянному совершенствованию. Воспитание систематичное, целенаправленное, разумное, требующее психолого-педагогич. умений. Первый пытался дать естественнонаучное обоснование развития и воспитания личности. Научные основы педагогики видел в анатомии и физиологии. Доказал зависимость направленности воспитания от характера социальных условий, бытовой среды. Лесгафт выступал против теории наследования способностей. П. Ф. Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребенка до поступления в школу, выдвигал главные требования к организации воспитания в семье: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя, признание личности ребенка, обращение с ним как с человеком. П. Ф. Лесгафт был также организатором подготовки нового типа педагога по физическому образованию и дошкольному воспитанию.
23-24. Зарубежная реформаторскаяпедагогика конца 19 – начала 20 в.в.
Джон Дьюи. Американский философ, психолог, педагог. Представитель прагматизма. Труды: «Школа и общество», « Школа и ребенок». Выступал за практическую направленность воспитания. Каждый ребенок индивидуальность, поэтому должен стать центром пед. процесса ( педоцентризм) выдвинул концепцию инструментальной педагогики, где каждое действие должно быть инструментом его познания, собственного его открытия. Ученик сам решает чему и как учиться, озадачивая учителя вопросами. Положительное: внимание к ребенку, изучение интересов и потребностей, стимулирование деятельности, развитие самостоятельности, инициативы. Недостатки: недооценивалась роль учителя.
Большой популярностью пользовалась в Германии начала XX века и в ряде других стран педагогическая теория Георга Кершенштейнера. Труды: «Понятие трудовой школы», «Понятие гражданского воспитания». В своих трудах практиковал традиционно народную школу и гимназию. Идея – соединение умственного ума и ручного труда для формирования трудовых навыков, необходимых трудящимся любой профессии. Главным средством гражданского воспитания считал трудовую школу. Ее задача – приучение детей к прилежанию, аккуратности, подчинение авторитетам. Трудовая школа должна давать минимум знаний максимум навыков и умений и трудолюбия, а также соответствующее гражданское убеждение. Г. Кершенштейнер предлагал для практических занятий разные мастерские, кузню, школьный сад. Главное развить качества необходимые наемному рабочему – добросовестность старетельность
В те же годы в Германии развернул свою деятельность другой крупный буржуазный педагог — Вильгельм Август Лай (1862—1926). Лай биологизировал педагогику. Он полагал, что всякое внешнее раздражение вызывает во всех организмах, ответное движение, или реакцию. При этом рефлекторный акт всегда протекает по одной и той же схеме: восприятие — переработка — выражение (или изображение). Этому выражению, или изображению, Лай придавал важное значение в педагогическом процессе, так как именно здесь учащийся имеет возможность проявить свою активность в действиях. Отсюда и название всей его теории — «педагогика действия». Средствами «выражения» в педагогическом процессе, по Лаю, являются различные виды изобразительной деятельности. Но чрезмерная изобразительная деятельность в значительной мере отвлекала их от систематической учебной работы, что приводило к снижению уровня общего образования. В последние годы своей жизни Лай открыто встал на реакционные позиции, подчеркивал в своих работах особое значение религии и расы в воспитании. Считая, что первенство принадлежит германской расе, он воспевал германский национализм.
Центральная идея антропософии (мистическое учение, основанное на представлении о скрытых возможностях человека) Штейнера (1861 – 1925) состоит в том, чтобы открыть такие возможности познания, которые позволили бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого мира и дать возможность каждому человеку сознательно войти в "высшие миры". Штайнер явился основателем так называемых вальдорфских школ - частные самоуправляемые общеобразовательные школы, работающие на основе педагогических идей Р. Штейнера Занятия проводятся в форме лекций и бесед. Полный курс обучения 12-13 лет. Главная идея- общечеловеческого образования. Школа не должна ставить перед собой иных задач, кроме наиболее полного раскрытия заложенных в человеке задатков. Детство и юность не есть подготовка к взрослой «жизни», а самоценные фазы развития, определяющие и формирующие физическое, психологическое и духовное здоровье личности. Ведущим понятием педагогического процесса - «целостность», «намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам».В начале 90-х гг. в мире насчитывалось свыше 400 вальдорфских школ..
М. Монтессори попыталась реализовать идеи свободного воспитания дошкольников в домах ребенка. Монтессори суть реформы воспитания видела не в исправлении отдельных недостатков школы, а в изменении социальной школьной среды, создании простора свободным и естественным.