Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения.
Учебный материал долженразвивать не только познавательную сферу обучаемых, но иформировать у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и к другим, дисциплинированность.
·Принцип сознательности, активности, творчества и инициативы выражается в том, что учащиеся осознают цели обучения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и решают их.
Ученика невозможно научить, если он не захочет учиться.Только в процессе собственной активной деятельности ученик успешно овладевает знаниями и развивается.
Согласно этому принципу обучение должно раскрывать личностный потенциал учащихся, стимулировать их творческое отношение к учебной деятельности, инициативу, самостоятельность мышления.
В настоящее время экспериментально доказано, что творчество обучаемых находится в прямой зависимости от творчества педагогов, которые транслируют его в процессе совместного решения учебных задач. Творческий педагог допускает их вариативные решения, не требует жесткого следования своему темпу, оставляет время для мысленного экспериментирования и апробации различных способов решения одних и тех же задач, поощряет самостоятельность и дивергентность мышления (способность человека видеть несколько вариантов решения одной задачи, уход от привычного способа действия), делает контролирующую функцию прерогативой ученика, вверяя ему ответственность за совершаемые действия и результаты деятельности. Учитель своими стратегиями обучения как бы "обрекает" ученика на творчество, "заставляет" осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий.
·Принцип положительного эмоционального фона педагогического процесса предполагает такую его организацию, когда всем участникам этого процесса интересно и увлекательно заниматься совместной дельностью. Участники взаимодействия открыты и толерантны (терпимы) по отношению друг к другу. Продумано учебно-воспитательное пространство: красиво оформлены классные помещения(цветы, картины, панно и т.д.). Образовательное учреждение многофункционально и максимально адаптировано для организации полноценной и всесторонней жизнедеятельности каждого отдельного ученика и всего детского коллектива.
·Принцип субъектности основан на положении, согласно которому, и учитель, и ученик являются равноправными субъектами учебной деятельности и предполагает развитие способности учащегося осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противостоять негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.
Рассмотренные принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии друг с другом.
Поэтому любой из принципов приобретает свое действительное значение лишь в связи с другими. Они проявляются одновременно на каждом этапе учебного процесса. Принципы обучения дополняют и усиливают друг друга.
4.Повторение изученного материала.
· Принцип прочности. Был введен также Я. А. Коменским.
На усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет то, насколько интересно и важно оно для ученика, ценно в плане использования в жизни. Принцип реализуется за счет формирования позитивного отношения к изучаемому, регулярного повторения изученного с введением элементов новой оценки и интерпретации усваиваемого материала, систематического контроля и оценки результатов обучения.
· Принцип последовательности и систематичности сформулирован
Я. А. Коменским. Согласно этому принципу изучаемый материал должен излагаться последовательно и неразрывно, т. е. все, что изучается должно закреплять уже пройденное и служить основой для новых знаний.
· Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, требует, чтобы содержание образования было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями изучаемой дисциплины. Обучение должно раскрывать современные достижения науки и перспективы ее развития.
· Принцип связи теории с практикой,или принцип прикладной направленности обучениявыражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях и в реальной жизни. Для этого используется анализ примеров и ситуаций, организуется разнообразная практическая деятельность (упражнения, творческие работы), направленная на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек в соответствии с характером получаемого знания. Данный принцип реализуется через активное включение учащихся в общественно полезную деятельность, вовлечение в посильную трудовую и др. виды деятельности.
5.Письменный опрос в виде теста по теме:
«Классно – урочная система и ее сущность»