Озвучивание иллюстрации, картины, диафильма
Сначала для озвучивания учитель выбирает картинки, в которых весь текст можно выдумывать вольно, каждый по-своему. Затем задание озвучить можно давать нескольким ученикам, чтобы они могли исполнять разные партитуры (шум леса, изображенного на картинке, голос кошки, песня бабушки, вой ветра, стук колес и т. п.). Более сложными являются картинки, озвучивая которые, можно сыграть диалог. Слова для диалога дети находят либо в тексте (сами или со слуха), либо придумывают свои (это разные типы работы, и их следует различать и не смешивать). Класс в это время следит за естественностью и натуральностью речи озвучивающих. На третьем этапе сложности следует подбирать картинки, которым соответствует точный диалог с точным заданием художника, как именно говорились слова. Воспроизвести, оживить картинку во всей ее целостности — задача учеников.
Суть задания, помимо выдумывания, припоминания или произнесения написанных слов, в том, чтобы иллюстрирующая речь была действенной, была обращена к кому-то и содержала ожидание ответной реакции. Для того, чтобы речь соответствовала картинке, говорящему необходимо приспособить свое тело к тому делу, которое изображено, иначе интонация и речь не будут соответствовать нарисованному. Упражнение захватывает речевую и мышечную деятельность, а также тренирует у учеников точность зрительных оценок.
ОЗВУЧИВАНИЕ ПАУЗЫ
Данное игровое задание является дополнительным к заданию — упражнению «Пауза для трех» (см. соответствующий комментарий). После того, как одна из троек сыграла свою паузу, другой тройке (или вообще всем другим тройкам) предлагается, исходя из сыгранной ситуации, каждому из трех участников
показа придумать ту речь, которую во время паузы они играли, но не произносили вслух. Речь дается в ее полном интонационном звучании, то есть произносятся не просто слова, а то, как они должны звучать при таком взгляде и позе каждого из участников этюда. Для этого с каждым из молчащих встают озвучивающие и по сигналу учителя поочередно произносят речь. Важно, чтобы первой была произнесена речь того из «паузы», кто больше всего готов говорить, а затем уже и остальных. Зрители судят, соответствовала ли речь по своему звучанию тому, что игралось в ПАУЗЕ.
«Озвучивание паузы» тренирует умение видеть внутренний монолог (слова, которые могли бы быть сказаны и сказаны определенным образом). Например: в паузе один из исполнителей, стоя, молчит; желающие зрители, встав за его спиной, произносят текст. Класс оценивает, соответствовали ли слова и их звучание позе молчавшего. Если озвучивать сразу троих участников детям еще трудно (их внимание рассеивается), то лучше начинать озвучивание паузы, которую играет один исполнитель.
Завершающим этапом сложности может быть задание обратное: исходя из слов и обстоятельств, выстроить мизансцену и паузу. Эту работу можно, например, вести в 3 классе уже на материале литературных произведений — знакомых детям стихов и басен.
Обращаем внимание на то, что использование умений, наработанных в игровом задании-упражнении «Вес» (см. соответствующий комментарий), значительно разнообразит показываемые паузы, а также облегчит и сделает более точной работу тех, кто ее озвучивает.
ОТЛИЧИСЬ, ДОПОЛНИ, ПОВТОРИ
Введение этих заданий (по одному или поочередно, но все на одном занятии) имеет большое значение для формирования культуры самостоятельного творческого подхода. Любое из предлагаемых в сборнике заданий можно связать с «повтори», когда вызывается ученик, который должен точно повторить все, что выполнил другой исполнитель. Приглашать для повторения можно не одного, а двух, трех. Можно, чтобы всякий следующий повторял предыдущего. Многие игровые задания позволяют поставить и противоположное условие — «отличиться» («Превращения», «Волшебная палочка», «Тело в деле», «Озвучивание иллюстрации, картины, диафильма», «Пау-
за для трёх» и др.). Это значит, что следующий ребенок должен максимально отличать свою работу от предыдущего — сделать не то, не так, по-другому, о другом. Наконец, ряд упражнений позволяет поставить задачу «дополни», это значит развить, развернуть, добавить к работе исполнителя что-то свое, что не зачеркивает, а дополняет его игру.
«Отличись, дополни, повтори» — задания важные в любом виде коллективного труда. Для того, чтобы повторить, дополнить, отличиться в выполнении действий, их надо понять и зафиксировать, причем во всей массе особенностей каждого из них.
«Повтори» — это центральное направление внимания на 1-ом этапе. На II-ом — «отличись», на III-ем — «дополни» («Помощь в превращении», «Одно и то же по-разному», «Шумы», «Слушать за. окном, за дверью» и др.). Причем на каждом этапе необходима работа (или знакомство) во всеми тремя требованиями, но осваивать (или совершенствовать) их желательно в рекомендованной здесь последовательности.
ПАУЗА ДЛЯ ТРЕХ
Задание: на площадке (на сцене) находятся три человека,
они молча смотрят друг на друга (пауза). Этюд-сценка завершается, когда у исполнителей появляется необходимость говорить слова, или по усмотрению как зрителей-судей, так и
исполнителей (которые, кстати, во время паузы не обязательно застывают, но могут находиться и в движении; например,
один из исполнителей во время паузы идет на цыпочках).
После показа происходит опрос зрителей по группкам о том,
что они видели, какую ситуацию или историю. Психологическое содержание понимается зрителями не по произносимым
персонажами словам, а по их действиям. Поэтому трактовки,
объяснение ситуации в группках зрителей могут отличаться
между собой. Важно, чтобы каждый обосновал свое понимание паузы, объяснил другим, почему он решил, что происходит именно то-то, именно так-то, тогда-то. В последнюю очередь слово предоставляется исполнителям. В ходе обсуждения можно позволить им еще и еще раз сыграть свою «паузу»,
следя за точностью повторения. Нельзя ограничиваться на занятии только одним «этюдом», важно тренировать исполнительскую собранность и зрительскую зоркость на нескольких
примерах,
«Пауза для трех» — игра очень ценная и для формирования театральной культуры. «Актер познается в паузе», — говорил К. С. Станиславский. Пауза — момент, когда готовятся слова. Пауза — самый важный кусок, в течение которого происходит переключение с одной цели на другую. В паузе ученики осваивают понятие о наполненности поведения на сцене внутренней жизнью.
Игра также знакомит учеников, с таким важным понятием театральной культуры, как замысел, осуществление, «прочтение». Исполнители задумали одно, а зрители поняли другое или то же, но не совсем точно — отчего это произошло? Когда зрители рассказывают об «одной и той же паузе», их рассказы очень отличаются друг от друга. Если попросить зрителей угадать слова, которые могли бы сказать действующие лица, то схожих ответов появится больше. Развитие этого упражнения и состоит в том, что сначала идет поиск возможного содержания и способов воплощения «паузы для трех». Затем, благодаря рассказам зрителей, тренируется умение воспринимать происходящее и видеть в нем определенный замысел исполнителей. На последнем этапе, выбрав сообща замысел, очень полезно усилиями всех детей его срежессировать.
Тут-то сами исполнители окончательно и уясняют для себя, что значит втроем выбрать замысел, срежессировать его и реализовать с максимально доступной их возрасту точностью.
ПИСЬМО ИЗ БУКВ
Учитель (воспитатель) с самых первых дней обучения грамоте для записи «домашних заданий»-или правил поведения в классе (группе) может пользоваться способностью детей запоминать и замечать важные события. Учитель, например, пишет на доске «П.Р.», и дети помнят, что под этими буквами содержится правило «подними руку», если хочешь что-то сказать, спросить, попросить. Или учитель пишет на доске «П.Х.», а дети записывают, зарисовывают эти значки в блокнот, чтобы не забыть принести из дома халаты для урока труда. Такая работа учителя в конце месяца может превратиться в переписку детей друг с другом по простым и нехитрым поводам жизни класса: «З.Т.Д.» — «завтра ты дежуришь», «Я Б. Т.» — «я боюсь темноты».
Разумеется, далеко не всегда каждый может точно понять, что написано буквами в таком письме-загадке, но главное, что
написать такое письмо может каждый, хотя бы с помощью взрослого. Эта игровая переписка и письменные сообщения друг другу о себе — эффективная форма тренировки внимания ребенка к товарищу, к его бессловесным и словесным проявлениям (устным и письменным).
ПИШУЩАЯ МАШИНКА
Между учениками, сидящими в полукруге, распределяются буквы алфавита (возможно, что и по несколько букв каждому). Педагог задает какую-нибудь легкую фразу («В лесу родилась елочка») и «нажимает» клавишу первой буквы — хлопает в ладоши. В ответ -ученик, которому при распределении досталась буква «В», встает и молча хлопает в ладоши. Все в уме запоминают, что «на бумаге напечатана» буква «В». Следующий хлопок педагога — нажим на клавишу интервала — все одновременно встают и хлопают в ладоши. Это обозначает, что на бумаге за предлогом «в» появился пропуск, после которого можно печатать следующее слово. Хлопок педагога — хлопок буквы «Л», следующий хлопок — сигнал для буквы «Е», и так до следующего пропуска, отделяющего одно слово от другого. Точка в конце фразы «печатается» таким способом: все встают и одновременно топают правой ногой.
В упражнении «Пишущая машинка» каждый ученик должен внимательно следить за ходом печатания, даже в том случае, если в его наборе нет буквы, нужной для печатанная. Если он не будет делать этого, то одновременного пропуска и точки не получится — машинка «сломается» (ее придется на время ремонта заменить новой, то есть заново, по-другому раздать участникам буквы). Механизм машинки издает только стук клавиши, поэтому разговаривать нельзя. Смысл этого условия не только формальный — ученики скоро начинают видеть, что если кто-то пытается подсказывать, кому когда вставать и хлопать, то тут же сам выпадает из общего ритма и не «срабатывает», когда подходит очередь удара собственной буквы или удара одновременного пропуска. Для участников становится очевидным, что «выскочка» так же разлаживает механизм машинки, как и «соня».
Показателем, как верности поведения, так и социо-игровой эффективности является удовольствие и азарт учащихся при выполнении задания. Но они не возникнут, если педагог завышает трудность. Например, если в «пишущей машинке» сразу требовать четкого ритма удара клавиш, то упражнение может
потерять для учеников привлекательность: они не сумеют распределить свое внимание так, чтобы и удержать в памяти набор доставшихся им букв, и наблюдать за общим продвижением теиста, и следить за приближением времени своего хлопка. К тому же для учащихся, которые еще не сильны в правописании, проблему представляет удержание образа грамотного написания слова. Им, например, приходится задумываться, как печатается слово «лесу» — через «е» или «и». Поэтому требование соблюдения определенного ритма печатания на первых порах делает порог трудности слишком высоким и для учеников непреодолимым. В результате интерес к деятельности, внутренне непосильной, исчезает, и упражнение выполняется нехотя, «из-под палки», теряя педагогическую эффективность. В этом случае разговоры о важности как упражнения, так и вырабатываемого в нем навыка положение не спасут.
Случается, что педагог, видя необходимость упражнения для тренировки навыка, тем не менее, не может его использовать, так как удовольствие, с которым первоначально выполнялось упражнение, исчезает, и учащиеся выполняют его с неохотой. Напоминаем, что часто это происходит потому, что предыдущий порог сложности уже преодолен исполнителями, а без их внутреннего преодоления любое упражнение теряет для исполнителей живой смысл. Задача педагога — открыть учащимся новые цели, которые позволят им обнаруживать новые препятствия и вызовут новый прилив энтузиазма по их преодолению.
ПО АЛФАВИТУ
Всем ученикам ряда, линии парт по сигналу предлагается выстроиться по алфавиту первых букв фамилий или имен участников. Время выстраивания засекают по секундомеру.
Игру лучше выполнять молча. Это возможно только в группе, где все знают фамилии друг друга и знакомы с алфавитом. В самом сложном варианте игры-соревнования не следует допускать никаких разговоров, пререканий, споров (словами или жестами). Группа должна уже молча перемещаться, пока каждый не займет своего места; когда ряд построен, класс оценивает их работу, проверяет, предлагает.
Для социо-игрового подхода важен настрой на совместную, коллективную работу. Это чувство связи ребенку необходимо
в жизни. Строиться можно по любому «правилу»— для 1 класса -г- по длине имен или фамилий, или сначала имена «на гласные», потом «на согласные» или «через одного». Для 2 класса — по алфавиту фамилий, для 3 класса — по старшинству дней рождений и т. п. (см. «Живой алфавит»).
ПО ПРАВДЕ И ПОНАРОШКУ
Игра заключается в том, что сначала выполняется реальное «дело» — например, искать спрятанную в классе иголку; затем это делается «понарошку», то есть выполняющий, зная, что иголки нет, ищет ее так же, как искал по правде. «Дела» могут быть самыми разными: кидать в. цель мячик, мыть стены, поливать цветы, выметать пол, тренироваться в жонглировании, — все по правде, потом понарошку.
Это упражнение — игра развивает наблюдательность и способность находить объяснение-оправдание всем особенности поведения человека, в данных обстоятельствах занятого Данным делом. Сравнение и сопоставление того, как мы «играем» ситуацию, в том, как она реализуется, развертывается. На самом деле — необходимая ступень в развитии игровой культуры.
Вели предложить ученику сыграть «мы спрятали в классе указку, найди ее», он будет делать одни действия, а если действительно указку спрятать, а ученик будет искать ее «по правде», то он будет действовать совсем по-другому. Эту разницу увидеть легко. В упражнении важно увлечь детей стремлением вести себя «по правде».
На первом этапе сложности можно искать, на втором — целиться, на третьем — думать, спорить, выступать и т. д. Можно от индивидуальных повторений переходить к коллек-тивным (повторить начало сегодняшнего урока, или можно предложить участникам сценки-этюда точно повторить то, как Они к ней готовились и т. п.). От дел с простой логикой к делам с логикой тонкой, сложной, индивидуальной.
Полезно понарошку, играть в прятки. Сначала играют по Правде, реально, водят и прячутся, а затем повторяют пона-рошку, т. е. играют будто бы в прятки, но так, чтобы никто не догадался, что понарошку.
Игра важна для развития навыков коллективной работы.
Важно, чтобы все дети принимали участие в ней, по характеру которого педагог сможет определить важные личностные
свойства детей.