День наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает
Традиционная детская игра. После того, как ведущий (учитель, воспитатель или ребенок) произносит первую половину зачина, все участники движутся по площадке в хаотическом порядке (бегают, прыгают, танцуют, играют в догонялки и т. п.). Когда ведущий произносит вторую половину, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники отмирают и придуманным делом оправдывают позу. Замер в прыжке, танце, беге, а для оправдания выдумал новое дело (см. «Замри — запомни, повтори, оживи»).
Усложнения (см. там же) могут быть следующего типа:
1 класс (или этап) — после слов «день наступает — всё оживает» участники могут использовать любые движения;
4б
2 класс (или этап) — когда наступает «день», каждый участник может продолжать только целенаправленные движения из истории, общей для всех. Например, сбор урожая, работа машин на заводе, муравейник, тренировка в бассейне, железная дорога. Участники по желанию могут объединяться попарно или в небольшие группки. Оправдывать свои позы во время «замри» они должны другими, новыми занятиями. Оправдания поз могут быть как парными, так и индивидуальными — это зависит от виртуозности в умении подхватить задумку партнера (см. «Помощь в превращении»);
3 класс (или этап) — условие «дня» задается или выбирается для всей группы (железнодорожный вокзал, зоопарк, цирк, стадион). Но если на 2-м этапе группой был весь класс, то на 3-ем — его треть, две же другие группы становятся зрителями-судьями. Одни судьи оценивают качество замирания и качество оправдания. Другие — выполнение условия «дня». После кона «дня и ночи» группы-команды меняются местами и ролями. Кто был на площадке, садятся на места судей-зрителей, оценивающих «стопы» и оправдания, а та команда, которая сидела на этих местах и выполняла эту функцию, пересаживается на места, где оценивают «жизнь» в течение «дня». Те же, кто только что уступил им места и передал свою судейскую функцию, занимают освободившуюся площадку.
ДЕТСКИЕ СТИХИ ПО РОЛЯМ
По-ученому это игровое задание можно было бы назвать диалогом в разных интерпретациях. Заключается оно в репетиции сценок (на основе, например, небольших отрывков с диалогом из стихов), которые потом репетировавшими группками показываются в нескольких отличных друг от друга вариантах. Эти варианты возникают за счет использования разных замыслов, задумок и разных приемов исполнения (голос: низкий, высокий; интонация; костюмы; «декорации»). В это время дети могут открывать для себя разные, взаимозависимости между конечным результатом, текстом/ задумкой, приемами исполнения. Если играть так, то замысел получается одним, а если по-другому — то в результате и общий замысел меняется; выбрав же какой-то третий замысел, исполнители вынуждены искать новые приемы, так как прежние не выражают облюбованный группкой замысел.
Для работы удобны диалоги из стихов Чуковского, Маршака, Барто, Заходера, Михалкова, Хармса.
Например, текст:
— Заказное для Житкова.
— Извините, нет такого.
— Где же этот гражданин?
— Улетел вчера в Берлин.
Участники одной из группок произносят слова и разными голосами, и в разных костюмах (допустим: крокодил хотел напасть на Житкова и прикинулся почтальоном; или в дверь стучится Белоснежка и спрашивает у соседей; или отвечающий почтальону сосед — это Карабас Барабас и т.д. — см. комментарий к первому заданию — упражнению «Костюм-превращение»), и в разных декорациях (в квартире, на лестничной клетке, в лесу, на почте, на чердаке и т. д.). В результате получаются разные сценки-истории, в которых детям или ученикам интересно как участвовать, так и разбираться, глядя на игровую площадку-сцену в качестве зрителя.
ЖИВОЙ АЛФАВИТ
Ведущий распределяет буквы алфавита между всеми учащимися и задает слово, например, ГРИБОК. После этого по сигналу к доске должны выйти те ребята, буква которых входит в слово, и выстроиться в последовательности букв в заданном слове. Впоследствии можно заменить выход к доске тем, что ученики будут по очереди отхлопывать в ладоши свою букву — первым хлопает в ладоши тот, у кого буква «Г», за ним «Р» и т. д.
Игра сочетает в себе задачи чисто учебные (русский язык) с театральными или, точнее, тренирующими. Все участники занятий получают роль-букву, одну, две, три. Алфавит раздается полностью. Сначала буквы раздает учитель, на втором этапе это может делать назначенный ученик (как только алфавит выучивается).
В первые месяцы учебы, когда дети еще не знают алфавит, это упражнение, которое чаще всего называют «пишущей машинкой», можно делать в упрощенном варианте: для отхлопывания раздаются только буквы-роли, составляющие простые, знакомые школьникам слова. Во время упражнения не разрешается торопить, подталкивать друг друга. Если кто-то забыл, что сейчас его очередь, все терпеливо ждут. Педагог вызывает «буквы», если пауза затянулась.
Варианты: встать друг за другом в той последовательности, в которой буквы расположены в слове; к доске (или в центр
комнаты в которой идут занятия) вызываются буквы: а, б, в, к, у — и они решают, может ли из этого набора букв или части набора сложиться какое-нибудь слово (см. комментарий к игровому заданию-упражнению «По алфавиту).
«Пишущая машинка» — самый трудный вариант алфавитных заданий-упражнений (см. комментарий к заданию «Пишущая машинка»).
ЖИВОТНЫЕ
Группа детей выбирает в каких животных (домашних или диких) она «превратится». После зачина подготовившихся: «Где (или кем) мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», .— они начинают совершать определенные действия, по которым зрители отгадывают, что было ими задумано. Зачин может быть и другим.
Играть животных — одна из самых традиционных форм овладения элементами актерского искусства. Вера, смелость, игра как таковая, наблюдательность — вот слагаемые превращений в животных. Для детей интересно не только сыграть животное, но и отличить особенности поведения, повадки домашних животных от диких и от поведения зверей в зоопарке. Одних животных они видели и хорошо знают, о других имеют представление понаслышке и изображают их по воображению. Готовиться к «превращению» в животных можно по одному, по два, по три человека, а потом и большой группой, которая договаривается о месте действия (например; лес, поляка, река; зоопарк, живой уголок, птицеферма и т. д.) — см. комментарий к заданию «Превращение комнаты». Но и в этом случае должны быть зрители-отгадчики, их присутствие ставит ребенка перед необходимостью быть понятым, поэтому он совершает игровые действия точнее и ответственнее.
Усложнение требований к работе может быть поэтапным: на 1-ом — смелость и выдумка, на 2-ом — искренность и цепкость наблюдений и воспоминаний, на 3-ем — умение держать общие условия и находить себе место среди других.
ЗАВОДНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
Учитель на глазах детей рисует следующее:
1) 2) 3) 4) 5)
Он объясняет, что это заводные человечки, которые делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на рисунок, несколько раз повторяют позы под диктовку учителя (ведущего) номеров, их обозначающих. Потом учитель начинает называть числа в обратном порядке или в разбивку. Дети, которые оказались «невнимательными» и поймали себя на ошибке, как правило, смеются громче всех.
Когда последовательность поз запомнилась детям, можно ввести другое усложнение — словесный счет заменить хлопками ведущего. Хлопок — это сигнал для смены позы, а на какую именно — вспоминает каждый из участвующих сам. Ритм хлопков воспитатель или учитель может то убыстрять, то замедлять. Очень быстрый ритм упражнения является явно трудным для большинства детей, а очень медленный — скучным.
Наиболее трудным, но увлекательным усовершенствованием является выполнение упражнения «каноном».
Дети Делятся на группы по шеренгам, рядам или, если стулья стоят полукругом, на четные и нечетные. Каждая группа с каждым хлопком ведущего выполняет очередной элемент заданной цепочки поз. Но первая группа первый элемент выполняет по первому хлопку, вторая же группа начинает его выполнять только по второму, а третья вступает с третьим хлопком. Таким образом, на очередной хлопок дети каждой из групп делают свое движение, отличное от движения других групп. Канон удается выполнить при сосредоточении каждой, группы и каждого ребенка на своей линии поведения.
Разные варианты «заводных человечков» очень любимы детьми всех возрастов (включая подростков) и могут использоваться на любых занятиях в качестве разминки.
ЗАДАННАЯ ПОЗА
Игровое упражнение заключается в нахождении психологического оправдания заданному положению частей тела, например: растопыренные пальцы рук; поджатые губы; опущенная голова; поднятый взгляд и т. п. Описание поз мы можем, найти в литературных произведениях — это те моменты повествования где автор подробно излагает, что конкретно сделал персонаж. Ученикам, предлагается либо начать, либо кончить свой этюд-сценку заданной позой, т. е, «взяв» ее, выйти в
следующее за ней действие или, выбрав какое-то действие, завершить его заданной позой.
Подчеркиваем, что участникам задается не действие, а лишь поза, т.е. перечисляется, описывается расположение частей тела: голова согнута, руки в стороны, или: голова вниз, глаза вверх и т.п.. Ученики вспоминают жизненные ситуации, в которых такая поза встречается, и играют эти ситуации до тех пор, пока не «попадут» в заданную позу или пока не наиграются. Начинать можно с простых поз: человек сидит на корточках, согнулся вбок и вытянул руку вперед. Принимаются все «оправдания» — рвет ягоду, ласкает кошку, завязывает туфлю, делает зарядку. В позу может вводиться и взгляд. На корточках, взгляд вверх»: спрятался под мост, или работает на грядке, и капнул дождь.
Развитие работы над заданием может состоять:
1) в усложнении поз (дети и сами могут задавать их);
2) в усложнении требований к исполнителям (максимальная правдивость воссоздания ситуации);
3) во введении речи;
4) включении собеседника.
При успешности работы можно задавать мизансцены — взаимное расположение двух и нескольких персонажей.
(См. комментарий к игровому комплексу заданий-упражнений «Отличись, запомни, повтори»).
ЗАДАННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Задается то, что дети должны «обыграть», отреагировать всем своим поведением: или «дождь», или «холодно», или «устали». Это упражнение является прямым дополнением к упражнению «Одно и то же по-разному». Но в последнем оговаривается необходимость отличий разных исполнений, а в данном это различие должно возникнуть само в ходе подготовки и показа работы. Если в группе или в классе все будут выполнять задание одинаково, значит, представления учеников о жизни возникают на занятиях упрощенными и стандартными.
Следует поддержать все попытки детей сыграть совсем неожиданные ситуации, даже не про них, даже взятые из прочитанных книг. Например, «устали» бурлаки, «устал» плакать ребенок, устала рука. Когда же ученик самостоятельно озадачивает себя припоминанием того, как это с ним было или как он видел это в наиболее интересной для него ситуации, то его исполнение становится и интересным и разнообразным,
ЗАДАННЫЕ СЛОВА
Малой группе участников задается текст, которому нужно найти оправдание, т. е. сконструировать ситуацию в которой он мог бы быть произнесен, выдумать людей, участвующих в этой ситуации, выбрать поведение самого говорящего и поведение всех слушающих или не слушающих его, понять характер произнесения слов. Начинать можно с бытовых распространенных фраз. Например: «Не делай этого, пожалуйста!». И переходить к литературным, например, первым репликам из произведений драматургии. (Для маленьких — из пьес-сказок, например, Маршака, Михалкова и др.; для более старших — из пьес русских и советских классиков).
Возможным вариантом может быть «заданное слово» (или
слова), которое исполнитель должен произнести, найдя. подходящую цель и мотив, выбрав, выдумав, кому и зачем оно может быть сказано. Например, «ОГОНЬ», «НЕТ», «ДЕНЬ ПРОШЕЛ», «ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА» и т. д. Ученики легко и разнообразно оправдывают произнесение заданных слов. Первая
трудность возникает, когда предлагается одному и тому же
исполнителю произнести заданное несколькими способами.
Требование быстро переключиться из одной ситуации в
другую, чтобы по-другому произнести слово, особый этап в
развитии задания, который как полезен, так и интересен детям.
ЗАДАННЫЙ ЖЕСТ
Упражнение на психологическое оправдание задаваемого жеста: «взмах руки», «сжимать и разжимать губы», «втянуть (или вытянуть) шею» и т. п. Заданный жест должен быть включен в целостный микроэтюд. Зрители должны понять, про кого выдумал ученик историю; то, что он показывает, происходит с ним или с каким-то персонажем (или животным)? Они должны понять и рассказать, где это происходит и т. д. Полезно подключать к выполнению этого упражнения — задания «ПОВТОРИ», «ДОПОЛНИ», обращенные к, другим ученикам класса.
«Заданный жест» напоминает упражнение «Заданная поза», но отличается сосредоточением на совершаемом жесте — поднял руку, разжал кулак, сжал кулаки, схватился за голову и т. п. Психологическое оправдание требует конкретизации
особенностей ситуации, того, что называется в театральном искусстве «предлагаемые обстоятельства». Дети осваивают сложную, не единственную и не прямую связь обстоятельств с поведением человека, оказавшегося в них. Одно и то же движение совершают люди, находящиеся в разных обстоятельствах, а отсюда и понимание возможности разного поведения в одних и тех же обстоятельствах. Развитие упражнения «жест» совершенно идентично динамике работы над упражнением «поза».
ЗАМРИ
Задание-команду «ЗАМРИ» можно давать в разные моменты урока и в самых разных упражнениях, но наиболее
эффективно оно при перемещениях по комнате. Очень полезно подавать эту команду в упражнениях на СКОРОСТЬ. Называется имя и фамилия ученика, который должен как можно скорее занять место какого-то другого ученика. Выполняя
задание, первый должен выбрать самый короткий и рациональный путь, а все остальные ученики класса, которые в это
время стоят в проходах, должны ему в этом помочь, освобождая путь и пропуская его вперед. Во время этого упражнения
педагог дает в любой момент команду «замри». Все замирают — многообразие, разнообразие поз открывают особенности внутренней жизни каждого. Очень важно добиться от
всех школьников смелости и умения «замирать» молниеносно, сразу по команде. Умение остановить себя — залог организованности и дисциплины. Динамика игры — упражнения
«замри» может быть представлена так:
I. Овладение техникой «замри» в разных ситуациях: при
движении, письме, речи, общении.
II. Использование «замри» для переключения видов работы, для наведения порядка, для того, чтобы во время остановки участников разобрать и оговорить с ними ход дальнейшей
работы.
III. Обсуждение смысла и содержания дел, которыми был
занят каждый из застывших.
Задание «замри» интересно включать в выполнение упражнения на память физических действий и др. (См.: с. 7'-— 9 и комментарии, например, к «ПФД», «Воробьи-вороны», «День наступает — все оживает...», «Выход ряда»)
Упражнение «Замри» имеет еще одно направление работы: ученики превращаются в статую. Застывшая поза, незаметное дыхание, неподвижный взгляд почти без моргания — вот задача исполнителя. Статуи стоят от 1 -— 2 минут до рекордного времени, которое иногда превышает девять 'минут. Детям помогает в работе музыка (которую включает педагог во время стопа) и другие ученики. Очи после 3—4 минут выходят к статуям и «стирают пыль», «протирают» самые напряженные и уставшие мышцы (что действительно помогает «статуям» дольше сохранять неподвижность). Терпение, мужество, тщательное внимание и помощь — главные для участников упражнения области игровой тренировки и освоения.