Групповые формы учебной деятельности

Под интенсификацией обучения понимается передача большого объема учебной информации учащимся, при этом продолжительность обучения не изменяется и не снижаются требования к качеству знаний за счет повышения передаваемой информации.

Основным фактором интенсификации обучения являются групповые формы учебной деятельности.

В современной педагогике стали проводить большое количество исследований, относящихся к учебной деятельности. Результатами таких исследований стали заключения, что знания, получаемые через общение, более основательны, чем в процессе обычной учебной деятельности. Следствием этого является то, что знания в процессе обучения учащиеся должны получать сами. Если правильно сочетать деятельность и общение, то в процессе получения знаний будет гармонично сочетаться как обучающая, так и воспитывающая функция. Очень наглядно можно увидеть индивидуально-групповую форму обучения в процессе ролевых игр, которые могут применяться на различных учебных дисциплинах.

В процессе интенсивного группового обучения формируется учебный коллектив, который благотворно влияет на становление личности каждого участника коллектива.

Индивидуальная работа, которая осуществляется по схеме «ученик – преподаватель», ликвидирует из учебного процесса одну из самых важных его составляющих – межличностное общение и межличностное взаимодействие через обучение. Таким образом, мы лишаемся ответственной зависимости, которая, по словам А.С. Макаренко,является необходимой для эффективной реализации педагогической деятельности. Без данной ауры в коллективе трудно будет активизировать личностные качества учащихся и плодотворно проводить воспитательную работу преподавателя.

Любую учебную группу в первую очередь необходимо рассматривать как коллектив, который занимается совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий – как процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.

При интенсивном групповом обучении наиболее необходимым атрибутом становится общение,а предметом общения являются ее продукты, к которым относятся непосредственный обмен информацией в процессе усвоения знаний, обмен результатами познавательной деятельности, их обсуждение, дискуссии. Межличностное общение в процессе обучения повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляется личностная ответственность, чувство удовлетворенности от публично переживаемого успеха в учении. Все это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.

С понятием «интенсификация обучения» очень тесно связано понятие «активизация обучения». Под активизацией обученияпонимается целеустремленная деятельность преподавателя, которая направлена на разработку и использование таких форм, методов, содержания обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности учащихся в усвоении знаний, умений, навыков, формировании способностей и принятии самостоятельных решений.

СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Образование – это характеристика высокого уровня гармоничной педагогической сформирован-ности человека и общности, основанной на обладании научным пониманием мира и себя в нем. Следовательно, задачей современного образования является оснащение специалистов научным пониманием мира.

Проблемное обучениевыступает как творческий процесс, таким образом, можно сказать, что проблемное обучение представляет собой процесс решения нестандартных научно-учебных задач, решение которых осуществляется с помощью нестандартных методов.

Другими словами, если учащимся предлагается решить какую-либо типовую задачу, то здесь говорится об отработке навыков и умений для закрепления материала, если речь идет о проблемных задачах, то можно сказать о поиске нового способа решения.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что сущность проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не передает учащимся готовые знания, а ставит перед ними проблемные задачи, в результате решения которых учащиеся получают новые знания.

Таким образом, можно подвести итог, что проблема сама прокладывает путь к различным способам решения, т. е. к новым знаниям.

Сущность проблемного обучения заключается в том, что знания не даются как сведения, а получаются в процессе педагогической деятельности. В отличие от проблемного обучения, в традиционном у учащихся нет возможности самостоятельно вырабатывать умения и навыки в результате научного поиска, так как им даются для усвоения уже готовые знания, а для решения каких-либо проблем необходимо включать творческое мышление. В проблемном же обучении перенос шаблонов на практическое применение просто не эффективен.

Мы не можем сказать, что проблемное обучение есть что-то новое в обучении, с этим понятием сталкивались такие известные люди, как Сократ, Руссо, Дистервег, Ушинскийи многие др. Как говорил Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

Если учащемуся постоянно предоставлять готовые знания, то можно его разучить «добывать» знания самостоятельно, т. е. притупить его природные творческие способности. Это объясняется тем, что в максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач.

Рассмотрим психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении. Когда обучаемый сталкивается с новой, противоречивой, непонятной проблемой, у него возникает состояние недоумения, удивления, перед ним встает вопрос: «В чем суть?» Затем мыслительный процесс идет по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Следствием этого является, что человек (учащийся) либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, либо с помощью преподавателя.

Большой активизации творческого мышления способствует субъет-объект-субъективные отношения, которые возникают в результате коллективного решения возникшей проблемы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что сущность проблемного обучения состоит в том, чтобы передать учащимся знания не в виде сведений, а в процессе педагогической деятельности.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, направленные на достижение целей обучения с образовательным, воспитательным и развивающим эффектом. Система методов, квалифицированных по особенностям способов построения этой деятельности, включает группы:

– по способу формирования знаний, навыков и умений – словесные (рассказ, объяснение, инструктаж, беседа, обсуждение, дискуссия, «круглый стол», диспут, проблемный метод и т. д.), практические (упражнение, учебное исследование, поисковая работа, вербализация мысленного плана действий, самооценки выполненных действий, признаков наблюдаемых объектов и явлений и т. д.), разбор действий, коррекция действий, заучивание алгоритма действий (инструкция), идеомоторные действия (мысленное проигрывание предстоящих действий), участие в практической деятельности (во время практик и стажировок);

– по особенностям построения взаимодействия обучающего с обучающимися – устное изложение (лекция, рассказ, объяснение), беседа, обсуждение, дискуссия, «круглый стол», диспут, показ, демонстрация, иллюстрация, упражнения (индивидуальные и групповые), игровой метод, метод инсценировки, метод «мозговой атаки», самостоятельная работа;

– по активизации познавательной деятельности обучающихся – объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемный метод, частично-поисковый метод, частично-исследовательский метод;

– по логике передачи и восприятия информации – дедуктивный метод, индуктивный метод;

– по особенностям учебного моделирования реальных условий практических действий – словесно-образного моделирования (словесное описание обстановки с мысленным представлением ее обучаемыми), фактическое моделирование, имитация (создание условий применения специальных средств и приемов), психологическое моделирование (вызов у обучаемых особенностей мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, характерных для реальных условий), моделирование противоборства и игровых ситуаций, метод моделирования нагрузок (физических, моральных, психологических);

– по видам и способам контроля за эффективностью процесса обучения – методы индивидуального, общего, выборочного, сплошного, текущего, предварительного, рубежного, итогового и заключительного контроля, самоконтроля, взаимопроверки, отчета по индивидуальному заданию, проверки выполнения заданий, беседы, опроса, контрольной работы, подготовки и защиты реферата, курсовой, квалификационной, дипломной работы, педагогического тестирования, снятия нормативов выполнения действий, проверки качества изготовленного продукта, оценки.

Эффект методов достигается применением методических приемов – элементов метода, операций по его применению. Так, при применении словесных методов используются приемы устного изложения, жестикуляции, обоснования, привлечения и удержания внимания, возбуждения интереса, образности, постановки вопросов, ответов на вопросы, обмена мнениями, обсуждения, обобщения и выводов и т. д.

Наши рекомендации