Учение Коменского о материнской школе
Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания. В материнской школе – не общественное учреждение , а форма семейного воспитания ( от рождения до 6 лет) должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей.
1)Он призывал родителей тщательно заботиться о здоровье ребенка .
2)Игру Коменский рассматривал как необходимую форму деятельности ребенка. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, подчеркивая ее воспитательную роль в деле сближения, ребенка с его сверстниками.
3)Наставления Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу, но отдельные его указания относительно задач и средств нравственного воспитания были новыми для того времени и весьма положительными.
4) Прививать любовь к труду, который должен быть посильным связанным с их игровой деятельностью.
5) Средствами нрав. воспитания Коменский считал разумные наставления и упражнения детей в положительных поступках. Физические наказания -лишь в самых крайних случаях.
6)В области умственного воспитания: накоплению детьми с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений об окружающем мире, развивать их мышление и речь. Указания Коменского по развитию речи у детей: до 3 года учить детей под руководством матерей правильно, не картаво произносить отдельные звуки и целые слова. Детям 4-5-6 года жизни он предлагал задавать вопросы, которые бы побуждали их называть своим именем все, что они видят дома и чем занимаются, и требовать от них при этом четкой связной речи. Занятия по развитию речи Коменский рекомендовал проводить также в форме игры.
7. Петровские реформы в области образования.
1782- 1786 – первая попытка создания гос.сис-ы народного образования. Для этого века большой вклад в развитие образования внес П.П. Цели реформ П.П заключались в следующем: 1) создание государственных гражданских школ, где готовили специалистов, необходимых государству. 2) развитие реального образования 3) светский характер образования 4) попытка сформировать систему образования: начальная ступень, техническое + специальное. П.П был увлекающаяся натура – каждая школа отображает интересы П.П. на тот или иной период.
Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России было открыто 42 так называемых “цифирных школы”, обеспечивавших начальное обучение математике. Учителя для них готовились в навигацкой школе, получившей в 1715 г. название “Морская академия”. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия. Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ. Правда, количество учеников в цифирных школах резко сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием “посадских людей” (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть. Уже после смерти Петра, в 1732 г. возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных (”архиерейских”) школ расширили свой курс за счет “средних” и “высших” классов и стали именоваться “семинариями”. В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.
Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования, на деле созданная им система была ни единой, и не сосоловной. Не ставилась задача общего образования, оно давалось попутно, как часть профессионального. Основные идеи реформ: 1) теоретические знания должны быть связаны с жизнью, с пользой государству. 2) особое внимание уделялось математическим наукам 3) научная работа академиков должна сочетаться с учебной. 4) образование причислялось к государственно-военной службе. Заслуги П.П.: 1) образование стало носить профессиональный характер 2) стал использоваться зарубежный опыт 3) сословный характер 4) «Ю́ности честно́е зерца́ло»— русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века, подготовленный по указанию Петра I.Авторы издания неизвестны. В первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Вторая часть — это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. 5) вводит гражданский алфавит ( вместо церковно – славянского) 6) открытие академии наук, при не был учережден в С.-П. университет , а при нем гимназия.