Основание и сущность педагогического подхода в праве.
1. Правовое регулирование - один из видов социального регулирования, и все закономерности, которые действуют в сфере социального регулирования, относятся к правому регулированию[25]. Социальное регулирование предполагает формирование личности граждан, их образование, воспитание, обучение и развитие. Эта закономерность относится и к сфере правового регулирования. Все составляющие действия права, такие как социально-правовые функции, средства, субъекты, социально-правовые условия объективно связаны, — т.е. независимо от того, понимает законодатель или нет, с действием педагогических феноменов, причин, условий и механизмов, влияющих на силу права, его потенциал, пределы действия, активность, восприятие, воздейственность, бытие.
Общеизвестно, что вся сфера права, все составляющие действия права, прежде чем оказать какое-то влияние на общественные отношения и формировать их, неизбежно должны пройти через сознание людей[26], общественное и индивидуальное сознание. Если бы правовая норма сама по себе обеспечивала достижение законности и правопорядка, то давно бы уже не было преступлений, а правоохранительные органы вообще были бы не нужны. К особенностям, присущим общественному и индивидуальному сознанию, наряду с другими (социальными и психологическими) относятся и педагогические: образование и образованность, обучение и обученность, воспитание и воспитанность, развитие и развитость граждан и их общностей. Это значит, что педагогические феномены и закономерности находятся между писаным правом, правовыми нормами и реальным состоянием законности и правопорядка. Обойти их невозможно и они выступают объективно существующим опосредствующим звеном, определяющим бытие права, его потенциал, восприятие, активность, силу, Бездейственность.
Очевидно, что характеристики этого звена выступают — хочет того кто-то или нет, — условием реального бытия права. Все действие права, его реальное регулирующее влияние, выполнение им своего предназначения в деятельности государства и жизни общества, определяются спецификой этого опосредствующего звена, его качественным своеобразием и состоянием.
Законодатель поступит правильно и обеспечит со своей стороны действенность принимаемых правовых установлений, если он будет:
- учитывать своеобразие педагогической реальности, влияющее на правовое регулирование,
- понимать реальное состояние педагогической реальности в данное время (состояние образования и образованности, воспитания и воспитанности и пр.) и отражать его путем адаптации к ней всех законодательных актов;
- не пассивно относиться к недостаткам состояния педагогической реальности, а стремиться изменять в лучшую сторону, влиять на нее. Правовые установления и нормы — некий образец, пример должного поведения граждан. Только оказав педагогическое воздействие на личность и общности, только достигнув нужного образовательного, обучающего, воспитательного или развивающего результата, они достигают своей цели.
Вывод очевиден: невозможно понять и повысить эффективность действия права вне педагогической реальности, игнорируя и недооценивая общественные, групповые и индивидуальные явления, обозначаемые как образование и образованность, обучение и обученность, воспитание и воспитанность, развитее и развитость. Это не теоретический вопрос, но вопрос практики правотворчества и правоприменения, вопрос реальной жизни права, вопрос должного обеспечения законности и правопорядка.
2. Традиционно сила, «юридическая энергия» права связывается с его свойствами[27]. Главным источником признается интегративность свойств, к основным из которых относят собственно правовые, психологические и социальные. Отмечается, что психологичность и социальная действенность права определяется его принудительным, карательным, указательным и дозволительным («положительное регулирование») характером.
В этих теоретических построениях и практических выходах из них не представлено вообще, либо в лучшем случае присутствует имплицитно[28] понимание закономерных связей и зависимостей права от педагогической реальности. Надо понять и признать, — а это опять-таки не столько теоретический вопрос, сколько практический, — что существует педагогическое свойство права. Как это изложено в п.1, оно неизбежно присутствует в регулирующих влияниях и эффектах правовых норм, системы законодательства и практики правоприменения.
Правовое регулирование предполагает закрепление прав и обязанностей участников общественных отношений, установление правовых запретов, обеспеченность действия права мерами государственного принуждения. Оно ориентировано и на мотивирующее, психологически регулирующее воздействие на людей. Но оно оказывает и педагогическое воздействие благодаря присущему ему педагогическому свойству, что обнаруживается всегда, везде, в любой точке, в жизни и поведении отдельных граждан и их общностей. Оно должно быть ориентировано обязательно на педагоги-чески формирующее воздействие, что осуществимо путем понимания, компетентного учета и использования педагогического свойства права, умножающего «юридическую энергию», силу права.
Говорить о правовом регулировании, игнорируя или не понимая педагогическое свойство, благодаря которому реализуются контакты с педагогической действительностью и проходит результирующая регуляции, можно лишь занимаясь кабинетной абстракцией, а не практическим делом укрепления законности и правопорядка.
Нет нужды спорить о том, является ли педагогическое свойство четвертым свойством права или частью комплексного социального, или составным компонентом третьего - «психолого-педагогического»[29]. Важно понять и признать, что педагогическое свойство есть, что оно реально обнаруживается в неизбежном и постоянном соприкосновении права с педагогической реальностью во влиянии на правовую образованность, обученность, воспитанность и развитость граждан и, как следствие, на их правомерное или правонарушающее поведение. Оно имеется и действует всегда, понимает это законодатель и правоприменитель или нет.
3. Педагогическое свойство может повышать или снижать силу права. Характер действия - положительный или отрицательный и их степень, определяется тем, каковы качественные педагогические особенности данной правовой нормы, требования; какой педагогический смысл вкладывает в него законодатель или правоприменитель, как она сформулирована. Качество права, правового установления, правореализации зависят (наряду с собственно правовыми и психологическими характеристиками) от качественной определенности их педагогического свойства, отражающей способность субъекта правотворчества и правореализации понять педагогическую реальность и оптимально отразить в своих действиях взаимосвязи с ней в интересах действенного укрепления законности и правопорядка.
Любой закон, любой нормативно-правовой акт, норма, любое положение в документе будут исполняться и что-то изменят к лучшему, если они рассматриваются не только как чисто правовое орудие, не только нормативное значение, но по своему содержанию и оформлению ориентированы и обеспечивают как минимум воспитывающее и обучающее воздействие на людей, которым они адресованы.
Педагогическая корректность содержания и оформления обеспечивает обогащение потенциала права, увеличение юридической силы правовых норм и установлений, их конструктивности, созидательной роли, которые они призваны играть.[30]
4. Наряду с собственно правовыми, социальными и психологическими механизмами права существуют и педагогические механизмы. Последние, как отмечалось, - это педагогические превращения на пути от исходной педагогической позиции (педагогической цели, задачи, ситуации, качественного состояния) к требуемому педагогическому результату, происходящие под влиянием целенаправленных, систематичных, последовательных и компетентных педагогических воздействий. Такие педагогические превращения обязательны, например, в цепочке: норма права -
ее знание гражданином - понимание - внутреннее одобрение - желание вести себя в соответствии с ней — умение вести - привычка вести - активность в соблюдении другими гражданами. Они есть и в других психолого-педагогических превращениях, ведущих в конечном счете к возникновению правовой культуры граждан. Без понимания таких механизмов, без учета их при выборе способов последовательных воздействий, инициирующих и направляющих динамику превращений по таким «цепочкам» и приводящих к нужному педагогическому и правому результату,
трудно рассчитывать на эффективность правового регулирования,
которое, скорее всего, окажется на уровне формального нормотворчества.
5. Норма права - всегда общее правило поведения, общее направление или пределы его. Она рассчитана не на однократное, а на массовое применение и не адресуется конкретным людям. Но в конкретных случаях, подпадающих под юрисдикцию, у конкретных лиц возникают правоотношения, которые всегда индивидуализированы и далеко не всегда зависят от индивидуальных реакций, бывают оптимальны. Значительная часть норм права предполагает не простое исполнение, а их наиболее целесообразную реализацию. Основные способы правового воздействия
предписание, запрет и дозволение — также допускают совершение неодинаковых действий и выбор способов, не противоречащих нормам. Такая особенность многих норм права рассчитана на способность человека оценивать правомерность избираемых действий, ориентироваться в границах дозволенного, не переступать запреты.
Способность граждан жить и действовать В соответствии с нормами права - не простое подчинение им, но и осмысленное правовое поведение, базирующееся на правильных правовых оценках, выборах, решениях, умениях, желаниях, которые с очевидностью зависят от их общей и правой образованности, обученности, воспитанности и развитости, а также от всех мер государственного, общественного, индивидуального, комплексного по своей природе, в том числе обязательно взаимосвязанного правового и педагогического характера и их целенаправленному формированию и совершенствованию.
6. Приведение в действие любого правового установления и достижение правового результата его нуждается в педагогическом сопровождении (обеспечении). Необходимо информирование населения, достижение знания им правовых новаций. Но знания являются лишь «предпосылкой свободы воли, (и)...сами по себе... еще не определяют выбора варианта поведения, действия»[31]. Необходимо достижение понимания, одобрения, внутреннего принятия, формирование убежденности в необходимости и справедливости вводимых правовых норм, согласия и желания следовать им. Установление законодателем разрыва между официальным опубликованием нормативного акта и введением его в действие имеет большой практический смысл, предполагающий не только технические, но и педагогические действия в государственном масштабе и на местах, которые, к сожалению, пока еще очень слабы и снижают, а порой сводят на нет многие правильные, нужные, потенциально способные улучшить жизнь людей правовые нормы и установления. Развитие практики педагогического сопровождения (обеспечения) правовых новаций — актуальная мера на пути достижения лучших результатов в укреплении законности и правопорядка, в ускорении темпов их, в повышении правовой культуры населения.
7. Выполненные выше рассуждения свидетельствуют о том, что существует комплекс социально-педагогических условий силы, энергии, реального бытия права, состояния законности и правопорядка. Важнейшими из них выступают:
- с одной стороны соответствие права, действующего законодательства, правовых установлений, норм и требований, выраженных в их педагогических свойствах, качестве и механизмах уровню социализированности граждан: общепедагогической (общей образованности, обученности, воспитанности и развитости) и специально - педагогически-правовой (правовой образованности, правовой обученности, правовой воспитанности, правовой развитости);
- с другой стороны - соответствие реальной педагогически-правовой социализированности граждан общеобязательному характеру действующего законодательства, отдельным правовым установлениям и требованиям. Правомерное и правонарушающее поведение - всегда проявление педагогически-правовой зрелости или невежества граждан.
Лишь при совпадении этих социально-педагогических условий возможен высокий уровень законности и правопорядка. Чем больше разрыв между ними, тем ниже уровень.
Таким образом, педагогическая реальность имеет отношение ко всем блокам права: праву как нормативному образованию, механизму правового регулирования, правотворчеству и правоисполнению. Человеческая (личностная, групповая) направленность права, усиление человеческого начала в нем, увеличение его силы и реального влияния на социальные процессы возможны лишь при полноценном учете его связей с педагогическими реалиями и задачами, при его педагогическом усилении, когда они педагогичны. Вез этого право неизбежно в чем-то ущербно. Это особенно важно ныне для оценки развитости, гуманности и демократичности правовой системы и актов, направленных на ее совершенствование.
На государственном уровне необходим учет социально-педагогических закономерностей, механизмов и феноменов, уровня образованности и культуры, правовой компетентности и воспитанности населения, реализуемый в педагогически корректной (в том числе социально педагогически корректной, т.е. учитывающей педагогические влияния среды, образа жизни, «школы жизни») законотворческой политике и в высоком педагогическом качестве каждого правового установления. На местах, в организациях, в правоисполнительной и правоприменительной деятельности каждого сотрудника правоохранительного органа все это предстает в виде педагогически (в том числе и социально-педагогически) грамотного муниципального, управленческого нормотворчества, правовых решений и действий. Достигнуть этого возможно при педагогической (в том числе социально-педагогической) ориентированности и компетентности всех органов и лиц, работающих в правовой системе, педагогического (в том числе социально-педагогического) консультирования их, социально-педагогической экспертизы и педагогического сопровождения нормотворчества и правоприменения специалистами - юридическими педагогами.