Подберите по 5 слов со звуком Р в разных фонетических позициях

Прямая позиция Обратная позиция Интервокальная позиция Стечения с другими согласныи
         

3.10.7. Выполните тестовое задание по теме «Методика работы над сонорным звуком «Р».

1. Причиной смягчения звука Р является:

а) отсутствие голоса;

б) вибрация образуется не передним краем языка, а его спинкой;

в) спинка языка слишком поднята, а передний край вибрирует не у альвеол, а ближе к нижним резцам;

г) язык не имеет желобка.

2. Коррекция нарушения «смягчение» осуществляется при помощи следующих
методов:

а) подражание на слухо-зрительной основе;

б) механический;

в) обходной;

г) подражание, механический.

3. Нарушение «оглушение» может быть вызвано следующей причиной:

а) отсутствие голоса;

б) вибрация образуется не передним краем языка, а его спинкой;

в) спинка языка слишком поднята, а передний край вибрирует не у альвеол, а ближе к нижним резцам;

г) язык не имеет желобка.

4. Устранение нарушения «оглушение» производится при помощи следующих
приёмов:

а) сопоставление звучания;

б) ощущение вибрации гортани;

в) постановка от фрикативного Р;

г) всеми перечисленными приёмами;

д) верны варианты а и б.

5. Причиной нарушения «дорзальный Р» является:

а) отсутствие голоса;

б) вибрация образуется не передним краем языка, а его спинкой;

в) спинка языка слишком поднята, а передний край вибрирует не у альвеол, а ближе к нижним резцам;

г) язык не имеет желобка.

6. Нарушение «дорзальный Р» устраняется при помощи следующих методов:

а) обходной;

б) механический;

в) по подражанию.

7. Причиной очень грубой вибрации при произнесении Р является:

а) вибрация образуется не передним краем языка, а его спинкой;

б) язык одним краем прилегает к коренным зубам, образуя большую щель, через которую проходит сильная струя воздуха, приводящая в колебание щёку и верхнюю губу;

в) язык не имеет желобка

8. Нарушение «боковое Р» обусловлен следующей причиной:

а) переднеязычковая вибрация заменяется отрывом бокового края языка
от верхних коренных зубов, в результате чего образуется щель;

б) язык одним краем прилегает к коренным зубам, образуя большую щель, через которую проходит сильная струя воздуха, приводящая в колебание щёку и верхнюю губу;

в) язык не имеет желобка;

г) язык вибрирует не у альвеол, а у зубов.

9. Коррекция нарушений «очень грубая вибрация» и «боковое Р» производится при помощи следующих методов:

а) обходной;

б) механический;

в) по подражанию.

10. Причиной нарушения «мелкодробное Р» является:

а) язык вибрирует не у альвеол, а у зубов;

б) язык не имеет желобка;

в) вибрация образуется не передним краем языка, а его спинкой;
г) отсутствие голоса.

11. Устранение нарушения «мелкодробное Р» осуществляется при помощи следующих приёмов:

а) сопоставление на слух;

б) расширение раствора рта;

в) ощущение сближения зубов;

г) графическое сопоставление.

Методика работы над словом и фразой

3.11.1. Дайте определение понятий:

Слово – __________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Фраза – __________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Интонация – ______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Подберите 10 слов различной ритмической структуры, запишите их, отработайте с дирижированием.

1)_________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4) ________________________________________________________________

5) ________________________________________________________________

6)_________________________________________________________________

7) ________________________________________________________________

8) ________________________________________________________________

9) ________________________________________________________________

10) _______________________________________________________________

3.11.3. Дайте характеристику интонационных конструкций (ИК) по классификации Е.А. Брызгуновой. Подберите примеры фраз, характеризующих разные интонационные конструкции (по 3 на каждую ИК).

Интонационная конструкция Характеристика Примеры
ИК-1    
ИК-2    
ИК-3    
ИК-4    
ИК-5          
ИК-6    
ИК-7    


3.11.4. Пронотируйте текст:

Зимой.

На улице был мороз. Кругом лежал снег. Птичкам было холодно. Птички хотели есть. Ребятам стало жалко птичек. Ребята выбежали на улицу. Дети положили доску на дерево. Получилась кормушка. Ребята положили туда крошки хлеба. Сначала прилетел воробей, потом прилетели две синички, а потом прилетел голубь.

Подчеркните в тексте труднопроизносимые слова. Выпишите 4 слова и отработайте с использованием приема фонетической ритмики.

Апрель.

Наступил апрель. Солнце греет всё сильнее. Теплеет. Начинают расти первые цветы – подснежники. Эти цветы очень любят свет. Появилась первая зелёная трава. Скоро появятся первые листья. Уже прилетели грачи. Люди ждут скворцов и развешивают скворечники.

3.11.6. Составьте 3 варианта диалога, постепенно увеличивая объем. Составьте модель индивидуального занятия, включив работу над диалогом.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова, К.А. Методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха / К.А. Волкова. – М.: Просвещение, 1983. – 128 с.

2. Методика обучения глухих устной речи / Под ред Ф.Ф. Рау.
М.: Педагогика, 1976. – 324 с.

3. Развитие устной речи у глухих школьников / Е.П. Кузьмичева,
Е.З. Яхнина, О.В. Шевцова. – М.: ЭНАС, 2001. – 143 с.

4. Рау, Ф. Ф. Устная речь глухих / Ф.Ф. Рау. – М.: Педагогика, 1973. – 422 с.

5. Феклистова, С.Н. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха / С.Н. Феклистова – Мн.: БГПУ, 2007. – 64 с.

6. Феклистова, С.Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха / С.Н. Феклистова – Мн.: БГПУ, 2009. – 72 с.

7. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Т.И. Обухова, Л.В. Михайловская. – Мн.: БГПУ, 2011. – 216 с.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..1

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА………..2

1.1.Особенности развития произносительной стороны устной речи детей с нарушением слуха………………………………………………………………..2

1.2. Методические основы формирования и коррекции произносительных навыков у обучающихся с нарушением слуха………………………………….5

1.3. Основы работы над звуками речи…………………………………………11

1.4. Психологические основы перестройки произносительных навыков…..16

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ……………………………………………………………..17

2.1. Обследование состояния произносительных навыков у детей с

нарушением слуха……………………………………………………………….17

2.2. Формы организации обучения произношению детей с нарушением слуха..18

2.3. Планирование и учет работы над произношением………………………25

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИ-ТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА….26

3.1. Методика работы над речевым дыханием………………………………..26

3.2. Методика работы над голосом…………………………………………….28

3.3. Методика работы над гласными звуками………………………………...30

3.4. Методика работы над взрывными звуками……………………………….37

3.5. Методика работы над щелевыми звуками С, З, Ш, Ж, Х……………....43

3.6. Методика работы над щелевыми звуками Ф и В………………………...50

3.7. Методика работы над смычно-щелевыми звуками Ц и Ч……………....52

3.8. Методика работы над сонорными звуками М и Н……………………….54

3.9. Методика работы над сонорным звуком Л……………………………….57

3.10. Методика работы над сонорным звуком Р……………………………….62

3.11. Методика работы над словом и фразой…………………………………..66

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………..71

Наши рекомендации