Охарактеризовать основные методы психологии: наблюдение, эксперимент. Перечислить вспомогательные методы психологии.
Охарактеризовать основные методы психологии: наблюдение, эксперимент. Перечислить вспомогательные методы психологии.
Метод - основной путь познания психических явлений и их закономерностей.
Методы психологии - совокупность способов и приемов изучения психических явлений.
Классификация методов по Ананьеву:
1.эмперические.
Основные : наблюдение , эксперимент .
Вспомогательные : тесты ,анкеты ,опросники ,социометрия , интервью ,беседа ,анализ продуктов деятельности ,биографический метод .
2.методы воздействия (коррекции): аутотренинг ,групповой тренинг ,психотерапия,ролевые инры ,гипноз ,психоанализ.
3.интерпретационные методы: структурный ,генетический .
4.организационные методы:
сравнительный, лонгитюдный, комплексный.
5.Методы обработки данных:
количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).
Основными эмпирическими методами получения психологической информации является наблюдение и эксперимент.
Наблюдение - древнейший метод познания. Житейское наблюдение каждый человек использует в своей повседневной жизни. Однако от житейского наблюдения научное отличается целенаправленностью и четкой схемой. Человек должен представлять для чего и что именно наблюдать. Наблюдение предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека, через изучение его поведения. По внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, внешности) наблюдатель судит о психическом состоянии человека, о чертах характера, темперамента. Особенность метода : оно происходит в естественных условиях.
Требования к методу:
1.целенаправленность
2.план, схема или программа
3.дневник наблюдения (для фиксации результатов)
4.оно должно быть систематическим
5.построение гипотезы и ее проверка
По участию исследователя в наблюдаемом процессе принято различать включенное и невключенное наблюдение.
Включенное (исследователь наблюдает проблему изнутри)
Невключенное (наблюдатель находится вне наблюдаемого явления)
Недостатки:
-установки, интересы, психические состояния, личностные особенности наблюдателя могут повлиять на результаты наблюдения;
-наблюдение требует значительного затрата времени;
-не всегда при простом наблюдении можно установить причину явления, чаще мы наблюдаем следствие. Нужно помнить всегда о мотивах.
Достоинства:
1. Дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность.
2. Позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения.
3. Помогает полнее и точнее понять смысл поведения или каких-либо действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происходящие события.
4. Исследователь в определенной степени не зависит от объекта исследования, т. е. он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить.
Эксперимент - источник науки, это специально организованный опыт, с целью установления определенных психических закономерностей.
В зависимости от условий проведения он может быть лабораторный и естественный.
Лабораторный проводится в специальных условиях ,требует специального отношения и применение технических приспособлений .Результаты фиксируются.
Естественный эксперимент сочетает положительные стороны лабораторного эксперимента и наблюдения, т.е. естественность и точность.
По отношению к изучаемому явлению выделяют формирующий и констатирующий.
В случае формирующего эксперимента на изучаемый объект оказывается воздействие, а в случае констатирующего - простое фиксирование изменений, происходящих независимо от эксперимента.
Вспомогательные методы психологии:
тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод.
Перечислить психические познавательные процессы личности. Описать воображение как психический познавательный процесс. Охарактеризовать виды воображения. Раскрыть психологические механизмы создания образов воображения.
Существуют следующие психические процессы: внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение.
Воображение – психический познавательный процесс, характеризующийся активным преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний.
Воображение позволяет человеку строить жизнь на более высоком уровне. Этот процесс выполняет следующие функции: представление в психике действительности в образах, регуляция деятельности поведения, управление эмоциональным поведением. Выделяют остаточные процессы, составляющие физиологическую основу воображения: возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, аналитико-синтезирующей деятельности головного мозга. Существуют виды воображения в зависимости от: 1) степени выраженности активности (активное – связано с выполнением конкретной практической деятельности, связано с волей (эмпатия)/пассивное – созданные образы не воплощаются в деятельности), 2) волевых усилий (преднамеренное – образы фантазии, осознанно вызванные, но не связанные с волей, не нацелены на реализацию (грёзы)/непреднамеренное – самопроизвольное создание образов (сновидения)), 3) характера создаваемого образа (воссоздающее – представление чего-то нового, опирающееся на словесное описание или условное изображение (чертёж) /творческое – создание новых образов, представляющих ценность для общества (роман)). Создание образов воображения составляют следующие способы (формы):
1. Комбинирование – создание нового образа, в котором сочетаются отдельные элементы разных образов.
2. Агглютинация – комбинация разных объектов, свойств объектов в один образ.
3. Акцентирование – отдельный элемент выделяется в образе. Приёмы акцентирования:
ü Утрирование – намеренное подчёркивание особенностей внешности и поведения.
ü Гиперболизация – преувеличение или преуменьшение образа по сравнению с реальным объектом.
ü Типизация – обобщение и эмоциональное насыщение образа.
Младший школьный возраст
Младший школьный возраст - это период развития человека с 6 (7) до 10 (11) лет, приходящий на начальный этап обучения в школе.
В отечественной психологии часто вхождение ребенка в М.Ш. возраст связывают с переживанием кризиса 7 лет, при котором ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции- позиции школьника.
Новообразованием данного возраста является произвольность, внутренний план действий, самоконтроль и рефлексия. Ведущим видом деятельности является учебная деятельность.
В плане физического развития М.Ш. возраст называют периодом второго округления, по сравнению с дошкольным в-ом замедляется рост и заметно увеличивается вес, развивается костная система. Окостенению подвергается скелет, дети теряют молочные зубы. Идет интенсивное развитие мышечной системы, увеличивается сила мышц.
Психофизическое развитие М.Ш. определяют процессы, происходящие в результате созревания нервной системы, головного мозга.
Развитие личности М.Ш. обусловлено теми изменениями, которые происходят с его осознанием, в эмоциональной, мотивационной и волевой сфере.
Эмоциональное развитие во многом определяется изменениями в связи с началом новой деятельности и расширением круга общения. Характерной особенностью данного в-та является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на происходящие события. Благодаря развитию производительности М.Ш. более сдержан в выражении своих эмоций по сравнению с дошкольниками. Часто у детей данного возраста появляются страхи. Самый распространенный страх – страх получения плохой оценки в школе.
В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции и чувства (чувства ответственности, чувства доверия к людям, эмпатия). Также у детей развивается способность к сознательному, волевому контролю своего поведения и деятельности.
Важным достижением М.Ш. является появление способности строить свое поведение в соответствии с «надо» (поведение с интересами другого человека или общества)
Развитие решительности, терпеливости и настойчивости характеризуют волевую сферу М.Ш.
Общение М.Ш. строится на основе индивидуальных предпочтений детей; становится более целенаправленным. Межличностные отношения строится на эмоциональной основе. К концу начального обучения непосредственное общение подкрепляется нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности; возрастает роль сверстников. Общение с окружающими людьми вне школы строится на основе новой социальной роли ребенка.
Кризис.
Важнейшие внутренние факторы: бурное физическое развитие, половое созревание, психические изменения.
Формируется стремление лучше изучить себя и утвердить свое «Я»
Назначение, функция учебника. Требования к учебнику.
Требования к учебнику: соответствие целям воспитания учащихся; раскрытие основных фактов, законов, теорией; корректность введения научных понятий, терминологии, раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной науки; отражение эволюции научных идей, роли деятелей науки, вклад отечественных наук; соответствие учебной программе; доступность материала; объем материала – нормы материала; ясность, точность материала; выделение основного теоритического и практического материала; пригодность учебника; направленность на формирование научно-теоритического мышления. Функции: информационная – обеспечивает необходимой и достаточной информацией, формирующей мировоззрения детей; мотивационная – создание стимулов к изучению предмета, формирование позитивного отношения к учебе; трансформационная связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащий усвоению; систематизирующая – систематическое и последовательное изложение материала в логике учебного предмета; закрепления и самоконтроля – повторное изучение материала, проверки самими учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, законов; интегрирующая – помогает ученику приращивать к изложенным в нем знаниям доп.информацию из смежных наук; координирующая – привлечение в процессе работы над материалом учебника разнообразных средств обучения; воспитательно-развивающая – духовно-ценностном влиянии содержания учебника; обучающая – развивает умения и навыки, необходимые для самообразования.
Словесные методы обучения.
Беседа – это диалогическая форма изложения учебного материала. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов. Побудить учащихся к рассуждениям и анализу изучаемых фактов или явлений. Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя. Виды: катехизическая ( катехизис – это религиозный учебник, религиозные догмы излагаются в форме вопросов и ответов) – это беседа не допускает возражений с запоминанием ответов. Служит для развития мышления и тренировки памяти; сократовская – это беседа учит высказывать свои мысли, обучает умению сомневаться, мыслить диалектически; эвристическая – ставит учеников перед проблемами и требует собственных ответов на поставленные вопросы, ученики находят ответ в учебниках или из эксперимента или опыта. Требования: вопросы не должны быть слишком легкими и слишком трудными; не задавать слишком длинные или двойные; каждый вопрос задается всему классу, а вызывают одного; побуждает учеников самим задавать вопросы; не следует поощрять учеников за вскрывающие ответы; правильные ответы одобряются, а ошибочные комментируются и исправляются. Достоинства: максимально активизирует мышление; служат хорошим средством диагностики усвоенных знаний; способствует развитию способных навыков. Недостатки: не дает практических умений и навыков; требует определенного запаса знаний. Успех беседы от контакта с классом. Беседа не имеет возрастных ограничений. Школьная лекция - устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, также запись этого изложения. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний. Во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Она может занимать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его, поэтому она требует записи. В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо указывать, что записывать, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи. Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений, учить дополнять материал лекций, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы. Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащихся к восприятию. Это может быть повторение необходимых разделов программы, выполнение наблюдений и упражнений и т.п.
Наглядные методы обучения
Источник знаний этих методов – образное наглядное представление объекта в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов. Применение этих методов облегчает восприятие и осмысление изучаемого материала. Наблюдение, как МО, представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще всего используется при изучении предметов естественного цикла. Может проводиться как под руководством учителя на уроке, так и самостоятельно детьми по заданию учителя. Учитель разрабатывает памятки, схемы наблюдения, обучает детей фиксированию и обработки данных. Этот метод способствует выработки навыков самостоятельной работы
Это наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Наибольшей дидактической ценностью обладает демонстрационных реальных предметов или явлений, которое протекает в естественных условиях. Если такая демонстрация невозможна, то используют искусственно-созданные предметы. Процесс должен быть построен так чтобы: все ученики хорошо видели демонстрируемый объект; могли воспринимать по возможности всеми органами чувств, а не только глазами; обеспечивалась возможность самостоятельного измерения качеств изучаемого объекта. Главная функция – помочь привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические функции. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении при помощи рисунков, схем, таблиц, фотографий. Они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Эффективность зависит от методики показа. Готовят заранее, а показывают только в определенный момент урока.
Это экранное преподнесение информации с помощью телевидения, компьютера, плееров. Использование видеометода дает возможность сообщить детям более полную достоверную информацию, удовлетворить запросы учащихся. Эффективность зависит не только от мастерства учителя, сколько от качества видеопособия и технических средств обучения.
Урок как основная форма организации обучения в школе. Требования к уроку.
Урок является ключевым компонентом классно-урочной системы обучения. Это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Среди общих требований, которым должен отвечать современный урок, выделяются следующие. 1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. 2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил. 3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. 4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей. 5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. 6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. 7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. 8. Эффективное использование педагогических средств. 9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся. 10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. 11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование урока. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.
Охарактеризовать основные методы психологии: наблюдение, эксперимент. Перечислить вспомогательные методы психологии.
Метод - основной путь познания психических явлений и их закономерностей.
Методы психологии - совокупность способов и приемов изучения психических явлений.
Классификация методов по Ананьеву:
1.эмперические.
Основные : наблюдение , эксперимент .
Вспомогательные : тесты ,анкеты ,опросники ,социометрия , интервью ,беседа ,анализ продуктов деятельности ,биографический метод .
2.методы воздействия (коррекции): аутотренинг ,групповой тренинг ,психотерапия,ролевые инры ,гипноз ,психоанализ.
3.интерпретационные методы: структурный ,генетический .
4.организационные методы:
сравнительный, лонгитюдный, комплексный.
5.Методы обработки данных:
количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).
Основными эмпирическими методами получения психологической информации является наблюдение и эксперимент.
Наблюдение - древнейший метод познания. Житейское наблюдение каждый человек использует в своей повседневной жизни. Однако от житейского наблюдения научное отличается целенаправленностью и четкой схемой. Человек должен представлять для чего и что именно наблюдать. Наблюдение предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека, через изучение его поведения. По внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, внешности) наблюдатель судит о психическом состоянии человека, о чертах характера, темперамента. Особенность метода : оно происходит в естественных условиях.
Требования к методу:
1.целенаправленность
2.план, схема или программа
3.дневник наблюдения (для фиксации результатов)
4.оно должно быть систематическим
5.построение гипотезы и ее проверка
По участию исследователя в наблюдаемом процессе принято различать включенное и невключенное наблюдение.
Включенное (исследователь наблюдает проблему изнутри)
Невключенное (наблюдатель находится вне наблюдаемого явления)
Недостатки:
-установки, интересы, психические состояния, личностные особенности наблюдателя могут повлиять на результаты наблюдения;
-наблюдение требует значительного затрата времени;
-не всегда при простом наблюдении можно установить причину явления, чаще мы наблюдаем следствие. Нужно помнить всегда о мотивах.
Достоинства:
1. Дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность.
2. Позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения.
3. Помогает полнее и точнее понять смысл поведения или каких-либо действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происходящие события.
4. Исследователь в определенной степени не зависит от объекта исследования, т. е. он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить.
Эксперимент - источник науки, это специально организованный опыт, с целью установления определенных психических закономерностей.
В зависимости от условий проведения он может быть лабораторный и естественный.
Лабораторный проводится в специальных условиях ,требует специального отношения и применение технических приспособлений .Результаты фиксируются.
Естественный эксперимент сочетает положительные стороны лабораторного эксперимента и наблюдения, т.е. естественность и точность.
По отношению к изучаемому явлению выделяют формирующий и констатирующий.
В случае формирующего эксперимента на изучаемый объект оказывается воздействие, а в случае констатирующего - простое фиксирование изменений, происходящих независимо от эксперимента.
Вспомогательные методы психологии:
тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод.