Заполните таблицу условных обозначений нарушений произношения гласных звуков.
Звуки | Дефекты | ||||||||
А | |||||||||
О | |||||||||
У | |||||||||
Э | |||||||||
И | |||||||||
Ы |
1) ы-образная артикуляция
2) расширение артикуляции
3) сужение артикуляции
4) передняя артикуляция
5) назализация
6) повышение голоса
7) звук И уподобляется ЛЬ
8) при произношении Э язык высовывается изо рта
9) при произношении Ы нижняя челюсть выдвигается вперед
3.3.4. Нарисуйте профили нарушений произношения звуков:
аы | оу |
ашир | уо |
оа | иы |
эи | ыэ |
3.3.5. Расшифруйте записи нарушений произношения звуков:
Аы________________________________________________________________
Уо________________________________________________________________
Эо________________________________________________________________
У/________________________________________________________________
И = ЛЬ___________________________________________________________
3.3.6. Разработайте карточку для самостоятельной работы над одним из гласных звуков (класс по выбору).
Тема:
Задачи:
Содержание:
3.3.7. Подберите 3 дидактические игры для работы над гласными звуками и оформите в виде таблицы:
Игра (условное название) | Цель | Содержание |
3.3.8. Выполните тестовое задание по теме «Методика работы над гласными звуками»
1. Какие нарушения произношения гласных звуков отмечаются у детей с нарушением слуха:
а) повышение голоса, передняя артикуляция, расширение артикуляции, ы-образная артикуляция, далекая позиция и др.;
б) открытая гнусавость, ы-образная артикуляция, расширение артикуляции, повышение голоса, сужение артикуляции и др.;
в) повышение голоса, призвук, сужение артикуляции, расширение артикуляции, открытая гнусавость и др.
2. Постановка звука И может осуществляться по следующей схеме:
а) хь-пхь-пj-пи-и;
б) с-з-пз-пj-и;
в) ни один вариант не верен;
г) оба варианта верны.
3. Причиной «ы-образной артикуляции» гласных является:
а) произнесение звука при более широком, чем обычно, растворе рта;
б) нарушение подъема: язык комом оттянут назад и приподнят;
в) мягкое небо не прижимается к спинке глотки;
г) другая причина.
4. Коррекция нарушения «ы-образная артикуляция» осуществляется следующими способами и приемами:
а) подражание на слухо-зрительной основе: графическое сопоставление, сопоставление на слух, показ перед зеркалом;
б) механический: продвинуть шпателем язык вглубь;
в) механический: поднимание подбородка.
5. Механизм «расширенной артикуляции» заключается в следующем:
а) язык образует слишком широкую щель с альвеолами, проходя через которую струя воздуха не вызывает шума;
б) звук произносится при более широком растворе рта;
в) язык не участвует в артикуляции.
6. Нарушение «расширение артикуляции» корректируется с помощью следующих способов и приемов:
а) механический: шпателем отодвинуть язык назад;
б) механический: поднимание подбородка;
в) подражание на слухо-зрительной основе: моделирование кистями рук, ощущение сближения зубов, сопоставление перед зеркалом.
г) верны варианты Б и В.
7. Сущность нарушения «сужение артикуляции» заключается в следующем:
а) гласный произносится при более узком, чем в норме, растворе рта;
б) гласный воспроизводится при более узкой ротовой щели;
в) язык в артикуляции не участвует, голосовые складки раскрыты, воздух беспрепятственно выходит наружу.
8. Способами и приемами коррекции нарушения «сужение артикуляции являются:
а) подражание на слухо-зрительной основе: сопоставление звучания, графическое сопоставление;
б) подражание на тактильно-вибрационной основе: ощущение вибрации гортани;
в) механический: касание шпателем мягкого неба.
9. Нарушение «открытая гнусавость» обусловлено следующей причиной:
а) мягкое небо не прижимается к спинке глотки;
б) голосовые складки сомкнуты и не пропускают воздух из легких в глотку и рот;
в) язык недостаточно оттянут назад;
г) другая причина.
10. Коррекция нарушения «открытая гнусавость» осуществляется при помощи следующих приемов:
а) графическое сопоставление;
б) сопоставление перед зеркалом;
в) ощущение вибрации крыльев носа;
г) поднимание подбородка.
11. Нарушение «передняя артикуляция» вызван следующей причиной:
а) язык комом оттянут назад и приподнят;
б) мягкое небо не прижимается к спинке глотки;
в) другая причина.
12. Коррекция нарушения «передняя артикуляция» производится при помощи следующих приемов:
а) графическое сопоставление, моделирование кистями рук, сопоставление перед зеркалом;
б) ощущение сближения зубов; сопоставление на слух;
в) графическое сопоставление; нажатие шпателем на спинку языка.
Методика работы над взрывными звуками