Упражнения для развития динамики артикуляторных движений

1.Растянуть губы в улыбку, обнажая резцы, вытянуть сом­
кнутые губы вперед трубочкой. Чередовать положение губ в
улыбке и трубочкой.

2. Растянуть губы в улыбку, обнажив резцы, зубы сомкнуты.
Зубы разомкнуты, губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать
движения смыкания и размыкания зубов.

3. Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке, обнажить рез­
цы. Высунуть узкий язык, попеременно двигать языком от
правого угла рта к левому под счет логопеда.

4. Открыть рот, высунуть широкий язык вперед, сделать его
узким. Чередовать широкий и узкий язык.

Развитие моторной основы формирования звукослоговой структуры слова

5. Рот открыть, губы растянуть в улыбке и обнажить резцы. Поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы (за верхнюю губу, за нижнюю губу; на верхнюю губу, на нижнюю губу). Выполнять попеременные движения кончиком

языка под счет.

6. Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Прижать кончик
языка к нижним резцам, оттянуть кончик языка по дну рта
назад (задняя часть спинки языка выгнута вверх). Чередовать
движения кончиком языка вперед и назад под счет.

7. Рот открыть, губы растянуть в улыбке, поднять кончик
языка к бугоркам за верхними зубами, оттянуть его назад, вер­
нуть в исходное положение. Чередовать движения кончика

языка под счет.

8. Рот приоткрыть, присосать язык к нёбу, медленно щел­
кать языком.

9. Рот открыть, высунуть узкий язык, дотянуться кончиком
языка до носа, затем до подбородка. Чередовать движения под

счет.

10. Рот открыть, высунуть язык, облизать языком губы, на­
чиная с уголка верхней губы.

11.Рот открыть, высунуть широкий язык, выполнить сли­
зывающие движения языком с верхней губы вглубь рта.

12. Рот приоткрыть, кончик языка прижать к нижним рез­
цам, боковые края языка прижаты к верхним зубам. Выдвинуть
широкий язык вперед (не отрывая кончика языка), убрать язык
вглубь ротовой полости. Чередовать движения.

Работа со слоговым материалом

Целесообразность использования в логопедической работе слогового материала обусловлена тем, что звуки в слогах опо­знаются лучше, чем в словах. По мнению В. И. Бельтюкова, это связано со степенью употребляемости слов в речи, их со­отнесенностью с предметами и явлениями окружающего мира, что оказывает значительное влияние на узнавание составляю-

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

щих их фонем. Кроме этого, слоги как менее привычные еди­ницы речи произносятся тщательнее, чем укрепившиеся стерео­типы слов.

Так как в слогах типа согласный — гласный гласные звуки не теряются и узнаются лучше (особенно гласный [А]), то на начальных этапах работы при восприятии и воспроизведении слогового материала используются слоги типа согласный — гласный, а в дальнейшем — закрытые слоги без стечения и со стечением согласных.

На характер восприятия и воспроизведения слогов большое влияние оказывают способ и место образования согласных звуков, поэтому работу с детьми рекомендуется начинать со слогов с заднеязычными, губными звуками: ГА, КА, ПА, БА, а затем переходить к переднеязычным смычным, щелевым и аффрикатам. Можно использовать:

— серии из двух слогов с фонетически близкими звуками,
например: ГАКА, КАТА;

— серии из трех слогов, например: КАГАКА, ГАКАГА;

— серии слогов со сменой ударения, например: КАКАКА,
КАКАКА, КАКАКА.

В коррекционной работе по данному направлению должны учитываться закономерности усвоения детьми ударения, на­блюдаемые при нормальном речевом развитии.

Как указывают А. Александров, В. Богородицкий, А. Гоер и Г. Гоер (Дерягина), при нормальном речевом развитии сна­чала акцентируется внимание на первом слоге. Дети легко вы­деляют ударный слог. Однако в тех случаях, когда ударный слог включает трудную или еще недоступную для произнесе­ния ребенком фонему, в слове выделяется первый слог. При воспроизведении слогов с фонетически близкими звуками, в которых ударение меняется, дети испытывают определенные трудности. Они легче воспринимают и воспроизводят серии из двух-трех слогов с ударением на первом слоге. Этот факт можно объяснить тем, что ударение на втором слоге появ­ляется гораздо позднее и встречается гораздо реже. Сочетания трех и более слогов тоже обыкновенно имеют ударение на первом слоге.

Развитие моторной основы формирования звукослоговой структуры слова

Наши рекомендации