Упражнения для развития динамики артикуляторных движений
1.Растянуть губы в улыбку, обнажая резцы, вытянуть сом
кнутые губы вперед трубочкой. Чередовать положение губ в
улыбке и трубочкой.
2. Растянуть губы в улыбку, обнажив резцы, зубы сомкнуты.
Зубы разомкнуты, губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать
движения смыкания и размыкания зубов.
3. Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке, обнажить рез
цы. Высунуть узкий язык, попеременно двигать языком от
правого угла рта к левому под счет логопеда.
4. Открыть рот, высунуть широкий язык вперед, сделать его
узким. Чередовать широкий и узкий язык.
Развитие моторной основы формирования звукослоговой структуры слова
5. Рот открыть, губы растянуть в улыбке и обнажить резцы. Поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы (за верхнюю губу, за нижнюю губу; на верхнюю губу, на нижнюю губу). Выполнять попеременные движения кончиком
языка под счет.
6. Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Прижать кончик
языка к нижним резцам, оттянуть кончик языка по дну рта
назад (задняя часть спинки языка выгнута вверх). Чередовать
движения кончиком языка вперед и назад под счет.
7. Рот открыть, губы растянуть в улыбке, поднять кончик
языка к бугоркам за верхними зубами, оттянуть его назад, вер
нуть в исходное положение. Чередовать движения кончика
языка под счет.
8. Рот приоткрыть, присосать язык к нёбу, медленно щел
кать языком.
9. Рот открыть, высунуть узкий язык, дотянуться кончиком
языка до носа, затем до подбородка. Чередовать движения под
счет.
10. Рот открыть, высунуть язык, облизать языком губы, на
чиная с уголка верхней губы.
11.Рот открыть, высунуть широкий язык, выполнить сли
зывающие движения языком с верхней губы вглубь рта.
12. Рот приоткрыть, кончик языка прижать к нижним рез
цам, боковые края языка прижаты к верхним зубам. Выдвинуть
широкий язык вперед (не отрывая кончика языка), убрать язык
вглубь ротовой полости. Чередовать движения.
Работа со слоговым материалом
Целесообразность использования в логопедической работе слогового материала обусловлена тем, что звуки в слогах опознаются лучше, чем в словах. По мнению В. И. Бельтюкова, это связано со степенью употребляемости слов в речи, их соотнесенностью с предметами и явлениями окружающего мира, что оказывает значительное влияние на узнавание составляю-
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
щих их фонем. Кроме этого, слоги как менее привычные единицы речи произносятся тщательнее, чем укрепившиеся стереотипы слов.
Так как в слогах типа согласный — гласный гласные звуки не теряются и узнаются лучше (особенно гласный [А]), то на начальных этапах работы при восприятии и воспроизведении слогового материала используются слоги типа согласный — гласный, а в дальнейшем — закрытые слоги без стечения и со стечением согласных.
На характер восприятия и воспроизведения слогов большое влияние оказывают способ и место образования согласных звуков, поэтому работу с детьми рекомендуется начинать со слогов с заднеязычными, губными звуками: ГА, КА, ПА, БА, а затем переходить к переднеязычным смычным, щелевым и аффрикатам. Можно использовать:
— серии из двух слогов с фонетически близкими звуками,
например: ГАКА, КАТА;
— серии из трех слогов, например: КАГАКА, ГАКАГА;
— серии слогов со сменой ударения, например: КАКАКА,
КАКАКА, КАКАКА.
В коррекционной работе по данному направлению должны учитываться закономерности усвоения детьми ударения, наблюдаемые при нормальном речевом развитии.
Как указывают А. Александров, В. Богородицкий, А. Гоер и Г. Гоер (Дерягина), при нормальном речевом развитии сначала акцентируется внимание на первом слоге. Дети легко выделяют ударный слог. Однако в тех случаях, когда ударный слог включает трудную или еще недоступную для произнесения ребенком фонему, в слове выделяется первый слог. При воспроизведении слогов с фонетически близкими звуками, в которых ударение меняется, дети испытывают определенные трудности. Они легче воспринимают и воспроизводят серии из двух-трех слогов с ударением на первом слоге. Этот факт можно объяснить тем, что ударение на втором слоге появляется гораздо позднее и встречается гораздо реже. Сочетания трех и более слогов тоже обыкновенно имеют ударение на первом слоге.
Развитие моторной основы формирования звукослоговой структуры слова