Педагогическая система Мю Монтенссори. ( 1870 – 1952)

Итальянский врач, педагог – создатель системы воспитания и обучения детей дош. в. и мл. школ. в. труды: «Дом ребенка. Метод научной педагогики» «Разум ребенка». Занималась с умственно отсталыми детьми, разработала методики обучения их письму, счету, чтения. Создала дошк. учреждения для детей 3-6 лет «Дома ребенка». Разработала программу и методику сенсорного воспитания путем развития отдельных чувств и органов восприятия. Она использовала свою методику наблюдения за детьми. Суть – свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно – пространственной среде. Главная задача – создать условия, которые соответствуют потребностям ребенка, помогают выявить его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению. Ребенок ощущает потребность в порядке, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также деревянные штанги и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки, положи их в беспорядке, могут вызвать только чувство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Учитель не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы. Он предлагает ребенку принять только одно четкое правило: "Взял, поработал, положи на место". Монтессори призывает нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя предложить нужный материал, который поможет ребенку освоить то, что ему интересно. Материал - это не простые предметы, а отобранные в результате внимательного наблюдения за тем, что и как помогает детям в развитии. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия/ ДОУ – лаборатория для обучения психики ребенка, в которой педагог – наблюдатель. Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. Поскольку каждый ребенок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребенка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребенка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, ребенку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать. Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике. Второе - индивидуальный подход. Мария заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, Мария наполнила свои классы детьми разных возрастов.

17. Педагогическая система К.Д. Ушинского. (19 в)

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1823 – 1870) – основоположник отечественной педагогической научной школы, автор работ «Человек как предмет воспитания», «Детский мир», «Родное слово» и др. Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку, которой нужна прочная научная база. Педагогика должна опираться на синтез научные знания о человеке Ведущей идеей, пед. системы Ушинского стала концепция народности воспитания, с учетом национальных особенностей русского народа. Требования Ушинского: воспитание должно быть самобытным, национальным, образование должно находиться в руках самого народа, который народ определяет содержание и характер воспитания; все население должно быть охвачено просвещением, воспитание женщин наравне с мужчинами; обучение должно быть на родном языке. Но и не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов. В педагогической системе К. Д. Ушинского значительное мес­то занимало учение о содержании школьного обучения. Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидактики. Он глубоко раскрыл педагогическое значение принципа наглядности, его роль в раз­вития умственных сил ребенка. Он предложил новый, более широкий учебный план для народной школы, в центр которого был по­ставлен родной язык. Обучение рассматривалось Ушинским как посильная деятельность детей под руководством учителя, который приводит систему знания, способствует формированию мировоззрения. Учение должно быть трудом, развивающим и укрепляющим волю детей. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Деятельность и активности самого ребенка это успешность воспитания и обучения. Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал труд, который является условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка. Школа должна готовить человека к творческому труду.Нравственное воспитание - центр его педагогической концепции. Воспитание, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, эгоизм,

18. Деятели дошкольной педагогики России 2 половины 19 в. Е.Н Водовозова.Елизавета-Николаевна Водовозова (1844—1923), ученица и последовательница К. Д. Ушинского. Главный труд “Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста”, Педагогические взгляды Е. Н. Водовозовой 1)Главная цель воспитания - воспитание будущего общественного деятеля и гражданина своей родины. 2) подчеркивала ведущую роль воспитания и обучения во всестороннем развитии ребенка. 3) Следуя указаниям. К. Д. Ушинского, она рекомендовала начинать “разумную подготовку детей к школьному обучению уже в дошкольные годы. 4) разработала программу развития у детей родной речи и методику использования в воспитании детей русского фольклора, 5) придавала важное значение физическому воспитанию детей. 6) первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей начиная с раннего возраста. 7) придавала большое значение постановке трудового воспитания детей. Е. Н. Водовозова. занималась и вопросами, эстетического воспитания детей.( пение, развивает его слух, способствует развитию речи, считала, что рисование содействует и умственному развитию детей)

19. Деятели дошкольной педагогики России 2 половины 19 в. А.С. Симонович.Основы теории дошкольного воспитания в России были заложены крупнейшими русскими педагогами 60-х годов XIX в. Аделаида Семеновна Симонович (1840—1933) пропагандировала идею общественного дошкольного воспитания детей, редактировала журнал “Детский сад”, открыла в Петербурге платный детский сад, где вела опытную работу. Следуя идее народности воспитания К. Д. Ушинского, Симоновичи стремились приспособить содержание работы детского сада к русским условиям: подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа и сопровождались русскими народными песнями, старшие дети строили избу из заранее подготовленных небольших бревен В младшей группе детского сада с детьми трех-четырехлетнего возраста А. С. Симонович строила работу, как в семье, проводила с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Занятия в старшей группе, с пяти-шестилетними детьми, которой руководил Я. М. Симонович ( муж А.С. Симонович), имели природоведческий уклон. ( проводил понятные детям физические опыты экскурсии к реке, в парки, беседы, чтение , работа летом и осенью в саду по выращиванию овощей, экскурсии в мастерские и т. д.), Труды: “Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании маленьких детей” “Детский сад” (практическое руководство для детских садов) Общепедагогические взгляды 1) делила педагогику как науку на теоретическую (цель, задачи и сущность процесса воспитания), и на практическую (поставить ребенка в выгодную среду для развития его индивидуальности). 2) указывала, что первоосновы развития личности закладываются матерью в семейном воспитании детей.3). высказывалась за единство процесса воспитания и обучения. 4) не отрицала значения наследственности в развитии личности. 5) подчеркивала важность дошкольного периода в развитии личности ребенка, считала, что на помощь женщине в деле воспитания детей дошкольного возраста должны прийти детские сады (всестороннее, гармоническое развитие всех органов тела — вот воспитание д/ сада). Воспитатель – « детская садовница», образованная, энергичная, в меру строгая.

20. Деятели дошкольной педагогики России 2 половины 19 в. Е.И.Конради.Евгения Ивановна Конради (1838—1898). Центральным вопросом педагогики Конради считала определение цели воспитания и образования детей. Конради доказывала, что решающую роль в определении цели воспитания играют общественные требования и интересы. Основу педагогической теории Е. И. Конради составляет внимательное, отношение родителей и воспитателей к детям, учет их индивидуальных особенностей. Главное место в воспитании будущего полезного члена общества Е. И. Конради отводила нравственному воспитанию. Конради придавала большое значение умственным занятиям, развивающим творческую инициативу детей. Игру Конради считала свободным видом детской деятельности, имеющим важное значение для всестороннего развития личности ребенка. Она обстоятельно критиковала строго систематизированные дидактические игры, проводившиеся по методическим разработкам А. С. Симонович и Е. Н. Водовозовой.

Наши рекомендации