Исправительная (пенитенциарная) педагогика
Педагогика в современной системе исполнения наказания, ее задачи и функции. Проблема исполнения уголовного наказания, при всей многогранности ее, - это, по существу, проблема педагогическая, ибо главной социальной целью, нужной обществу, выступает исправление осужденных для возвращения их к нормальной, уважающей требования правовых норм жизни. Если эта цель не достигается, система уголовного наказания и его исполнения работает почти вхолостую. Более того, она способна приносить даже вред, ибо, как показывает богатый опыт, нахождение в местах лишения свободы, постоянный обмен криминальным опытом между осужденными превращает эти места зачастую в «академию преступности». Отбывшие наказания нередко выходят на свободу еще более криминализованными, сделавшими выводы из своих промахов, познавшими более изощренные и менее опасные способы совершения преступлений. Они делаются опаснее для общества и для людей.
Решить проблему исполнения наказания, как педагогическую, призван особый раздел юридической педагогики, именуемый исправительной (пенитенциарной) педагогикой. Предыстория развития относящихся к ней педагогических знаний насчитывает века. На рубеже XX века педагогические воззрения по вопросам исправления осужденных сложились уже в целостную систему знаний, а возникновение исправительной педагогики как научной отрасли знаний специалисты относят к 60-м годам прошлого века[61]. Заметный вклад в ее развитие в последние десятилетия внесли И.П. Башкатов, А.В. Буданов, Б.В. Водолазский, Л.А. Высотина, Ю.В. Гербеев, А.И. Зубков, В.Ф. Клюкин, С.И. Кузьмин, В.М. Литвишков, С.А. Лузгин, А.И. Мокрецов, В.Ф. Пирожков, А.В. Пищелко, Л.А. Токарева, Г.А. Туманов, Н.А. Тюгаева, Н.С. Фомин, Г.Ф. Хохряков, И.В. Шмаров и др. Дольше других, последовательно и плодотворно вела и ведет работу М.П. Стурова.
Жизнь ставит перед необходимостью интенсифицировать исследования и разработки по исправительной педагогике в новых условиях жизни России. Работа с криминально деформированными людьми всегда была сложна. Но ныне в исправительные учреждении стало поступать больше людей, выбравших себе криминальный путь в жизни. Достаточно отметить, что по статистике 1998 года число лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, возросло за год на 9,7%, а число последних составило 60,4% в общем числе регистрируемых преступлений (в 1997 году - 59,4%).
Педагогическая система пенитенциарной педагогики. Исправительная (пенитенциарная; ранее ее именовали исправительно-трудовой) педагогика изучает исправительно-воспитателъный процесс в органах, исполняющих наказания. Сущностью этого процесса считается[62] исправление осужденных, понимаемое как процесс самодвижения, саморазвития, и как результат совместной деятельности воспитателя и воспитуемого осужденного, т.е. как процесс перевоспитания. Исправительное воздействие предстает при этом как деятельность воспитателей осужденных, использующих всю систему внешних воздействий, а исправление как процесс необходимых изменений в личности осужденных, как их перевоспитание. Разрывать единый воспитательный процесс на «кару» и «чистое воспитание» просто невозможно и неверно. Это единая система педагогических и социально-педагогических воздействий и влияний.
Особым объектом этой системы является осужденный человек, совершивший преступление, причины которого всегда так или иначе лежат в нем самом, криминогенных предпосылках деформации его личности, избранного образа жизни и поведения, которые и выступают источником его вины. Преодоление этих деформаций задача перевоспитания. Общие причины их становятся основой применяемой системы исправительных воздействий, а особенно дифференцированных и индивидуальных. Контроль за происходящими в осужденных изменениями и степенью исправления осуществляется по показателям отношения их к труду, режимным требованиям, воспитательной работе, обучению, общественным формированиям осужденных, совершенному преступлению, прежнему образу жизни, семье, администрации и др. По степени исправления осужденные оцениваются как не вставшие на путь исправления, вставшие, твердо вставшие и доказавшие свое исправление. Соответственно меняется и воспитательная работа с ними.
Субъектами педагогического процесса перевоспитания выступает весь постоянный персонал органа, исполняющего наказания. Это аттестованные сотрудники и вольнонаемные работники. Первые в принципе должны быть все воспитателями, хорошо разбирающимися в исправительной педагогике, вторые, как лица, принадлежащие к среде, окружающей осужденных, и придающие ей педагогически значимые черты, оказывают на процесс перевоспитания социально-педагогическое влияние. В практике исправительных учреждений долгое время культивировался принцип «каждый сотрудник — воспитатель и контролер». Но он и прежде реализовывался не всеми, либо реализация сводилась к контролю. Этот принцип и раньше дискутировался, а ныне зачастую вообще отвергается. Однако пока в учреждении одни будут заниматься воспитанием, а другие самоустраняться от него, толку в решении перевоспитания не добиться.
Условия, в которых протекает процесс перевоспитания, создаются в своей основе осуществлением его в местах отбывания наказания с постоянным пребыванием осужденных в них и правовым регулированием всей жизни и деятельности. Режимные условия бесспорно серьезный и постоянный источник социально-педагогических влияний в системе исправительных воздействий, но не единственный и чаще всего не определяющий.
Воспитательные условия зависят от состояния работы постоянного состава и его влияния на осужденных. Сказывается его отношение к воспитательной работе с осужденными, взаимоотношения с ними, формы, методы и приемы работы, ее педагогический уровень, постановка труда, учебы, организация досуга и т.п.
Групповые социально-педагогические условия - особенности групп осужденных, находящихся постоянно вместе и оказывающих влияние друг на друга. Морально-психологическая атмосфера в группах осужденных, распространенное расслоение внутри групп с разным социально-психологическим статусом и ролями, традиции и обычаи в группах, особая субкультура, как свидетельствует опыт, выступают главными, определяющими реально происходящие у осужденных изменения в лучшую, но чаще в худшую сторону.
Бытовые условия, как и везде, имеют социально-педагогическое значение. Существующие ныне сплошь и рядом не только затрудняют, но делают не решаемой задачу перевоспитания. Это - значительно превышающая нормы переполненность следственных изоляторов, колоний, тюрем, не выдерживающие критики санитарные, гигиенические, жилищные, медицинские, досуговые и т.п. условия.
Лишь весь комплекс условий при благоприятных характеристиках способен дать полноценный исправительный результат, нужный обществу и самим осужденным.
Принципы, средства и способы перевоспитания осужденных. Специфика педагогического процесса и его закономерностей в условиях исполнения уголовного наказания обусловила существование системы специальных принципов перевоспитания осужденных. В ходе развития исправительной педагогики и изменения условий в стране они подвергались изменениям, и в современном виде представляются так[63]:
1. принципы, определяющие содержание и направленность процесса перевоспитания осужденных:
- целенаправленность процесса перевоспитания осужденных, — соответствие средств, форм и методов воздействия гуманистической, нравственной направленности процесса перевоспитания,
- связь процесса перевоспитания осужденных с жизнью,
- соблюдение законности в процессе перевоспитания осужденных;
2. принципы, определяющие педагогическую деятельность сотрудника исправительных учреждений:
- включения осужденных в активную общественно полезную деятельность,
- формирования в среде осужденных коллективистских отношений,
- сочетания требовательности к осужденным с гуманным и
справедливым отношением к ним,
- опоры на положительные качества личности осужденных,
- дифференцированного и индивидуального подхода,
- комплексного подхода.
К основным средствам исправительного воздействия традиционная исправительная (пенитенциарная) педагогика и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации относят режим, труд, воспитательную работу, общественное воздействие (статья 9). Специальными исследованиями, практикой подтверждена и реальная исправительная роль обучения (общеобразовательного и профессионально-технического)[64]. Легко заметить, что в этом комплексе отсутствуют дополнительные средства, к которым не только можно, но и нужно отнести такие: среду групп осужденных, быт и жизнь общества (включая жизнь родственников, близких), протекающую за стенами учреждения, связи с которой нельзя терять при работе с осужденными, поддерживая интерес к ней и используя его для воспитания правопослушности.
То, что среда, быт и жизнь общества играют исправительно-воспитывающую роль, известно теоретикам и практикам, но их относят обычно к условиям. Называть их условиями можно (выше в тексте групповые социально-педагогические условия тоже названы так) и это не ошибка. Однако всякий фактор (условие, обстоятельство, среда, средства, методы и пр.), имеющий педагогическое значение, остается таковым до тех пор, пока он не становится предметом специального использования, когда он превращается в средство решения задач. Образное сравнение: тяжелая пивная кружка имеет свое бытовое предназначение, но оно может стать средством (орудием) убийства, когда используется в этих целях. Энциклопедии русского языка связывают значение слова «условия» с обстоятельствами, от которых человек зависит, требованиями, правилами, обстановкой, а «средство» - с приемом, способом, орудием, приспособлением для осуществления какой-то деятельности. В первом человек предстает как зависящий от чего-то, во втором — как использующий это же в своей деятельности.
Есть педагогическая тонкость и весьма, весьма существенная в понимании условий и средств при исполнении уголовного наказания. Так, режим, труд в исправительном учреждении для заключенных выступают в значительной степени условиями, а для воспитателей — средствами (условия для воспитателей в большинстве своем вообще другие - их собственный правовой статус, возможности, организация службы, их материальное состояние, условия жизни и др.). Режим, труд осужденных могут и не превратиться де-факто в средство исправления и перевоспитания осужденных в данном исправительном учреждении, если они не организовываются персоналом учреждения педагогически, если не строятся с педагогической задумкой, если их реализация не сопровождается использованием одновременно педагогических методов и приемов работы с осужденными, если персонал не искушен в такой постановке дела или не хочет его строить так. «Дерево исправления» осужденных останется бревном, если у него не будет психолого-педагогических корней, культивируемых и обхаживаемых психолого-педагогически.
Все это справедливо и в отношении других педагогических возможностей исправительного учреждения. Так, включение заключенных в повышение образования мало что даст для исправления, если учеба не будет строиться сотрудниками и учителями в соответствии с требованиями воспитывающего обучения, в единстве образования и воспитания, если конкретный осужденный не будет увлеченно втянут в них, а лишь формально, для разнообразия жизни в колонии станет посещать занятия. Или, например, индивидуальная беседа сотрудника с осужденным. Она становится формой воспитания, только когда сотрудник хочет использовать ее для этого и может: продумывает педагогическую задачу предстоящей встречи, выбирает в соответствии с ней содержание, тактику, методы, приемы ее проведения. Если этого не делать или делать плохо, то беседа превращается в административный акт, дающий мизерный педагогический эффект, а то и отрицательный результат. Для самого осужденного режим может превратиться в средство собственного исправления, если он прилагает добросовестные усилия для его строгого соблюдения, доказательство избранного пути на исправление и возможности перевода на более мягкий режим. Он тем самым активно изменяет для себя условия, а борьба за это становится для него психолого-педагогическим средством, механизмом исправления.
Таким образом, ни одно из средств перевоспитания не проявляет себя автоматически как подлинно педагогическое. Надежда, что включение осужденного в труд, в учебу, режим сработает само по себе, педагогически наивно. Средства исправления становятся лишь при их педагогиэации, когда они усилиями сотрудников и иных категорий работников исправительного учреждения и желательно если не всеми, то большинством осужденных, превращаются в: (1) педагогически исправляющий режим, (2) педагогически исправляющий труд, (3) педагогически правильно построенную воспитательную работу, (4)воспитывающее общее и профессиональное обучение, (5) воспитывающую среду групп осужденных, (6) воспитывающую организацию быта (включая досуг), (7) воспитывающие связи с жизнью общества (включая общественные воздействия).
Достигается это лишь при определенных педагогических условиях:
- рассмотрении всех средств (факторов, мер, усовершенствований и пр.) и подходу к их использованию как исправительно-педагогических, занятии персоналом органа, исполняющего наказание, педагогической позиции к их использованию (цели, желания, намерения, интереса, потребности в непременном достижении исправительно-педагогического результата);
- отчетливом представлении субъектами исправительной работы исправительно-педагогического потенциала каждого средства (каковы его возможности, на какие элементы правовой сформированности личности осужденных и дефектов в ней они могут влиять);
- постановке субъектами исправительной работы конкретных
задач при применении различных средств, форм и методов работы
и отчетливом представлении того результата, который должен
быть получен в результате их использования;
- владении субъектами исправительной работы всеми педагогическими формами, методами, приемами, способами, педагогической техникой, интенсивными педагогическими технологиями ее проведения;
- умелой организации системы исправительно-педагогической работы. A.M. Макаренко справедливо писал: «Никакое средство, какое бы мы ни взяли, не может быть ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целостного комплекса влияний»[65]. Эта верная мысль нуждается не просто в цитировании, но и в безусловной реализации, требует не допускать никакого пренебрежения к любым влияющим педагогическим факторам и использованию их как средств исправления и перевоспитания.
Теоретически изыскания по всем этим вопросам и опыт практики перевоспитания весьма богат, но в условиях современных трудностей они нуждаются в более тщательной проработке.
Среда осужденных как педагогическое средство перевоспитания. Исправительная педагогика уделяла и уделяет внимание работе с группами («коллективами») осужденных, понимая их важную роль. Реальность такова, что, как правило, в условиях отбывания наказания группы осужденных самоорганизуются и их неформальная организация по силе психологического и социально-педагогического воздействия нередко оказывается много сильнее, чем влияние всех других средств и методов, используемых администрацией учреждений.
Неформальная, социально-психологическая среда групп осужденных, свойственные ей иерархии и характер взаимоотношений, лидерство криминальных «авторитетов», групповые мнения, настроения, нормы поведения и традиции характерны беспределом физического и психолого-педагогического насилия, унижением и растлением человеческой личности, «опусканием» ее на уровень животных инстинктов и беспрекословного подчинения. По существу внутри колоний на неформальном уровне скрыто, но реально продолжается криминальный образ жизни, приспособленный к рамкам и возможностям условий лишения свободы. Криминальная субкультура доходит до каждого осужденного и делает все, чтобы удержать в своих путах, не дать возможности стать на путь исправления и готовит его к продолжению противоправного образа жизни после выхода на свободу. Люди, побывавшие в этих условиях и не до конца потерявшие человеческий облик, с ужасом вспоминают именно эту среду и если не допускают рецидива, то зачастую под влиянием таких воспоминаний.
То криминогенное, бесчеловечное «право сильного», которое наблюдается в обществе, в условиях деформации права на свободу и демократию проявляется у части неформальных групп подростков и молодежи, бродящих по улицам и общественным местам, в виде неуставных форм «дедовщины» в воинских частях. В организованной преступности есть в значительной степени продукт «академии преступности» в местах заключения, вынесенный из них, распространяемый намеренно «авторитетами» преступного мира, не исправившимися бывшими заключенными с личной выгодой в жизни на свободе. Это непредвиденный, противоположный ожидаемому результат массовой практики применения уголовного наказания в последние 70 лет истории России[66].
В значительной части органов, исполняющих наказания, администрация, сотрудники смирились с криминальным, антивоспи-тывающим состоянием среды осужденных. Часть считает его даже полезным, меркантильно выгодным для себя. По существу, заключается неформальная сделка с криминальными «авторитетами», отбывающими наказания, которым позволяется делать многое (так, чтобы было «шито-крыто») при условии обеспечения ими соблюдения режима группами, отдельными осужденными и оказания иных услуг. Видимый порядок, возможно, таким образом, обеспечивается, но никакого перевоспитания не происходит и исправление осужденных не достигается.
Необходимо отчетливое понимание того, что все исправительные воздействия срабатывают только тогда, когда изменяют среду осужденных, делают ее (в социально-психологических и социально-педагогических влияниях и целенаправленных воздействиях) положительно воспитывающими. Эта педагогическая задача является самой сложной, а ее решение зачастую не удается.
Справедливо считается, что принципиально правильным направлением педагоги ческой работы по перевоспитанию выступает изменение среды групп осужденных, путем культивирования в них коллективистических отношений, моральных и правовых норм поведения (взаимного уважения, доброжелательности, дружбы, товарищества, взаимопомощи, поддержки, взаимной ответственности и требовательности, правопослушности, ориентации на моральные нормы общества и общечеловеческие ценности, ответственности перед коллективом, родными, народом, обществом, государством и др.). При этом стремятся превратить группы осужденных в подлинные коллективы (отличающиеся пониманием своего места в жизни общества и чувством причастности к ней, здоровым коллективным мнением, настроениями, взаимоотношениями, ответственностью коллектива за своих членов и членов перед коллективом, взаимными усилиями по поддержанию организационного и правового порядка, заботой всех о коллективных интересах и коллектива об интересах каждого, деловым настроем и пр.). Реализуется идея, воплощенная в принципе воспитания в коллективе и через коллектив и превращения групп осужденных в воспитывающие коллективы.
Со времен выдающегося отечественного педагога А.С. Макаренко выработано немало интересных и продуктивных форм, методов и приемов для реализации таких педагогических намерений. Имеется интересный опыт (например, «вологодский опыт») реализации их в нашей стране. За рубежом, например, в Германии, опыт А.С. Макаренко изучается и применяется даже более скрупулезно и массово, чем, к сожалению, у нас.
Даже если не удается реализовать линию на развитие коллективистических начал в жизни групп осужденных до конца (до создания подлинного воспитывающего коллектива), то само включение осужденных в движение к утверждению коллективистических, моральных и правовых норм в коллективе, их активность способствует перевоспитанию их самих, что уже значимо. Обычно такая активность появляется не сразу. Начавшись среди отдельных осужденных, микрогрупп, она должна приобретать последовательно наращиваемую масштабность, вплоть до охвата всех осужденных. Реальность такого движения возможна при должной индивидуальной работе сотрудников, решительной поддержке администрацией формирующегося в группах актива осужденных, решительном пресечении и локализации негативных воздействий на актив со стороны отрицательно настроенных осужденных («отрицаловки»). Формирование и работа с активом это зародыш коллективных начал, это особая группа становящихся на путь исправления осужденных, формирование, всемерная поддержка и укрепление которого выступает альтернативой криминализованной части осужденных, обладающей способностью брать под защиту часть колеблющихся и, расширяясь, приобретать все большую и большую силу в процессе перевоспитания если не всех, то большей части осужденных. Одновременно ведется воспитательная работа с осужденными, придерживающимися уголовных традиций (индивидуальная работа, работа с лидером, развенчание лидера, компрометация лидера, внедрение в группу нового лидера, опора на поддержку родственников, семьи и др.).
Хотя педагогическая стратегия и тактика такой работы достаточно ясна, проработана и апробирована, надо признать, что одна она не в состоянии часто изменить среду осужденных, придать ей воспитывающий характер. Криминальные силы в группах оказываются сильнее, главным образом, потому, что неразборчивы в выборе средств давления на осужденных, более сплочены, их давление непрерывно и исходит изнутри групп, из сферы неформальных, слабо поддающихся контролю и изменению администрацией учреждений. Опыт показывает, что задача культивирования в них коллективистических отношений, моральных и правовых норм поведения нереальна среди отбывающих наказания на особом режиме, в тюрьмах, следственных изоляторах и др. Необходимы дополнительные меры уголовно-правового и организационного характера, причем такие, которые могли бы радикально улучшить условия для решения рассматриваемой задачи.
Заслуживают пристального рассмотрения высказываемые предложения о сокращении мер уголовного наказания с лишением свободы и замены их другими (например, по типу распространенных в недавнем прошлом спецкомендатур, или колоний-поселений, трудовой повинности, денежных штрафов в отношении части лиц с материальным достатком, занимавшихся хищениями, мошенничеством, взяточничеством, по отношению к женщинам, несовершеннолетним и др.), практика прогрессивного ослабления режима в зависимости от успешности индивидуальных результатов исправления, расширение практики условно-досрочного освобождения и др. Не столь уж бесспорна идея, что усиление изоляции осужденных (в камерах, изоляторах, помещениях камерного типа - ПКТ) осложняет задачу перевоспитания, т.к. выводит их из-под воспитывающих влияний со стороны коллективистически настроенного актива. Еще в 60-х годах в социальной психологии сделан вывод о том, что коллектив со сложившимися негативными традициями, неформальными нормами жизни и поведения его членов (в любой социальной общности) практически невозможно, а еще точнее — нецелесообразно, невообразимо трудно, долго, затратно пытаться сделать подлинным коллективом; лучше его расформировать. В сущности практика исполнения наказания подтверждает этот вывод. Опирающиеся на выводы из этого Предложения заключаются в развитии в уголовно-исполнительной системе практики селекции осужденных, проведении (говоря модным ныне слогом) «зачисток» в группах путем: переформирований групп осужденных с явно негативным и неподдающимся педагогическим воздействиям характером неформальных отношений в них; выведения части осужденных, делающих реальные попытки к исправлению из преимущественно отрицательно настроенных групп и сведение их в отдельные отряды, группы; напротив - выведение «авторитетов» из состава групп осужденных, на которые они распространяют свою неформальную власть и влияние, и сведение в группы, состоящие их одних «авторитетов» и т.д. Возражения на тот счет, что в новых группах вновь возникнут неформальные отношения, имеют основания, но вопрос в том какими они будут. Полагать, что всегда будет возникать копия прошлых, нет оснований. Скорее всего, обстановка улучшится, хотя, конечно, идеалом не будет. Несомненно, что особенно в первое время она будет более благоприятна для реализации «стратегии коллектива», а достигнутый в это время успех станет надежной опорой для его последующего умножения. Если же получится не совсем так, селекцию стоит повторить, что еще улучшит условия для педагогической работы.
При совершенствовании норм исправительно-трудового права нужны не просто их «гуманизация» иди «ужесточение», - отмечает М.П. Стурова, а создание эффективной системы перевоспитания. «... Чем в большей степени в условиях исполнения уголовного наказания жизнь и деятельность осужденных приближается к условиям нормального человеческого общежития, тем более реальным становится достижение цели уголовного наказания - исправление осужденных, возвращения в общество лиц, не совершающих преступлений не из-за страха перед наказанием, а в силу соответствующих жизненных установок и позиций»[67].
Важно не упираться в старое, не ограничиваться им, а вести творческий педагогический поиск. Разумно не ограничиваться спорами в тиши кабинетов, а выйти на практику, на простор приземленных формирующих педагогических экспериментов, тем более что условия уголовно-исполнительной системы для этого вполне благоприятны. Существует своеобразие педагогических систем перевоспитания различных категорий осужденных. Особенно ответственна работа по перевоспитанию осужденных несовершеннолетних. Ее своеобразие обусловлено большими возможностями применения позитивных мер исправительного воздействия и ограничениями карательных. Основная роль отводится учебно-воспитательной работе, завершению общего среднего образования и приобретению профессии.
Подготовка осужденных к освобождению. По мнению И.В. Шмарова[68] и других специалистов весь процесс исправления и перевоспитания осужденных во время отбывания ими наказания является подготовкой к освобождению, поскольку конечным результатом его выступает возвращение обществу исправившихся и правопослушных граждан. Итогом этого процесса можно считать степень готовности к жизни на свободе осужденных, срок отбытия наказания которых близится к концу. Установилась классификация освобождаемых по показателю готовности, которая выделяет четыре типа:
- лица, получившие необходимую нравственную и психологическую подготовку к жизни на свободе и не утратившие позитивных социальных связей; для них после освобождения необходим лишь определенный контроль (в том числе - педагогический) и оказание помощи в решении проблем трудового и бытового устройства, восстановлении позитивных социальных связей и благоприятной обстановки в ближайшем окружении;
- лица, утратившие социально-полезные связи и многие навыки жизни на свободе (как правило, такое бывает у отбывших длительные сроки лишения свободы); в этом случае требуется не только помощь в решении проблем трудового и бытового устройства, но активное руководство их социальной адаптацией, постоянный контроль и индивидуально-воспитательная работа;
- лица, адаптировавшиеся к условиям отбывания наказания,
не демонстрирующие отрицательной криминальной направленности, но не имевшие ранее или вовсе утратившие позитивные социальные связи, жизненные перспективы; их адаптация будет в решающей мере зависеть от того, в какую систему влияний и связей они попадут после освобождения;
- лица, не вставшие на путь исправления и освобождаемые
в связи с окончанием срока отбывания наказания; здесь нужны
усиленный педагогический контроль, административный надзор, применение мер административного воздействия и развернутая
индивидуальная работа по профилактике рецидива.
Эта классификация и характеристика типов свидетельствует о необходимости проведения дополнительной подготовки к освобождению. Она включает меры организационно-педагогические и учебно-воспитательные.
Организационно-педагогические меры направляются администрацией и специально инспектором по трудовому и бытовому устройству на помощь в заблаговременном решении вопросов такого устройства, налаживание и укрепление связей освобождаемого с родными и близкими. Исправительное учреждение при решении этих вопросов взаимодействует с территориальной милицией, сотрудниками министерства труда, руководителями местных предприятий и др.
Меры учебно-воспитательного характера, как правило, реализуются через школу по подготовке осужденных к освобождению. Такие школы работают в учреждении непрерывно, а новые группы комплектуются за несколько месяцев до освобождения. Ежедневные занятия в них проводят не только сотрудники, но и работники милиции, прокуратуры, суда, адвокаты, представители трудовых и общественных организаций, а также социальные работники, психологи, педагоги, врачи.