Педагогическая техника юриста
Значение и сущность педагогической техники. Мало понимать, что делать, мало хотеть — надо еще знать как. Это относится и к педагогическим аспектам в правоохранительной деятельности. Как действуют те сотрудники правоохранительных органов, которым удается понять, учесть педагогическую составляющую своей деятельности и, повлияв на педагогические явления, связанные с ней, обеспечить профессиональный успех? Изучение опыта показывает, что они выполняют действия, применяют приемы и средства, традиционно относимые педагогикой к такому компоненту педагогического мастерства и деятельности, который именуется педагогической техникой. Причем чем чаще они это делают, чем более осознанно и компетентно используют их, чем выше профессионально-педагогическая подготовленность, тем выше и успех.
Педагогическая техника сотрудника[73] - совокупность педагогических действий, средств и приемов, адаптированных к специфике правоохранительной деятельности и используемых в интересах получения максимального педагогического результата. В сегодняшнем виде она уже не продукт эмпирического обобщения, но и научного осмысления юридической педагогикой, сделанного с опорой на данные общей педагогики.
Педагогическая техника сотрудника, правоохранительных органов в своей основе включает технику владения словом, голосом, жестом, мимикой, позой, походкой, используемых в качестве средств при практическом учете педагогических аспектов и решении педагогических задач, включенных в правоохранительную деятельность.
Видное и своеобразное место в педагогической технике сотрудника занимают педагогические действия — отдельные составляющие профессиональной правоохранительной деятельности, возникающие и используемые при наличии педагогического намерения и желания достигнуть определенного педагогического результата. К важнейшим из них относятся:
- педагогическое наблюдение - действие, подчиненное желанию собрать педагогическую информацию при непосредственном восприятии людей, групп, событий и пр.;
- педагогический анализ — действие по осмыслению и оценке педагогической информации, а также ситуаций, процесса, результатов;
- принятие педагогического решения — действие, связанное с поиском путей достижения нужного педагогического результата и разработкой мер по его достижению;
- педагогическое общение, - действие по установлению непосредственного контакта с лицами и группами, представляющими
профессиональный интерес и подчиненное обмену информацией,
педагогическому изучению, педагогическим воздействиям, прослеживанию происходящих психолого-педагогических изменений и достигаемых результатов;
- педагогическое воздействие — действие, ориентированное на достижение педагогического результата с использованием всех возможных средств, условий, приемов, способных оказать педагогическое и социально-педагогическое воздействие;
- педагогическая оценка — действие, проводимое для отчетливого понимания того, какой промежуточный или итоговый результат достигнут.
Педагогические действия реализуются с помощью особых педагогических приемов, а также средств (слова, голоса и др.). Педагогическая техника связана с психологической, но ее специфика — в подчинении ее достижению максимально возможного педагогического — образовательного, обучающего, воспитательного, развивающего результата. Ведь в любой деятельности именно цель, как закон, определяет выбор и использование средств, методов, способов и приемов ее достижения.
Психотехника — вроде бы мелочи, детали, но это такие мелочи, тонкости в работе, которые отличают подлинного мастера от ремесленника, дилетанта, формалиста, верхогляда. Мастерство -всегда тонкости. Мастер подмечает, учитывает и делает то, что менее компетентный не замечает, чему не придает значения, отбрасывает как лишнее.
Владение педагогической техникой нужно всем сотрудникам, но с различиями в объеме и совершенстве, определяемыми тремя различными видами их профессионально-педагогической подготовленности.
Педагогическая техника использования речевых и неречевых средств[74]. К речевым средствам относятся: собственно речевые (вербальные), неречевые (невербальные) и обстановочно-поведенческие. К первым принадлежит слово, как основной феномен речи; к неречевым — мимика, жестикуляция; к обстановочно-поведенческим - поза и передвижения говорящего, социальная дистанция между ним и слушающим, окружающая обстановка. Педагогическая техника каждой группы средств имеет свои тонкости но успех приходит при комплексном использовании их. Многие практические работники являются мастерами в пользовании ею, но значительная часть не владеет ею.
Речь использование языка для передачи информации, воздействия на чувства, отношения и поведение собеседника. Слово - основной инструмент юриста, сотрудника правоохранительных органов. «Слово — великая сила, но надо заметить, что это союзник, всегда готовый стать предателем»[75], — писал выдающийся русский юрист и пропагандист высокой профессиональной культуры П. Сергеич (П.С. Пороховщиков). Надо владеть техникой использования слова. Совет А.Ф. Кони: «Пусть не мысль ваша ищет слова и в этих поисках теряет время и утомляет слушателей, пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят перед вашей мыслью в полном распоряжении»[76].
Надо уметь говорить ясно, понятно, образно, точно, логично, подбирать яркие, впечатляющие слова и выражения. Многословие всегда малопонятно и свидетельствует об отсутствии ясной мысли у говорящего. Истинную ценность представляют лишь те высказывания, в которых, по замечанию А.Ф. Кони, «самые глубокие мысли сливаются с простейшими словами»[77]. Одно простое слово, один удачный эпитет иной раз могут сказать больше, чем длинные бледные рассуждения. При разговоре с гражданами злоупотребление юридической терминологией и формулировками в большинстве случаев непродуктивно.
Плохое впечатление производит речь сотрудника, если она засорена и словами-паразитами типа: «так сказать», «как говорится», «значит», «понимаешь», «ну», «так», «в некотором роде», «и так далее», «и вот», «в общем и целом», «надо сказать», «говоря откровенно» и пр. или «мычащими» и «блеющими» звуками – «м-м-м-м...», «э-э-э-э...». Обязательно соблюдение норм слово-Употребления, произношения, ударения и грамматики. Нарушения этих норм вряд ли напрямую отразятся на профессиональных действиях, но неприятное впечатление на граждан производят, подмечаются, расцениваются как проявление низкой культуры, порой и умственных способностей, а становясь предметом насмешек, мало способствуют повышению авторитета юриста.
Педагогическая речь опытных сотрудников отличается выразительностью слов и интонаций (экспрессии), ясностью произношения, нужной громкостью, использованием разнообразных словесных оборотов, ярко сформулированных выражений, применением уменьшительных и ласкательных слов, идиом, афоризмов, пословиц, дидактических повторов, подытоживаний и др.
Слово действует не только своим содержанием и интонацией, но и всем комплексом «обрамляющих» его неречевых средств — мимики, жеста, позы, походки. Общее правило таково: говорить не только ушам, но и глазам слушающих.
Мимика- выразительные движения мышц лица свидетельствуют об отношении сотрудника к тому и о чем он говорит, его убежденности в правоте. В педагогической технике мимика используется для усиления речевого высказывания, его убедительности, установления психолого-педагогического контакта, воздействия на собеседника, оказания впечатления на него. При решении сотрудником важных для граждан задач у них непроизвольно усиливается наблюдение за мимикой представителя власти. Они пытаются нередко понять не столько текст, сколько подтекст, угадать за словами скрытый, действительный смысл, прочитать по мимике, выражению лица сотрудника действительное отношение его к волнующему их.
Хорошо подготовленный сотрудник использует все мимические средства для нужной выразительности своего лица. Это выражение глаз, направление взгляда, особый рисунок носогубных складок, складок лба, общее положение головы (обычное, прямое положение, высокомерно поднятый подбородок, наклон вперед с взглядом исподлобья), движения мышц лица. Очень важно выражение глаз внимательное, заинтересованное, сочувственное, твердое и др. Работнику правоохранительных органов часто надо разговаривать со своим визави, как говорят, глаза в глаза, иметь контакт глазами и даже в уместных случаях просить его тоже смотреть в глаза и не отводить их. Не должно быть раздвоения между содержанием речи и выражением глаз, мимикой, ибо одни и те же слова при разном выражении лица и глаз могут приобрести противоположный смысл. Можно, например, говорить с серьезным лицом, а смеяться только глазами. В профессии юриста бывают обстоятельства, когда глаза и вся мимика призваны маскировать его действительные состояния и отношения. Это требует артистизма и умения управлять собой.
Жестамиможно иллюстрировать сообщение, заменять некоторые слова («подойдите», «садитесь», «уберите», «до свидания», «подождите» и др.), выражать отношение к речевому сообщению («согласен», «не согласен», «предупреждаю» и др.), командовать (жесты инспекторов дорожно-патрульной службы, при строевых построениях). Следует не допускать бессмысленной, обильной и стереотипной жестикуляции.
Поза сотрудника оказывает психолого-педагогическое влияние на гражданина и выдает отношение к нему, уровень культурности, измерение и др. Представим себе сотрудника, сидящего развалясь в кресле, закинув ногу на ногу, с сигаретой в зубах, перекидываемой из одного уголка рта в другой, со скрещенными на груди руками. Что бы он ни говорил пришедшему к нему гражданину о том, что он его уважает, сочувствует и внимательно разберется с заявлением, можно с уверенностью утверждать, что слова не будут восприняты как честные и искренние, а урон будет нанесен воспитанию уважительного отношения ко всему персоналу правоохранительного органа. Сидеть правильнее, чуть наклонив корпус к собеседнику. На посту уместна решительная поза, например, расставив ноги и сложив руки за спиной или на груди.
Походкапризвана выражать уверенность в себе, собранность, быть четкой, твердой.
Техника педагогического наблюдения Педагогическое наблюдение - не простое глазение и слушание, в ходе которого сами по себе обнаружатся педагогические факты, зависимости и результаты. Педагогическое наблюдение — преднамеренное, избирательное, планомерное и педагогически выверенное наблюдение сотрудника за обстановкой, лицами и группами, с которыми он имеет дело. Суть его — в стремлении подмечать и правильно оценивать малозаметные, на первый взгляд малосущественные, но в действительности важные для успеха решаемой профессиональной задачи проявления юридико-педагогической реальности. Сотрудника могут интересовать:
- в чем заключается педагогический аспект данной профессиональной ситуации и как он влияет на успех решаемой профессиональной задачи;
- каковы проявления педагогических свойств лиц и групп, с которыми он имеет дело;
- в чем проявляется влияние собственных педагогических свойств на данную ситуацию;
- каковы социально-педагогические факторы данной ситуации и каковы их влияния;
- как реагирует собеседник на его слова и действия, внимателен ли он;
- понимает ли собеседник, что говорит ему сотрудник и соглашается ли с ним;
- усвоил ли гражданин его разъяснения и требования и правильно ли в результате ведет себя и действует и др.
Вести педагогическое наблюдение целеустремленно - значит искать признаки проявлений образованности, обученности, воспитанности и развитости участников юридически значимых ситуаций, того, как они сказываются на ней и действия участников (в том числе сотрудника, юриста), что и как влияет на них и изменяет.
Существование и эффективность педагогического наблюдения отличает ряд присущих ему самому свойств, к числу которых, как. минимум, принадлежат: педагогическая избирательность, направленность и интенсивность, организованность и осмысленность. Придание сотрудником этих свойств своему восприятию окружающего, ситуаций превращает его в педагогическое наблюдение с должной продуктивностью. Техника такой работы - основа техники педагогического наблюдения.
Прием обеспечения педагогической избирательности, направленности и интенсивности наблюдения требует преднамеренного направления внимания сотрудником на обнаружение педагогических явлений и их признаков, их поиск, вычленения в событиях, ситуациях, объектах, пристальное рассмотрение.
Прием организации педагогического наблюдения требует намеренного развертывания его по фронту, дальности и времени.
Оно даст эффект, если сотрудник ведет наблюдение за всем, что
может нести педагогическую информацию, если наблюдаются не
отдельные педагогические признаки, а их совокупность, целостность, прослеживаются изменения, динамика взаимосвязей с другими. Главные объекты педагогического наблюдения - лицо, группа, окружающая среда и он сам (самонаблюдение).
Прием обеспечения осмысленности педагогического наблюдения. Невозможно успешно наблюдать, не зная, за чем наблюдать, какие признаки информативны. Классиком сказано: глаз орла видит значительно дальше, чем глаз человека, но орел не замечает и сотой доли того, что замечает глаз человека. Причина в том, что человек смотрит глазами, а видит умом, - как гласит народная мудрость. И еще: глаза без ума, что отверстия в стене.
Человек, ведущий педагогическое наблюдение и вооруженный знанием педагогики, видит педагогическое поле с его деталями в сто раз лучше, чем человек без таких знаний. Наблюдая, сотруднику надо произвольно заставлять себя припоминать имеющиеся педагогические знания и рекомендации, опираться на них при построении наблюдения. Наблюдение более действенно, если наблюдающему известны признаки -- т.е. внешние проявления педагогических феноменов. К примеру, наблюдая в процессе разговора за лицом, имеющим судимость, и, ставя перед собой задачу, определить степень глубины и стойкости криминогенности его личности, возможность совершения рецидивного преступления, следует опираться на знание компонентой правовой культуры и социализированности граждан (2.2), криминогенно-правовых признаков рецидивиста (3.5) и заниматься поиском их признаков.
Техника педагогического анализа. Анализ (от греч. anflysis — разложение) — разложение целого на части. Он неразрывно связан с синтезом - уяснением того, как целое складывается из частей. Анализ фактически невозможен без синтеза и наоборот, а поэтому об анализе говорят как о синониме исследования, познания. Педагогический анализ при научном исследовании строго ориентирован на методологию, принципы и методы юридической педагогики. Педагогический анализ, как элемент педагогической техники юриста-практика, строится как корректно осуществляемый им процесс познания какого-либо педагогического объекта, явления, аспекта, строящийся на основе имеющихся педагогических знаний, опыта и освоенных педагогических приемов. «Кто хорошо различает, тот хорошо обучает», - писал Я. А. Коменский[78].
Прием определения предмета педагогического анализа. В начале уясняется, что именно подлежит анализу, обозначив обязательно его предмет соответствующим научно корректным педагогическим понятием или категорией. Последнее важно, т.к. сразу извлекает из памяти данного сотрудника все знания, связанные с ними, и обеспечивает соответствующий уровень и успешность последующего анализа. Такими предметами могут быть: педагогическая система, педагогический процесс, педагогические закономерности, педагогическая ситуация, педагогическая проблема, педагогические условия и причины, педагогические характеристики профессионального мастерства, уровень профессионально-педагогической подготовленности, педагогическая технология, правовая воспитанность и пр.
Прием структурного анализа педагогической реальности рекомендует сотруднику, сочетая анализ с синтезом и выявляя элементы юридико-педагогической реальности, постоянно мысленно видеть, как они складываются в целое, нет ли пустот (пропусков), не «притянутые ли к ней те элементы, которые не принадлежат изучаемому явлению и не характеризуют именно его качественное своеобразие. Например, если анализируется правовая культура какого-нибудь гражданина, то в ее целостной структуре следует выделить в качестве основных элементов правовую образованность, правовую воспитанность, правовую обученность и правовую развитость. Если же приобщить к ним, например, еще возраст или семейное положение или даже наличие-отсутствие судимости гражданина, то это будет ошибкой, т.к. все они не педагогические, не являются составляющими самой правовой культуры, а выступают тем, что лежит вне ее, хотя как-то и соприкасается с ней.
В значительном числе случаев структурный анализ строится довольно стандартно, например, как анализ педагогических систем образовательного процесса, правового воспитания, профессиональной подготовки, проведения занятия, исправления и перевоспитания и др. Ее структуру образуют элементы их: цели, задачи, объект, субъект (сотрудник, коллектив преподавателей и пр.), содержание, условия, педагогические технологии, обеспечение, формы организации, контроль, оценка результатов.
Относительно стандартен и анализ педагогических ситуаций, в структуре которых выделяются педагогические особенности объекта педагогической работы, субъекта ее, педагогическое взаимодействие, педагогические условия.
Прием содержательного анализа предполагает тщательное рассмотрение каждого из элементов для его понимания, уяснения места, роли и его взаимосвязей с другими. Например, при анализе правовой обученности гражданина следует подвергнуть изучению и оценке знание им основных правовых установлений, необходимых ему, их понимание, навыки практического использования, знание своих нрав, способов их защиты и др. Следует перебрать в анализе все, что относится к понятию «правовая обученность», и разобраться в «наполнении», содержании, качественной выраженности каждого элемента и анализируемого явления в целом: что гражданин знает, а что не знает, в какой степени и как понимает, что умеет, а что недостаточно и пр.
Нередко приходится педагогически идентифицировать наблюдаемые проявления. Бывает, скажем, что следователь обнаруживает известные противоречия в показаниях допрашиваемого, которые выражаются в разной формулировке фраз, освещающих один и тот же факт. Следователь обычно замечает такие несогласования и всегда пытается уловить скрывающийся за ними смысл. Он может (что часто и делает) интерпретировать их как проявления лжи. Так бывает, но бывает и иначе: они - проявления недостаточной образованности гражданина, неумения точно формулировать свои представления об увиденном, непонимания роли малейших несоответствий в построении фраз и употреблении слов, которым он просто не придает значения, ибо не чувствует за собой никакой вины, не испытывает страха перед разоблачением и не подбирает продуманно каждое слово. Если он что-то не сказал сразу, то это не значит, что он утаивает. Он мог забыть, упустить, считать, что это не интересно сотруднику и пр.
Конструктивно при оценке качественных особенностей изучаемого аналитически разделять уровни их развития, например, низкий, средний, высокий.
Прием анализа педагогических условий. Вначале, как это следует из описанных выше приемов, изучаемое педагогическое явление рассматривается отдельно, как некоторая целостность, имеющая свою внутреннюю структуру и содержательные особенности. Но оно всегда «погружено» в среду, имеет окружение, влияющее на него, и находится с ним во взаимодействии. Это и есть условия, которые могут быть положительными или отрицательными для изучаемого явления. Надо всегда выявлять и оценивать условия, выделять в них отдельные факторы, главные и второстепенные, рассматривать их в комплексе причин и следствий. При анализе, например, индивидуальной воспитательной беседы сотрудника с гражданином, в числе оцениваемых условий, определяющих педагогическую эффективность ее, выступает повод беседы, факт преследуемых сотрудником целей (предполагаемых гражданином или известных ему), значимость беседы для гражданина, обстановка (место, время) в которой она происходит, авторитет правоохранительного органа и сотрудника, проводящего беседу, и пр.
Прием причинно-следственного анализа ориентирован на выявление причин, следствием которых выступают особенности (структурные и особенно содержательные) анализируемого явления. Для разработки мер по совершенствованию работы выявление причин — важнейшая задача.
Техника принятия педагогического решения.Решение представляет собой поиск и выбор путей для достижения нужного педагогического результата. Решение правильно, если оно обосновано, детально и всесторонне продумано.
Прием уяснения педагогической проблемы и цели ее решения заключаются в ответе на вопросы: в чем же проблема, что надо решить, какой конечный результат должен быть достигнут. Уясняется (по ходу педагогического анализа) состояние (уровень развития) изучаемого педагогического явления с ее плюсами и минусами, а также то, каким оно должно стать. Если есть расхождение между первым и вторым, причем такое, которое желательно (надо) устранить, то это свидетельствует о существовании проблемы, подлежащей решению. Педагогическая проблема может быть широкой, например, выраженной в виде проблемы улучшения правового воспитания, повышения педагогической культуры преподавателей образовательного учреждения и пр. Она может быть и узкой, локальной в виде, например, достижение знания и понимания обучаемыми нового правового акта, поучительного разбора действий сотрудника, создания условий, приближенных к реальным на предстоящем практическом занятии, достижение понимания и признания своей вины заключенным и т.п. Представление о цели — конечном результате решения проблемы, того, что должно быть достигнуто в итоге выполнения именно данного решения, - прорабатывается в деталях, до отчетливого мысленного представления конечного педагогического результата.
Прием педагогического анализа проблемы — это действие по педагогическому анализу, описанное выше, но выступающее здесь в качестве приема, реализуемого на втором этапе подготовки решения.
Прием разработки вариантов педагогического (педагогически значимого) решения и выбора лучшего из них. Как при раскрытии и расследовании преступлений хорошее решение, как правило, не то, которое первым приходит в голову. Оно должно быть продуктом педагогически обоснованных сопоставлений нескольких возможных вариантов — педагогических версий и выбора лучшей из них. Выбор строится по аналогии с ранее принятыми схожими решениями, по критериям выполнимости, педагогической результативности, наличия-отсутствия побочных педагогических (чаще всего воспитательных) последствий. Например, руководитель, наказывающий направо и налево, возможно, и вызовет чувство страха у подчиненных, даже добьется повышения дисциплины, исполнительности, внешнего порядка, но воспитает людей опасающихся всего и вся и страхующихся от неприятностей всеми известными им способами, снижающих риск неприятностей отказом от инициативы, самостоятельности, делающих только то, что прикажут.
Прием проработки организации исполнения принятого педагогического решения (педагогически значимого, решения с педагогическим аспектом). Педагогическими элементами организации исполнения решения, проведения его в жизнь выступают:
- подбор соответствующим образом подготовленных сотрудников;
- подбор сотрудников, подготовку которых можно и нужно
повысить в ходе работы по выполнению решения и выполнения
конкретного задания;
- продумывание вопроса о содержании педагогической работы с сотрудниками: кого и чему научить, в чем будет заключаться поучительность участия сотрудника, чьи взаимоотношения улучшить, какие качества развить, какие умения усовершенствовать, в чем оказать помощь и пр.;
- определить формы педагогической работы перед началом
действий - инструктажа, проведения дополнительного занятия, разъяснения, прикрепления опытного сотрудника к малоопытному, проверки подготовленности выделенных сотрудников к предстоящим действиям и др.;
- продумать условия и методы педагогической работы в ходе действий сотрудников по выполнению полученных заданий: показа, объяснения, тренажа, контроля, сопровождения, поддержки, помощи, консультирования, соучастия в работе, личного примера, дополнительного разъяснения, внушения, требования, анализа допущенных промахов и др.;
- продумать педагогическую работу по окончании действий:
поучительный разбор, разъяснение и показ путей не повторения допущенных просчетов в будущем, постановка в пример успешно справившихся с заданиями с объяснением причин их успеха, осуждение проявленной халатности, обоснование и объявление поощрения, решение о необходимости проведения дополнительных занятий по ликвидации недостатков в подготовленности, обнаружившихся в ходе действий, и др.
Техника педагогического взаимодействия. Правоохранительная деятельность протекает во взаимодействии сотрудников и специалистов разных органов, служб с гражданами. Зависимость успехов любой деятельности от умелой организации взаимодействие участвующих в совместной работе людей давно доказана теорией и практикой управления («доктрина человеческих отношений» - Эдвина Мэйо, начало 30-х г.г. XX века) и педагогики («концепция педагогики сотрудничества»). Успешное решение задачи тесного взаимодействия и слаженных действий, основанных на взаимопонимании, едином стремлении к общей цели, хороших профессиональных и межличностных взаимоотношениях содержит в себе и положительный педагогический потенциал: взаимная тяга людей друг к другу усиливает педагогические влияния, а неприязнь порождает центробежные тенденции, психологически и физически увеличивает дистанцию между людьми, порождает взаимное отталкивание, неприятие и сводит почти к нулю воспитательные влияния. Это надо твердо помнить каждому сотруднику правоохранительных органов при взаимодействии с гражданами. Техника взаимодействия многоаспектна, психологична, но всегда в ней должна присутствовать линия педагогического взаимодействия, ориентированная на повышение профессиональных результатов и одновременно педагогического эффекта.
Прием педагогическое поведение. Поведение система взаимосвязанных актов, действий, поступков человека, ориентированных на реализацию намерений в конкретных условиях. Педагогическое поведение ориентировано на реализацию педагогических намерений и возможностей. В правоохранительной деятельности оно воплощается в ориентации сотрудника на такую реализацию, выбор средств и способов, манеры держаться и стиля поведения, которые обеспечивают реализацию педагогических намерений и возможностей.
Педагогическое поведение — естественное выражение своей сущности подлинным педагогом, человеком-личностью, профессионально занимающимся педагогической деятельностью (преподаватели, руководители аппаратов по работе с персоналом, сотрудники служб по профилактике правонарушений совершеннолетних, воспитатели учреждений, исполняющих наказания и др.). Для большинства сотрудников, необходимо, если у них нет привычки, намеренно выстраивать педагогическое поведение, пользуясь им как приемом. Так и поступают те (руководители, участковые инспекторы, следователи и др.), кто добивается положительных педагогических результатов в своей деятельности.
Педагогическое поведение реализуется сотрудником, когда в его поведении отчетливо выражаются:
- свойства и качества человека, у которого есть и нужно
чему поучиться, прислушаться к его советам. Педагогически влиять может только тот, которого уважают, которому доверяют, которого считают имеющим моральное и интеллектуальное право учить жизни других;
- признаки занимаемой педагогической позиции: желания помочь гражданину, помочь усвоить, сделать осведомленным в юридических вопросах, в которых он слабо разбирается, дать совет о том, как преодолеть имеющиеся недостатки и вредные привычки, как работать с детьми и над собой и др.;
- стиль и манера поведения, похожие на свойственные учителям, педагогам и характерные стремлением объяснять, растолковывать, убеждать, помогать, советовать, проявлять внимательность, уважительность, терпеливость, выдержку, принципиальность, демократичность там, где и когда это возможно;
- культура и этика.
Прием педагогического общения и взаимоотношений. Никакое взаимодействие невозможно без должного общения и взаимоотношений. Педагогические отличаются свойствами (чертами): педагогической направленностью, психологичностью и контактностью, гуманистичностью и демократичностью, тактичностью, техническим богатством. Педагогически значимы при педагогическом общении и построении взаимоотношений:
- выбор места, времени, условий для педагогически важного разговора;
- педагогическая справедливость во всех оценках поступков и индивидуальных особенностей личности гражданина;
- стремление к утверждению и повышению своего авторитета, авторитета правоохранительных органов и Закона. Авторитет личный выражается в добровольном признании достоинств человека другим человеком или группой людей, приводящее ксильному влиянию первого на вторых. Власть и авторитет сопоставимы, но принципиально различны. Власти подчиняются по принуждению, авторитету — добровольно, с удовольствием, с признанием его права учить и поучать, с верой, что его советы профессиональны и мудры, с глубокой убежденностью, что им надо следовать. Слово авторитетного человека слушающий ловит сам. Авторитет власти удваивает силу власти;
- построение взаимоотношений на нормах доброжелательности, принципиальности, взаимного уважения, справедливой и не унижающей достоинство людей строгости, принципиальности в вопросах законности;
- «презумпция доверия», «авансирование доверия» при встрече с новым человеком; не унижать сразу оскорбляющими достоинство намеками и выражениями, строить взаимоотношения изначально как с порядочным и законопослушным гражданином; любые упреки и обвинения - только лишь при наличии достоверных фактов;
- меры по установлению психолого-педагогического контакта, взаимопонимания, взаимного уважения целей и интересов собеседников; выбор места разговора и его ведения «на равных», на так называемой личной дистанции 0,4 — 1,5 м., внимание к подбору слов и выражений, постоянное обдумывание того, что сказать и как сказать, стремление без нужды не задевать человека («кто говорит — тот сеет», «бритва скребет, а слово режет»);
- повышенное внимание в своих высказываниях к разъяснениям, доказательствам, обоснованиям, примерам;
- полное использование арсенала технических средств общения, речевых и неречевых;
- осуществление общения и ведение дискуссий без нагнетания эмоций, ибо при господстве чувств мысли отступают на задний план и собеседники плохо понимают друг к другу;
- диалогичность (не превращать общение в «дорогу с одно
сторонним движением»), отказ от увлечения нудной и продолжительной назидательностью, проявление умения слушать и понимать то, что говорит гражданин, внимания к тому, что он хочет сказать, к его доводам, выражение внимания всем своим видом: наклоном туловища чуть вперед, кивками головы, мимикой, репликами («Интересно!»-, «Поподробнее, пожалуйста!» «Неужели?» и т.п.);
- проявление сопереживания: искреннее выражение радости,
сожаления, волнения и др. в резонанс с рассказом и переживаниями говорящего.
Прием педагогического воздействия предполагает использование всех средств, в том числе и специально педагогических методов и приемов, для достижения педагогического (воспитательного, обучающего, развивающего) результата.
Использование средств воздействия требует сдержанности, терпеливости, настойчивости. Подлинно педагогический подход в работе с гражданами строится не на сиюминутных, а перспективных задачах, не на стремлении получить результат здесь, сейчас и в полном объеме, а на оптимизме, разумной терпимости, целеустремленности, стремлении идти от маленьких подвижек, успехов к отдаленным, существенным.
Ни один метод воздействия не может быть хорош, если применяется не в комплексе. Только одни убеждения так же малопродуктивны, как и только принуждения и наказания. Мало чего можно добиться одними словами. Нужны социально-педагогические воздействия на интересующее лицо изменениями среды, окружения, образа жизни, работы и пр. Важно вовлечение гражданина в дело укрепления законности, борьбу с преступностью, поддержание правопорядка, что должно положительно сказаться и на нем самом.
Нельзя пренебрегать добрым словом («добрые слова лучше всякого пирога»). Сплошная критика и разносы только отталкивают воспитываемого человека от сотрудника и способствуют включению его в группу, которая отнесется к нему как к нормальному; он почувствует себя в ней психологически комфортно, но такие группы, как правило, бывают социально деформированными и криминогенными.
Эффективна требовательность законная, справедливая, понятная, а которой граждане не видят проявлений дурного характера сотрудника, плохого настроения или недоброжелательности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ, УПРАЖНЕНИЙ И РАЗМЫШЛЕНИЙ
1. Сколько существует видов правоохранительной деятельности, с разной теснотой связанных с педагогикой? Что это за группы? Каким видами профессионально-психологической подготовленности должны обладать специалисты правоохранительных органов, принадлежащие к каждой их этих групп?
2. Каковы функции педагогической профилактики?
3. Какие дефекты в педагогических свойствах личности могут
выступать субъективной причиной правонарушающего поведения?
Рассмотрите каждое педагогическое свойство отдельно.
4. Какие признаки могут быть основанием опасения, что от
освобожденного из мест лишения свободы него можно ожидать
рецидива?
5. Есть два мнения о задачах органов, исполняющих наказания: 1) организация исполнения приговора как кары, 2) исправление осужденных, их правовоспитание. Какого из них придерживаетесь вы? Или у вас есть третье мнение? Обоснуйте свой выбор.
6. При каких педагогических условиях основные средства исправления (вначале перечислите их по памяти) осужденных при
обретают свою подлинную исправительную силу?
7. Что бы вы предложили, чтобы сделать среду в группах
осужденных воспитывающей, а не усиливающей криминальную
деформацию личности отбывающих наказание?
8. Ситуация: до революции 1917 года тюрьмы России находились под особой опекой православной церкви. В евангельских текстах есть положения, понуждавшие церковь к этому: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные», «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию».
Как вы относитесь к участию церкви в деятельности органов, исполняющих наказания? Есть ли возможности у церковных служителей повлиять на исправление осужденных? Если есть, то в чем они, каковы их педагогические средства и методы и чего с помощью их можно достигнуть?<