Следующее продолжение нити Ариадны
В 1656 году по приказу царя Алексея Михайловича была составлена «Книга, глаголемая урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути», то есть сборник правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. В конце предисловия к «Уряднику» Алексей Михайлович сделал собственноручную приписку, напоминавшую охотникам, чтобы они, увлекаясь потехой, не забывали о службе государству: «Правды же и суда и милостивыя любовь и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час», Слова эти стали посло-
вицей, которую часто толкуют не вполне правильно, понимая под словом «время» большую часть, а под словом «час» — меньшую. Поэтому часто вместо «и потехе час» стали говорить «а потехе час». Но царь не помышлял о том, чтоб потехе из целого времени отдавать только час. В его словах выражена мысль, что всему нужно время: и делу, и потехе. (См.: Ашукин Н.С, Ашукина М.Г. Крылатые слова. — М., 1987.— С. 97).
Ситуация, когда время дела и время потехи соединяются в единое целое, называется игрой (вспомните, например, Олимпийские игры или математические игры).
Но часто учителя под игрой понимают только потеху, развлечение и не видят в ней серьезного дела. Отсюда и установка, что сначала мы, дорогие детки, позанимаемся, а потом поиграем. Социо-игровая педагогика, заботясь о физическом здоровье детей, отвергает такое противопоставление. Врачи постоянно напоминают о том, что нельзя настаивать на продолжительном соблюдении детьми статичной позы на стуле (особенно за столом — для детей до шести с половиной лет это вообще категорически запрещено); столь настойчиво медики не говорят о вреде для взрослых статичной позы. Да в этом и нет надобности — попробуй нас заставь, в отличие от детей дошкольного возраста, долго просидеть на стуле, сложив ручки и аккуратно поставив ножки. А ведь организм взрослого гораздо более вынослив, нежели несформировавшийся детский! При социально-игровом подходе педагога к занятию, на котором дети, например, сочиняют историю, решают задачу или поют, все участники, как слушающие, так и говорящие могут в это время не только сидеть, но и ходить или даже подпрыгивать. Но если возникающий при этом единый игровой характер расчленить на части: сначала мы сидя попоем, а потом под музыку походим, — то будет страдать как дело (пение), так и потеха (хождение). Дело из живого, интересного и полезного превратится в калечащую обязаловку.
В такую же скучную обязаловку превратится и потеха. Вместо естественной живой игры на занятиях воцарится пугающая
дидактика, столь удобная для показа проверяющим инстанциям.:
Потеха и забава возникают из особого, необычного сочетания разнохарактерных усилий. Мы соединяем дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать других и говорить с ними), и тогда
дела становятся потехой, что все вместе порождает игру. Так будем на занятиях следовать наставлению Алексея Михайловича и использовать время одновременно и для дела, и для потехи, заново возрождая хорошо забытое старое.
Забава, потеха связываются с чем-то легким, доступным. А дело — с трудным, напряженным. В игре же сочетается и то, и другое, иначе она перестает быть игрой. Педагоги-авторитаристы говорят: если мы детей все время будем обучать в игре, то пусть даже они и многому обучаются, но они привыкнут делать только то, что интересно, и не будут выполнять нужную, но неинтересную работу; то есть они не будут подготовлены к жизни. Мы ставим вопрос по-другому: если дети будут обучаться в игре, то они не только многому обучатся и не только сохранят свое здоровье, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой работе можно увидеть интерес и выполнять ее с желанием, то есть со стремлением к качеству.
Педагогическое мастерство в социо-игровой педагогике
включает 'в себя мастерство создания игр.
В любой игре есть свои секретики. Однажды учительница литературы была на нашем, уроке, где пятиклассники работали с былинами. Урок проводился по социо-игровой методике и, как обычно, прошел на хорошем эмоциональном подъеме. Учительница была поражена реакцией детей на многие социо-игровые задания и, разумеется, решила попробовать их у себя на уроке в соседнем классе. Наиболее пленило ее упражнение «руки-ноги», которое при всей своей простоте быстро привело класс в состояние деловой солидарности и стало камертоном всего урока.
Упражнение заключается в следующем. Один хлопок учителя — команда рукам (руки поднять или, если звучит один хлопок, а руки подняты, — опустить), Два хлопка — команда ногам (то есть встать или, если звучат два хлопка, а исполнители уже стоят — сесть). Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить детей, тренируя их собранность.
Звучит хлопок — все поднимают руки. Еще хлопок — руки опускают. Одиночный хлопок повторяется — руки опять поднимают. Вслед звучат два хлопка — некоторые по привычке опускают руки, вместо того, чтобы встать. Слаженность нарушается. Говорить ничего не надо — и так всем все видно: кто сидит, кто стоит. Возникает смех. Смеются в первую оче-
редь те, кто ошибся, то есть те, кто сидит с опущенными руками, и те, кто стоит, но тоже с опущенными руками (а ведь команды рукам не было, и они должны быть по-прежнему подняты). Не учитель, а сами участники поймали себя на ошибке. Они чувствуют, что ошибка — это «плохо», но то, что они сами это обнаружили — «хорошо». Отсюда радостное настроение. «Да неужели я не смогу делать без ошибок», — про себя решают ученики и мобилизуются. Учитель же, меняя последовательность хлопков и их тем, пытается опять сбить учеников. Задание это с энтузиазмом выполняется всеми возрастами (включая и взрослых), и его возможно использовать при любом виде работы класса или группы и включать во все этапы и периоды занятий.
В детских садах оно выполняется в более медленном темпе. Условия детского сада позволяют включать в него следующее усовершенствование: кто ошибся, тот садится на_пол (который в детских садах, как правило, покрыт паласом). Из многих преимуществ этого усовершенствования здесь назовем одно — смена позы. Детям время от времени сидеть на полу физиологически очень полезно, да и приятно.
Но дернемся в школу, к учительнице, которая, оценив все достоинства упражнения, попыталась его повторить на уроке в соседнем классе. На следующий день после своей попытки она со смехом и недоумением рассказывала: «Я сказала им: один хлопок — команда рукам, два — ногам. И хлопнула один раз — они подняли руки; два раза — они встали с поднятыми руками. Тут я подумала, а как же их посадить? И тогда хлопнула три раза — они послушно сели и опустили руки. У меня руки тоже опустились. Как же так? Только что я видела, как соседний класс с азартом выполнял это упражнение, а у меня в классе ничего не получается. Может быть, дети слишком пассивные?».
Дети, конечно же, здесь не при чем. Учительница, увлекшись простотой (подняли руки — опустили и т. д.), невнимательно отнеслась к условию (один хлопок — руки подняли или опустили и т. д.). В условии же скрывалась трудность, которая позволяла игре стать игрой. Секретик оказался не-схваченным, и поэтому упражнение перестало быть игровым.
Помимо специфических секретиков каждой игры, существуют и общие секреты игровой деятельности вообще. О некоторых речь уже шла. О других мы поведем речь в следующем
параграфе. И хотя этот параграф был нами объявлен как еще одно продолжение начатого разговора о клубке принципов социо-игровой педагогики, по сути дела, нить не обрывается: разговор будет продолжен, только уже с других позиций, другими словами.
«Вперед! без страха и сомненья...»
Детям освоение нового всегда трудно. Когда предупреждают , что новое дело – трудно, то оно делается «трудным» вдвойне. Если же отказаться от такой «мотивации» нового и предлагать его детям как видоизменение дела, уже известного ребенку, то возникает игровая форма освоения нового.
Осваивать новую игру не столько трудно, сколько интересно. К новому делу интерес тоже существует, но он быстро угасает под давлением страха ошибки. Ведь взрослые, к сожалению, стремятся демонстрировать свое умение быть во всем правильными и правдивыми, стремятся, пусть не вполне осознанно, но все же показать и доказать, что сами-то они в осваиваемом детьми деле умеют избегать ошибок. Это, конечно, позволяет взрослым постоянно быть в лидерах за счет страха ошибки, возникающего в детях. У учителей — безоговорочных лидеров — не хватает терпения дать детям, сыграться, разыграться, получить удовольствие от доигрывания, от самой игры, и они при каждом отклонении прерывают детей своими поспешными объяснениями и показами, потому что боятся (чаще подсознательно), что дети ((пусть не очень быстро) сами без страха разберутся со своими ошибками, и тогда лидерство взрослого окажется беспочвенным. Педагог боится, что без ощущения лидерства у него наступят сомнения в своей необходимости детям. Раз у них самих все получается, то зачем тогда я здесь нужен? Социо-игровая педагогика отвечает: для организации новой интересной деятельности, в ходе которой- дети, общаясь между собой, будут открывать новые для себя проблемы и методом собственных проб находить верное решение. Ведь сама по себе, без взрослого — воспитателя такая деятельность в группе детей не возникает. И дети всегда благодарны не "столько взрослому-лидеру, сколько взрослому-выдумщику.
Все учителя и воспитатели помнят такие строчки: «Травка зеленеет, /Солнышко блестит; /Ласточка с весною /В сени к нам летит», или: «Ладно, ладно, детки, дайте только срок,/
Будет вам и белка, будет и свисток!». Они принадлежат перу
русского поэта XIX века А. Н. Плещеева и являются отрывка
ми из стихотворений, которые целиком, к сожалению, известны педагогам гораздо реже. Названием настоящего параграфа является первая строчка из ныне почти забытого большого
стихотворения «Вперед», написанного поэтом в 1846 году. Оно
долгое время пользовалось широкой популярностью и для поколения середины девятнадцатого века было своего рода Мар-
сельезой:
Вперед! без страха и сомненья,
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья'
Уж в небесах завидел я!
Смелей! дадим друг другу руки .
И вместе двинемся вперед, И пусть под знаменем науки Союз наш крепнет и растет. (...)
Союз же детей со взрослыми, занимающимися их воспитанием и обучением, начинается с равноправия не только в ошибка (педагогу полезно ошибаться при детях и даже вылетать вместе с другими ошибающимися детьми из игры), но и с равноправия заинтересованности.
В игре должно быть интересно и взрослому и ребенку. На примерё салочёк в которых принимает участие всего одна пара: ребенок и взрослый, — это положение возражений не вызывает. Действительно, если взрослый будет скучать в парной игре, то-заинтересованность ребенка тратится на настойчивые уговаривания «играть как следует», а сама игра при этом быстро иссякает. Но если детей много, то тогда, может быть, взрослому можно и поскучать в стороне? Или, например, в упражнении «руки-ноги», о котором мы уже рассказывали: если сами дети с увлечением поднимают и опускают руки, встают и садятся, то ведь ведущему игру педагогу ничего этого делать не нужно, а хлопать в ладоши можно и, развалясь на стуле. Оказывается, нет! Для того, чтобы детям упражнение стало интересным, сам педагог, подающий команды, должен быть увлечен. А это происходит, когда он весь подтянут, собран, готов вместе со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения детьми упражнения. Тогда возникает равноправие в игре, тогда возникает и союз
Развивать и укреплять этот союз педагога и детей в ходе игры могут помочь пять следующих советов:
Первый совет.Какое бы предложение — «сыграть», «показать», «выполнить», «суметь» — ни высказал педагог, он должен исходить из реальных возможностей данной группы (которые выясняются не сразу). То есть ему нужно быть готовым и к каким-то своим промахам, и ждать каких-то достижений. И все препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, рассматривать как содержание занятий, видеть в них сущность своих задач, а в их преодолении — сущность развития ребенка и группы.
Второй совет.Часто дети говорят, что не начинают выполнять задания, потому что ничего «не поняли». Но это совсем не означает необходимости «разжевывать» задания так, чтобы уж ничего не оставалось отгадать, сообразить, понять самому ребенку. В социо-игровых заданиях доля самостоятельности исполнителя обязательно должна расти от раза к разу. Поэтому дети должны почувствовать: «не понял» — это, наверное, просто поосторожничал, «поленился» подумать и попробовать. И если они увидят, как кто-то из них пробует, и увидят, что в этом нет ничего страшного, — число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться. Хотя иногда учитель Должен и пояснять — повторять, разъяснять — задание, если почувствовал, что предыдущее разъяснение оказалось непонятным по существу, а не из-за невнимания или. пассивности детей.
Третий совет.Если задание педагога выполняется неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант, запланированный педагогом. Подчеркиваем, что важнее включить в работу активность, даже неточно направленную, чем заглушить ее страхом ошибки или закрепить у детей установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а потом я сделаю, если буду уверен, что получится. Иначе, напоминаем, союз детей и воспитателя распадается на лидерство взрослого и иждивенчество ребенка, равноправие исчезает, игра умирает. Остается один труд, радость от которого сведется к ожиданию — «когда же дядя или тетя похвалят».
Четвертый совет.Самая «страшная» трудность — отказ некоторых детей от участия в предложенной игре (задании,
упражнении) — снимается предварительной готовностью педагога преодолеть этот отказ специальным подбором таких подготовительных упражнений, чтобы отказывающиеся нашли в себе уверенность для участия в общей работе. Педагоги по-разному относятся к отказам детей, им несимпатичных и симпатичных. Первым они доверяют, поэтому и их отказы воспринимают как сигнал о том, что ситуация оказалась педагогически непродуманной. В отказах же вторых они видят всего-навсего злой умысел и вредность характера ребенка. Но столкновение с детским отказом перестает быть «страшным», если воспринимать его не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, подаренную самим ребенком. Представьте, что полученный отказ от участия исходит от вашего любимого воспитанника (а еще лучше — от нескольких любимых воспитанников). Это поможет стряхнуть шоры и увидеть чудесный выход.
А камни не старайся обойти.
Не сбрасывай их вниз в остервененье.
Пускай препоны на твоем пути
Все время превращаются в ступени.
(В.Сидоров. Гималайский сад.
Из «Золотых правил мудрости»).
Постскриптум к четвертому совету.
К сказанному о ситуациях отказа детей 5—10 лет от предлагаемых учителем или воспитателем игровых заданий добавим следующее. Каждый ребенок склонен к признанию» согласия. Особенно легко ему признавать согласившимися других. Труднее признавать собственное согласие. Труднее потому, что для него согласие ведет иногда к потере себя. Удержание же образа своей самостоятельности внешне часто выражается видимым несогласием, отказом. Но подлинный отказ связан с индифферентностью, которая нормальному ребенку еще очень, чужда. Он как чувствующий индивид постоянно ищет сочувствующих, ищет тех, по отношению к которым он сочувственно признал бы себя согласившимся. И ими, прежде всего для него, являются сверстники. Если педагог слишком резко, неестественно изменил ситуацию и ребенок не успел или не смог присоединиться к кому-то из присутствующих на занятии, — он, помимо желания, оказывается в собственном отказе от работы и, как утопающий за соломинку, хватается, за образ своей самостоятельности. Взрослому не следует придавать большо-
го значения содержанию как согласия ребенка, так и содержанию его отказа. Для ребенка существеннее не с чем, а с кем он соглашается либо не соглашается. И чуткий педагог всегда сможет увидеть, как ребенка, который ни к кому не смог присоединиться, окружить такой ситуацией, в которой он смог бы оказаться сочувственно присоединившимся или признавшим по «отношению к кому-то из сверстников свое согласие;
Пятый совет. Часто у педагога возникает недовольство лишним, казалось бы, посторонним шумом, естественным при повышении активности учеников. Каждый раз необходимо со всем вниманием к происходящему (то есть, замечая и видя детей) давать себе отчет: «вреден» ли шум, возникающий на местах. А это далеко не всегда так! Если педагог посчитает его «вредным», то нужно или сменить упражнение, или (в случае шумного поведения детей-зрителей или «судей») в упражнении дать задание большему числу детей, или конкретизировать задание (за чем именно следить и кому), Когда же «шум» является результатом общей активности, направленной на выполнение задания, то лучше начинать показы на площадке с тех, кто редко решается выступать, но только что активно работал на месте, не для зрителей. Чаще всего «шум» возникает от стихийно возникшей репетиции-подготовки на местах. И поэтому педагогу, скорее, нужно радоваться, что его задание вызывает у детей желание работать. После же шумных проб вызванные группки покажут свои работы, удачи в которых сразу обеспечат внимательную тишину. Постскриптум к пятому совету.
Случается, что, когда одна шестерка показывает другим свои результаты, те зрители, которые имеют еще маленький опыт общения в микрогруппах, оказываются невнимательными. Педагогу либо необходимо терпеливо дождаться того времени, когда дети откроют для себя интерес в слушании результата работы другой шестерки. Либо необходимо проверить общую организацию задания. Например, если каждая группка сочинила рассказ и для запоминания делала на бумаге какие-то рисунки или записи (если грамота уже освоена), то когда подойдет время рассказать свои результаты другим, все «слушающие» шестерки все время будут вносить в свои листочки поправки и не смогут остановить внутригруппового обсуждения своего сочиненного рассказа, а отсюда и общее невнимание и шум. Этому можно помочь, улучшив общую ор-
ганизацию: когда время истекло, все шестерки складывают свои рабочие листочки в одно место (волшебный ларец) и рассаживаются для слушания в новом углу (в новой мизансцене, которая помогает шестеркам свое внимание с подготовки переключать на восприятие работы других). Хозяин ларца (им может быть и педагог, и ребенок), не глядя, достает любой листок. Шестерка, узнавшая свой рабочий листок, и начинает знакомство остальных со своими результатами.
Повторим, что при шумной активности детей, направленной на выполнение задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание вызывает у всех желание работать, и поэтому, радуясь, самому включаться в работу детей, помогая каждой шестерке ненавязчивыми советами.
Отметим, что давать игровые задания сразу всему классу эффективно, когда: а) они «очень легкие» и б) «очень трудные». К «очень легким» можно отнести такие, которые не требуют длительной подготовки или большого пространства для исполнения или знакомы по жизни каждому ребенку (показать, как отрывают воображаемую нитку от катушки, как пьют из стакана; превращения; волшебная палочка; «руки-ноги»). К «очень трудным» — те, которые поначалу кажутся детям вообще невыполнимыми, но, вслед за первым и вторым решением, открытием, у всех остальных возникает масса интересных и разных вариантов (оправдать растопыренные пальцы обеих рук; связать историей заданные слова, движения; показать, как люди в разных ситуациях по-разному машут руками и т. д.). Когда у детей возникают недоумения: как же это может быть? — вот тут-то и полезно предоставить возможность всем сразу работать (или готовиться). Такое трудное задание можно предложить выполнять на листочках (с помощью записи слов или значков, рисунков), чтобы у детей возникла проблема изложения своих желаний, мыслей, задумок, фантазий. После подготовки перед просмотром вариантов можно ввести взаимный контроль и даже потом слово предоставлять именно контролерам.
Комплексно тренируя воображение, внимание, скорость реакции, уверенность, навык слаженной работы, активизируя эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ребенка, социо-игровые задания становятся одним из любимых видов занятий в группах детей пяти — девяти лет,
малый сборник игровых
Заданий - упражнений
Предуведомление
Сторонники социо-игровых подходов к педагогике отличаются от «всех остальных 'педагогов крайне настороженным отношением к таким словосочетаниям, как «цель задания», «задача урока». О принципах такого отношения мы писали, когда использовали образ «ста тридцати трех зайцев». Здесь еще раз обращаем внимание читателя на этот момент, так как авторы исходят именно с позиций полного отказа от упрощенно-оптимистического представления о цели задания или занятия, когда, мол, легко не только «цель» сформулировать, но даже и осуществить — реализовать, выполнить ее к концу урока, занятия, — а именно это и является самым смешным, на наш взгляд, выходом в дело.
Но как тогда следует смотреть на те пять группировок социо-игровых заданий-упражнений, составляющих сборник?
Читатель увидит, что мы рассортировали игровые задания-упражнения то в группу «рабочего настроя», то в «вольные»; одни — в «разминку-разрядку», другие — в «социо-игровое приобщение к делу» или в группу «творческого самоутверждения». Такая сортировка далась нам с трудом, так как каждый из нас применял«каждое из заданий во множестве разных ситуаций своего практического педагогического труда и про каждое задание может говорить каждый раз по-другому, с точки зрения индивидуального эффекта его воздействия на тех, кто это задание выполняет. О каждом задании можно сказать, что оно для группы обучающихся (но не обучаемых) сначала является обучающим, затем развлекательным, потом творческим и т. д. Хотя бывало, что сначала оно для членов группы играло роль творческого стимула, а затем выглядело условием тренировки в субъекте определенных способностей и умений, приобретение которых могло происходить в ходе исполнения совсем других заданий-упражнений.
Как любую ребячью работу — обсудить, прочитать, сосчитать, определить, обнаружить и т. д. — можно всегда начать осуществлять в атмосфере взаимного понимания, договоренности о «правах» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих, так и любое из предлагаемых игровых заданий может стать подспорьем в создании такой атмосферы.
Игровые задания, которые имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела, отнесены нами в группу «рабочего настроя». Разумеется, и учитель, и воспитатель творчески обеспечивая интересную, содержательную и образовательно полезную жизнь детей, легко найдет время и место для использования таких упражнений-заданий, особенно если сам он по своему опыту их выполнения на практических семинарах по социо-игровой методике знает, как и что эти задания меняют в психофизике «обучаемых и воспитываемых». Легко понять, что в процессе рабочего настраивания должны быть ликвидированы страх, скандальный спор, враждебная настороженность и нежелание работать вообще.
Общим для игровых упражнений другой группы является принцип всеобщей доступности, легко возбудимой азартности и смешного, несерьезного выигрыша. Эта группа названа «разминки-разрядки», и в ее заданиях доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Группа объединяет упражнения-задания, которые могут, как спасательный круг, помочь утопающему педагогу при любом прорыве формалистики к детям, прорыве скуки и возникновения у учителя или воспитателя отчаяния от ситуации на занятии. В менее трагических случаях упражнения этой группы могут служить ключиками, с помощью которых дети от одного вида деятельности без аварийных столкновений могут переходить к другому (например, от очень понравившегося к тому, что сначала им кажется менее привлекательным), а также для разбивки затянувшейся трудоемкой работы или затянувшегося ожидания, которая даст детям минутку для того, чтобы размяться, не демобилизовываясь.
В группу заданий-упражнений «социо-игрового приобщения к делу»_собраны игры-задания, каждое из которых наиболее легко (по сравнению с упражнениями, объединенными в другие группы) может быть дополнено и нагружено материалом, обычно понимаемым как чисто учебный. Если дети учатся что-то различать, что-то запоминать, что-то выполнять, то учатся всему этому они с особым успехом в ходе выполнения заданий, составляющих эту группу. У нас было множество случаев применения этих игровых упражнений на уроках и математики, и русского языка, и чтения, и природоведения, и труда. Мы располагаем гораздо меньшим количеством при-
меров использования их же на уроках литературы, алгебры, химии, физики, географии, но следует иметь в виду, что и там они применимы и эффективны.
Упражнения «творческого самоутверждения» имеют свою
специфику только в том, что при их выполнении учитывается
художественно-исполнительский результат действия, а не в
том, что для их выполнения нужна творческая активность.
Это последнее качество входит как непременное условие в
каждую из представляемых групп игровых заданий-упражнений. «Творческими» же мы назвали их потому, что исполнитель получает возможность, создать результат этически привлекательный, который окажется стимулом и для индивидуального и. для общего развития каждого зрителя-наблюдателя.
Наконец, последняя группа упражнений — «вольные», то есть проводимые «на воле» — включает в себя такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Их не всегда можно выполнять в комнате для занятий и в классе. Удобнее в холле, в рекреации, на дворе, на стадионе, на лугу, в лесу. Но модификации многих из этих упражнений учителя и воспитатели в безвыходном положении приспособят и для условий тесной комнаты. Некоторым педагогам удается даже в ходе одной встречи (одного урока) несколько раз менять место занятия, переходя то из малого объема в большой (например, зал или двор), то наоборот, что позволяет им весьма естественно включать эти «вольные» подвижные задания в процесс социо-игрового самообучения детей и учителей.
ИГРЫ ДЛЯ РАБОЧЕГО НАСТРОЯ
Встать по пальцам
Эстафета
Одновременность_
Стою, на кого-то смотрю
Эхо
Замри
Разведчики
Слушай за окном, за дверью
Аббревиатуры
Выход ряда
Волшебная палочка
Заданная поза
Буквы-загадкиНеиспорченный телефон
Кто это? Куда? Когда? Зачем? (Предлагаемые обстоятельства)
Летает, не летает
П Ф Д
Одно и то же по-разному
По правде и понарошку Расчет с двух концов