Педагогическая концепция управления правоохранительным органом
Гуманитарная, человеческая сущность управления. Управление — непременный атрибут всякой системы. Оно возникает как отражение потребности системы в самосохранении и укреплении. По своему предназначению оно представляет собой воздействие на систему (управляемую подсистему объект управления) для поддержания ее в установленном режиме, качестве, состоянии или перевода в новый режим, качество, состояние вцелях ее адаптации к возникшим новым условиям и развития. Если объекты управления гетерогенны, т.е. неоднородны по природе их элементов, обладающих разными свойствами и закономерностями, то и управление должно быть комплексным.
Основные тины систем - биологические, технические, социальные. Правовая система, система правоохранительного органа - социальные системы. Главная особенность социальных систем в том, что они образованы людьми и их деятельностью, что это общность граждан, сотрудников и это развивающийся живой социальный организм. Это определяет и своеобразие управления ими: в главном, оно успешно постольку, поскольку соответствует этой главной особенности их.
Управление в социальных системах, к которым принадлежит и управление правоохранительными органами, по своему происхождению, сущности, целям, формам, методам и другим характеристикам — социальное явление. Главное в нем то, что оно ориентировано на человека и осуществляется во имя человека, т.е. оно имеет гуманный, человеческий характер. Оно осуществляется в рамках конкретного общества и определенного исторического отрезка его жизни и развития, а поэтому не может не нести, более того - обязано нести на себе все его важнейшие признаки, отражать прогрессивные тенденции его развития. Оно в той степени эффективно, в какой обслуживает общественные потребности и интересы, способствует удовлетворению социальных, духовных и материальных потребностей людей - не только граждан, но и самих сотрудников.
Педагогическая подсистема управления. В системах, образованных людьми и обслуживающих людей, всегда есть элемент педагогики. В комплекс педагогических факторов, связанных с управлением правоохранительным органом, входят:
1. существующие в самом органе (внутреннем контуре управления) особенности образованности, обученности, воспитанности и развитости самих сотрудников, коллектива органа. Эти педагогические свойства обнаруживаются в функционировании органа, компетентном выполнении сотрудниками функциональных обязанностей и решении стоящих задач, повышая или снижая успешность;
2. существующие во внешнем контуре управления факторы образованности, обученности, воспитанности и развитости населения, представителей и коллективов разных учреждений, хозяйственных и торговых организаций и др. Они сказываются на успешности действий личного состава и решении стоящих перед ним профессиональных задач;
3. социально педагогические факторы макросреды функционирования правоохранительного органа (см. лекцию 2) федерального, регионального и местного уровней;
4. педагогические и социально-педагогические воздействия
(осознанные, целенаправленные или стихийные) личного состава
правоохранительного органа на факторы внешнего контура,
влияющие на состояние законности, и правопорядка;
5. педагогические особенности субъектов управления правоохранительным органом (руководителя, руководящего состава, специальных структур и общественных формирований, участвующих в управлении) и их действия, направленные на совершенствование всех групп факторов, включенных в систему управления.
Хочет того кто-то или нет, но весь этот «клубок» педагогических факторов существует и делает свое дело. Он и образует особую структуру в системе управлении - педагогическую подсистему управления, влияющую на другие его подсистемы и эффективность управления в целом. Эта подсистема особой природы, со своими закономерностями и управление, чтобы быть комплексным и эффективным, должно включать управление ею, что выражается в необходимости реализации педагогической функции управления.
Основные типы концепций управления и сущность педагогической концепции. Теория и практика знает немало подходов построению управления, но всех их можно уложить в известную триаду: авторитарное управление, демократическое управление и либеральное управление. Все они - не только особенности стиля руководителя, но принципиально отличающиеся концепции управления, подходы к пониманию его целей, построению организации применяемым методам, намечаемым и реально достигаемым, том числе психологическим и педагогическим, результатам. Каждый из них имеет свой педагогический аспект.
Авторитарная (административная, ситуативная) концепция управления рассматривает его как деятельность руководителя, которому подчиняется все и вся. Он единоначальник, хозяин, единственно ответственное и заинтересованное в достижении целей, деловом результате лицо. Все остальные — исполнители его воли, решений. Управление строится при этом как ситуативное, вытянутое в тонкую прямую линию последовательно следующих друг за другом управленческих циклов: возникшая проблема — ее изучение - принятие решения - организация исполнения - оценка результата; опять — возникшая проблема и т.д. Члены организации, подчиненные руководителю, - силы средства в руках руководителя, «винтики в машине», направляемой руководителем на достижение цели, стоящей перед организацией: руководитель контролирует и направляет работу каждого сам, а они действуют по схеме. Он, по существу, занимает позицию погонщика, т.к. в его управленческой деятельности господствуют императивные (повелительные, властные, принудительные, административные) методы. В результате и у сотрудников возглавляемой нм организации в качестве побуждений доминирует страх перед неприятностями, наказаниями, увольнением и желание их избежать.
Авторитарный руководитель не терпит рядом с собой способных и талантливых людей. Действуя по принципу «чем темнее ночь, тем ярче звезды», он преследует, унижает или вовсе избавляется от них, пытаясь доказать свою незаменимость. «Уже при первом взгляде на него, — пишет польский специалист по управлению С. Ковалевски, — он создает... впечатление генерала, окруженного одними унтер-офицерами. Ни один полковник ему не требуется. Ведь он представлял бы потенциального конкурента»[124].
Длительная международная и отечественная практика показала ограниченную применимость такой концепции, например, в военной организации или в период чрезвычайных обстоятельств, требующих максимально централизации управления и подчинения всех воле одного. Самое плохое - отрицательные психолого-педагогические результаты. «Исполнители» при таком управлении формируются, воспитываются и развиваются самим характером управления и задаваемой им деятельности, условиями, статусом в массе. Они делаются незаинтересованными, равнодушными, пассивными (привыкшие делать все по указке), безынициативными (есть поручения руководителя - они действуют, нет - ждут) нецелеустремленными, малоответственными («Кто решил, тот и отвечает. Я делал то, что мне приказали») работниками и даже личностями. У них развивается подхалимство, угодничество, очковтирательство, привычка к припискам, укрывательству. Деформировано саморазвивается и личность руководителя, у которого появляется раздутое самомнение, несамокритичность, представление о вседозволенности и непогрешимости, пренебрежение к людям, бестактность, грубость, черствость, упадок культуры и др.
Либеральная концепция и практика управления - продукт гипертрофированной оценки роли свободы членов единой организации, приближающейся к анархической. Каждому представляется право проявлять инициативу и самостоятельность практически бесконтрольно. Попытки применения либерального управления в период реформ 90-х годов в нашей стране показали его неэффективность. Деловой результат обычно низок, а психолого-педагогический преимущественно отрицателен: формируются индивидуалисты, люди с повышенным самомнением, большими запросами и претензиями, видящие в самоутверждении лишь свободу ради свободы, склонные к вздорности и авантюризму, отрицанию общепринятых норм, безответственности, не уважающие никого, кроме себя. Такое управление, если и применимо без крайностей либерализма, то в ограниченном масштабе, например, в организациях художников, научных работников, опытных педагогических коллективах, которым, в силу их высокого культурного и духовного развития и характера их творческого труда, такое управление адекватно.
Демократическое управление, как концепция и практика, возникли в XX веке. Широко известна теория и практика руководства коллективом Л.С. Макаренко. В начале 30-х годов была разработана «доктрина человеческих отношений» Э. Мэйо, широко используемая при подготовке менеджеров и в практике управления по настоящее время, концепция общения Д. Карнеги, управления организацией О'Шонесси и др. Современные условия общественного и научно-технического прогресса требуют всемерно распространять и совершенствовать демократическое управление
т.к. современные технологии, XXI век бурного развития интенсивных, тонких, интеллектуальных, высокопрофессиональны технологий требует максимального проявления способностей работающими, энтузиазма, ума, профессионализма. Японские управляющие верно говорят: «Силой можно было принудить орудовать кувалдой, но думать — силой не принудишь».
Педагогическая концепция управления правоохранительным органом, излагаемая ниже, относится к гуманитарным, демократическим (с правильно понятым демократизмом, лишенным крайностей либерализма) видам управления, опирающимся на положительный практический опыт и данные психологических и педагогических исследований. Она строится на понимании психолого-педагогических механизмов, причин и условий успешной деятельности и личностного роста людей в профессиональной организации, каким является правоохранительный орган.
Суть концепции в психолого-педагогических приоритетах управления:
- решения социально-психологических и педагогических задач управления: задачи не в том, чтобы руководителю заставлять каждого трудиться, а в том, чтобы создаваемые им и другими условия в организации побуждали всех и каждого к этому;
- создания организационного порядка, благоприятных организационных условий (распределения прав, обязанностей, ответственности, урегулированных взаимоотношений и взаимодействий, порядка циркуляции и обмена информацией, критериев эффективности, контроля и пр.), которые бы побуждали сотрудников к четкой, ответственной, слаженной совместной работе;
- создания в правоохранительном органе социально, профессионально, психологически и педагогически сплоченного, дружного, воспитывающего коллектива, коллектива сотрудников-единомышленников, стремящихся к единой цели, в условиях духовной атмосферы которого всем и каждому хочется трудиться добросовестно, поддерживать, а не подводить коллег, вливаться в общие усилия по решению стоящих задач укрепления законности и правопорядка на обслуживаемой территории;
- создания условий для самоопределения, самоутверждения,
личностного роста и профессионального совершенствования каждого сотрудника на здоровой нравственной и профессиональной основе, для полного раскрытия им способностей и побуждения к самосовершенствованию.
Поскольку основными ориентирами выступают организационные условия деятельности персонала, она была названа организационно-деятельностной концепцией управления[125].
Педагогической целью управления выступает использование педагогического потенциала на основе психолого-педагогических приоритетов в организации и осуществлении управления в интересах наилучшего решения стоящих перед правоохранительным органом задач, а также сотрудников и граждан. Важно добиться, чтобы люди работали не по указаниям, а ответственно, инициативно, с душой. Это достижимо лишь при их должной педагогической сформированности личности сотрудников и благоприятна социально-психологических и социально-педагогических условия в коллективе. Никто не в состоянии достигнуть неопределенной неосознанной и не принятой внутренне цели. Педагогическая цельдолжна пройти этот путь в сознании руководителя и других должностных лиц, да и всего коллектива сотрудников.
Педагогические задачи управления:
- оптимизация всей педагогической системы управления наилучшей выраженности в ней основных педагогических свойств (образованности, обученности, воспитанности и развитости) сотрудников и коллектива правоохранительного органа; их полноценных проявлений в состоянии организационного порядка и функционировании правоохранительного органа; способствование построению современного, цивилизованного, культурного управления, отвечающего правильно понимаемым нормам гуманизма и демократизма и преодолению рецидивов отрицательных проявлений административно-командного манипулирования людьми; помощь руководителям подразделений в решении управленческо-педагогических задач, самообразования, самовоспитания и самоуправления;
- организация и обеспечение эффективного функционирования педагогических систем профессионального воспитания, обучения и развития всех сотрудников в процессе повседневной жизни правоохранительного органа и практического решения стоящих перед ним задач;
- превращение коллектива правоохранительного органа в воспитывающий, обучающий и развивающий своих членов коллектив;
- оптимизация текущей управленческой деятельности руководящего состава правоохранительного органа путем включения в нее методов, приемов и действий, реализующих педагогическую функцию при повседневном руководстве деятельностью сотрудников;
- организация жизни и деятельности правоохранительного органа, его персонала, обеспечивающая создание в нем условии (среды), оказывающих оптимальное социально-педагогическое воздействие на сотрудников, способствующих совершенствований их педагогических свойств, удовлетворению интересов и потребностей, раскрытию способностей, самореализации и самоутверждению,
- учет индивидуальных, групповых и коллективных педагогических свойств личного состава при комплектовании, расстановке кадров, оценке обстановки, принятии решений, подборе исполнителей и др.;
- стимулирование и создание благоприятных условии для самосовершенствования личного состава (самообразования, обучения, самовоспитания и саморазвития);
- повышение педагогической эффективности профессиональных действий сотрудников правоохранительного органа, влияющих на правомерное поведение граждан, состояние законности и правопорядка на обслуживаемой территории; мобилизация возможностей правоохранительного органа по интенсификации влияний на педагогические факторы внешнего контура управления;
- помощь территориальным структурам, чья деятельность связана с формирование правовой культуры населения и оказывает социально-педагогическое влияние на состояние законности и правопорядка на обслуживаемой территории;
- организация активного участия личного состава правоохранительного органа в правовом воспитании и просвещении населения;
- подъем уровня научной компетентности, профессионализма и действенности в реализации своих педагогических функций и возможностей всеми категориями личного состава на основе организации дифференцированной профессионально-педагогической подготовки его по вопросам юридической педагогики;
- организация личного самовоспитания, самообразования, самоуправления и повышения личной профессионально-педагогической подготовленности начальником, командиром органа, части ОВД и ВВ.
По тому, как понимаются и реализуются в практике управления его педагогические цели и задачи в разных правоохранительных органах, можно выделить:
- правоохранительные органы с педагогически стихийным («слепым», непредсказуемым) управлением - педагогические задачи не понимаются или игнорируются руководством, действие педагогических факторов стихийно, не контролируется и не оптимизируется. В результате педагогические резервы не используются, эффективность управления существенно снижена, результаты деятельности правоохранительного органа невысоки и не могут быть лучше;
- правоохранительные органы с педагогически малокомпетентным управлением — есть понимание руководителями педагогических задач и необходимости их решения, но педагогическая Функция реализуется не постоянно, чаще всего недостаточно компетентно, немало формализма в реализации педагогически значимых мер. В результате педагогические возможности используются не полностью и хотя как-то способствуют повышению эффективности управления, но оно невелико;
- правоохранительные органы с педагогически компетентным управлением — отличаются полной и компетентной реализацией педагогической функции, успешным решением всех педагогических задач при высокой дифференцированной профессионально-педагогической подготовленности личного состава. Педагогический потенциал управления используется полностью и исчерпывает в этом отношении возможности достижения наилучших результатов в управлении и профессиональной деятельности личного состава.
В правовой системе в настоящее время число правоохранительных органов с соответствующим типом реализации педагогической функции снижаются в той же последовательности. Это дает представление о возможной существенной прибавке в повышении эффективности укреплении законности и правопорядка в стране которая может быть получена путем педагогического совершенствования управления.
Управленческо-педагогические принципы.Социальный и системный характер управления не допускает произвольных, механических «телодвижений» при управлении, а требует построения его на основе закономерностей, присущих социальной, юридической системе. Наиболее важные из них находят выражение в управленческо-педагогических принципах. Есть две группы их: организационно-управленческие и технологично-управленческие.
К группе организационно-управленческих педагогических принципов управления относятся следующие.
1. Социально-педагогический принцип управления. Законы и свойства общества выступают как системные законы любой его социальной структуры, а в нашем случае — как высшие по отношению к законам, принципам и методам системной организации жизни и деятельности правоохранительных органов. Они требуют подчиненности построения организации, форм и методов их функционирования этим системным законам и социальной необходимости. Поэтому и управление не может быть понятым и стать аффективным вне социального контекста. Приоритет социальный целей и ценностей, постановка человека в центр его организации и процессов — безусловные и непререкаемые положения для каждого, кто занимается управленческим трудом, которому доверены люди и интересы общества на конкретном участке работы. В правоохранительном органе, предназначенном для выполнения важной социальной функции укрепления законности и правопорядка в обществе, построение управления в превосходной степени должно осуществляться в русле социального контексте, с полным учетом тех общественных отношений, в которые управление включено и которые реализует. Такие приоритеты особенно очевидны в современной России и, отправляясь от них, следует рассматривать и педагогические аспекты управления. Педагогика управления должна повторять педагогику всего общества и его устремленность в будущее. В жизни органа внутренних дел, в управлении, как солнце в капле воды должны воплощаться идеалы нашего общества, идеалы гуманизма, 'демократии, культуры, цивилизованности, моральности, духовности, общечеловеческих ценностей, деловитости.
Служба в правоохранительных органах, имея главной целью служение обществу и его гражданам, нужна и самим сотрудникам, должна отвечать их потребностям и интересам, обеспечивать их собственную жизнь, способствовать реализации личных планов, личностному росту, вызывать чувства самоуважения и самоутверждения. Обеспечение этого, ориентация на человека во всех ее проявлениях не только цель, но и важнейшее условие эффективного функционирования правоохранительного органа.
2. Принцип двуединой цели управления.Известно, что социальные системы всегда работали и работают лучше, когда люди в них решают задачи не по принуждению, не из страха перед наказанием, а с желанием, в силу собственных убеждений, чувства долга и понимания ответственности. Проще и легче принудить; для этого не нужно никакое управленческое мастерство. Управление в правоохранительных органах, особенно ныне, обязано иметь двуединую цель. Общество и сами люди заинтересованы в том, чтобы управление приносило не только правоохранительный результат, но и духовную, человеческую «прибыль», в частности в виде лучших проявлений воспитанности и профессионализма сотрудниками, развития и самоутверждения, служебной добросовестности и ответственности, укрепления законности при решении правоохранительных задач и удовлетворения их потребностей и интересов. В этом одно из важнейших назначений педагогической функции.
Подход к построению управления с позиций двуединой цели укрепляет и повышает его эффективность. Управление, ориентированное на двуединую цель, при правильной реализации снимает Противостояние «верхов» и «низов», духовно сближает их, укрепляет всю систему «изнутри», «снизу», способствует развитию управленческого сотрудничества, единению целей и интересов начальников и подчиненных, повышению деловой целеустремленности, действий в духе коллективизма и взаимопомощи.
Построение управления, обеспечивающее достижение двуединой цели, создание надежной педагогической подсистемы в коллективе правоохранительного органа — не мечта, а реальность. Оно достижимо при определенных педагогических условиях, эффективного управления:
- начальник, командир внутренних войск реализует успешно, в соответствии с принципами общественного, государственного управления, свою педагогическую функцию;
- системой управления учитывается наличие педагогических факторов и их влияние на эффективность управления и решение задач, стоящих перед правоохранительным органом;
- в правоохранительном органе создана эффективная педагогическая подсистема управления, объединяющая, берущая под контроль и специально усовершенствующая всю совокупность педагогических факторов, существующих во внутреннем контуре управления;
- достигнуты оптимальные характеристики высшего уровня сформированности педагогической подсистемы, выраженные в том, что:
- сотрудники воспитаны, развиты, профессионально обучены и образованы,
- имеется коллектив, обладающий свойством педагогического
коллектива (т.е. самоуправляемого, гуманного, демократического, воспитывающего, обучающего, развивающего своих членов, способствующего повышению их профессиональной образованности и успешности деятельности);
- созданы и функционируют системы воспитания, служебной подготовки;
- создана и функционирует подсистема профессионально-педагогического обеспечения решения профессиональных задач личным составом;
- руководители обладают всеми необходимыми им педагогическими свойствами, реализует успешно свою педагогическую функцию и двуединую цель управления.
3. Принцип создания систем воспитания, профессиональной подготовки и стимулирования профессионального самосовершенствования (самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования) сотрудников, подчиненных непосредственному обеспечению наилучшего решения стоящих актуальных задач укрепления законности и правопорядка. Это три важных традиционных педагогических системы. Специфика их при управлении в том, что они организуются не в образовательном учреждении, а в практической организации, занятой напряженным трудом по решению сложных задач укрепления законности и правопорядка. Главная задача в создании этих систем, ради которой приходится отрывать сотрудников от практической работы, - непосредственное обслуживание решения стоящих задач во всем их своеобразии. Системы эти оправдывают себя, если эта задача успешно решается и есть ощутимый практический эффект. Сложность функционирования этих систем и в необходимости учета различий возраста, профессиональной опытности и профессионализма, специфики деятельности сотрудников разных подразделений и др. Особыми в связи со всем этим должны быть и сами системы и принципиально специфичными методы педагогической работы. Особого внимания заслуживают индивидуальный подход и организация самосовершенствования.
Вместе с тем системы воспитания, обучения и самосовершенствования в правоохранительном органе должны рассматриваться как находящиеся в системе непрерывной педагогической работы с кадрами, начало которой положено пройденными уровнями и ступенями профессионального образования. Они должны опираться на достигнутое и обеспечивать дальнейший личностный рост, профессиональное самоопределение и самоутверждение.
4. Принцип педагогической целеустремленности и единства управления, систем воспитания, обучения и развития сотрудников, организационных условий, их правоохранительной деятельности и быта. Специфика педагогической подсистемы управления и в том, что она не ограничивается созданием специализированных систем воспитания и обучения. Формирование личности сотрудников продолжается под влиянием и других, специфичных для практического органа педагогических и социально-педагогических влияний, а именно: управленческой деятельности руководителя, личной правоохранительной деятельности, организационных условий в правоохранительном органе, быта (условий и факторов, характерных для жизнедеятельности сотрудника в свободное время, вне стен правоохранительного органа).
Педагогическая функция управления реализуется правильно, если обеспечивается преодоление стихийности, неосознанности, неподконтрольности всех этих влияний. Необходимо осознанно и педагогически корректно, полностью использовать педагогический Потенциал и управленческой деятельности руководителя, и деятельности самих сотрудников, и организационных условий и быта. Крайне важно не допустить противоречий в этих влияниях, расхождений между словами, призывами, правовыми нормами и реалиями деятельности, условий. Никакие указания и призывы на занятиях и воспитательных мероприятиях, например, к справедливости, вежливости, вниманию, чуткости, законности в работе с гражданами не дадут эффекта, если сотрудник сталкивается в общении с руководителем, с коллегами, в коллективе, в быту с их антиподами по отношению к себе и другим сотрудникам.
5. Принцип педагогического единства внешних и внутреннего контуров управления. Управление внутренним (жизнью и деятельностью коллектива) и внешним (состоянием правопорядка на обслуживаемой территории) предполагает взаимосвязанное совершенствование педагогических подсистем их: успешная реализация педагогической функции в первом во многом служит ее реализации во втором; их результаты взаимосвязаны.
Группа технологично-управленческих педагогических принципов раскрывает основные методические направления педагогической работы в ходе управления правоохранительными органами.
6. Принцип личной примерности руководителя - приоритетный методический принцип управления. Без его реализации вся организационно-правовая основа, будь она даже идеальной, разрушается, а весь комплекс специальных воспитательных, обучающих и развивающих мероприятий утрачивает педагогическую действенность, становясь формальным.
7. Принцип гуманистичности управления. Он обусловлен не только тем, что управление - это управление людьми, но и тем, что оно во всех своих построениях, видах, формах, действиях, решениях, методах, способах и пр. должно быть человечным, основанным на уважении прав и личного достоинства, учете потребностей сотрудников, понимании их интересов и трудностей, поддержке и пр.
Управление, строясь по схеме иерархически организованной пирамиды, рационально, но одновременно и противоречиво. Дифференциация задач, прав, обязанностей, ответственности, различное вознаграждение за труд членов организации, находящихся на разных уровнях ее иерархии, - глубокая, объективная и постоянно источающая свои влияния причина их педагогических различий и проявлений, разного отношения к общим целям, долгу, интересам, внутренних напряжений человеческого характера (вплоть до противостояния «верхов» и «низов») и пассивности в нижней половине пирамиды. Управление правоохранительным органом по необходимости достаточно императивно, а поэтому проблема гуманизации управления, выраженная в использовании всех возможностей для побуждения сотрудников к человечески и профессионально достойному поведению в нем, при осуществлении правоохранительной деятельности особенно важна. Приоритет гуманных начал, использование воспитывающих, развивающими других возвышающих человека управленческо-педагогических технологий - не благое пожелание кабинетных и не знающих жизни теоретиков, а государственный подход, подлинно деловой, единственно способный принести высокие результаты и отвечающий уровню современной цивилизации. Это не исключает необходимости в определенных условиях проявлять твердое, волевое, беспрекословное управление.
8. Принцип педагогически целенаправленного управления
коллективом и через коллектив. Управление, деятельность от
дельных должностных лиц и специалистов не могут быть оптимизированы в отрыве от оптимизации всей системы, ее связующих и системообразующих связей и механизмов. Управленческая деятельность руководителя не будет успешной, если социальный организм руководимой структуры разрушен. Для нормального функционирования всего правоохранительного органа необходимо, чтобы не только отдельные специалисты и должностные лица, будучи должным образом подготовленными (профессионально воспитанными, образованными, обученными и развитыми), но и весь коллектив был так же подготовлен. Для этого и он должен сплочен, воспитан, обучен, стать воспитывающим своих членов, обучающим, развивающим и подлинно деловым.
«Пирамида» управления по-настоящему прочна и функционирует эффективно, если в ней есть встречные и сливающиеся воедино стремлении, желания, усилия людей, исходящие не только сверху - от руководителя, но и снизу - от рядовых сотрудников, изнутри, когда она прочна в каждом элементе, стоит на прочном фундаменте. Ответственность руководителя правоохранительного органа повышенно велика, ему даны большие права, но его управленческая деятельность не может сводиться к тому, чтобы сосредоточить управление как бы в одной точке, взять в свои руки все и лично решать все. Это не эффективно в чисто деловом плане, не отвечает социальной сущности управления, интересам общества и непедагогично. Педагогически компетентно управлять - значит включать в управление:
а) всех должностных лиц, чьи функциональные обязанности предусматривают решение управленческих задач в определенных рамках;
6) общественные формирования, создаваемые специально для помощи руководителю и другим должностным лицам в совершенствовании какой-то сферы жизни правоохранительного органа;
в) отдельных рядовых работников (помощь руководителю в каких-то вопросах управления, подготовке решений, внесению предложений о вариантах решения, обсуждению вариантов и способов выполнения решения, выполнению отдельных контрольных функций и пр.).
Надо создавать такую систему управления, в которой каждое звено управления проявляло свою силу инициативы и заинтересованности в решении общих, долговременных задач. В сущности целесообразно создание системного управленческого комплекса. Такой подход к построению управления повышает его эффективность, снимает напряженность отношений «верхов» и «низов», духовно сближает их, способствует развитию управленческого сотрудничества, действий в духе единой ответственности, долга и коллективизма. Он превращает личный состав в активного соучастника установления организационного порядка и достижения целей, стоящих перед правоохранительным органом.
9. Принцип педагогической технологичности(педагогизации) управленческой деятельности, правоохранительной деятельности организационной среды в правоохранительном органе. Ошибочно распространенное в практике и теоретически недостаточно опровергаемое представление, что обучать и воспитывать личный состав надо и можно только на специально организуемых мероприятиях. Тем более что перечисленные в названии принципа компоненты реальности основные педагогические средства воздействий в условиях практики. Важно понять, что надо извлекать заложенные в них возможности педагогического воздействия на сотрудников, делать это постоянно и умело.
Фактически нет «чисто» административных, управленческих социологических, педагогических и пр. актов и методов управления. Каждый может быть отнесен к одному из них лишь по преобладающим при реализации признакам. Инструктаж, например, останется преимущественно служебным мероприятием, если руководитель придерживается лишь служебных правил, соблюдая инструкции. Но он может стать и педагогическим действом, если проводящий его видит скрытый педагогический потенциал и умело использует его. Даже лучший педагогический метод, форма работы ничего не дадут, окажутся даже извращенными, если использующий его не намерен и не может педагогически-технологично реализовать на практике.
Все текущее управление, все повседневные дела и методы работы, требовательность руководителя реализует свой потенциал, если они грамотно педагогизированы и обязательно индивидуализированы. Значительная часть времени текущего управления затрачивается на индивидуальные контакты руководителя с подчиненными, в которых создаются уникальные условия для адресных, систематичных и эффективных педагогических воздействий руководителя на каждого и всех. Люди не одноплановы и попытки влиять на их жизнь и деятельность только, скажем, административными методами, обречены на неудачу. Они не просто объекты, а и субъекты самоуправления, ибо они не вещи и их поведение, несмотря на управленческие воздействия, во многом зависит от индивидуальных особенностей собственного сознания, интересов, желаний, знаний, привычек и др. Каждый сотрудник, военнослужащий внутренних войск, группа, в зависимости от особенностей своих педагогических свойств (образованности, обученности, воспитанности, развитости), — источник прочности или дезорганизующих влияний в системе, с чем нельзя не считаться руководителю.
Очевидно, что педагогический подход к управлению правоохранительными органами всегда, а в современных условиях в особенности, выступает обязательным условием его эффективности и соответствия требованиям общества. Педагогика управления располагает возможностями для обеспечения такого управления.