Методика обследования по Ушаковой О.С., Струниной Е.М.
Эта диагностика заключается в следующем. Для выявления развития словаря подобраны 2 задания: 1 игра с куклой и 2 игра с мячом.
Для проведения диагностики необходимо 2 предмета: хорошо знакомая детям кукла и мяч. Сначала необходимо замотивировать детей тем, что в гости пришла кукла, и она хочет познакомиться (сюрпризный момент). После этого осуществляется показ ребенку куклы.
1 задание: игра с куклой, (задаются вопросы в следующей последовательности):
Как зовут куклу? Скажи её имя.
1) Ребенок называет имя в кратком предложении (её зовут Таня)
2) Дает имя (одним словом, Таня)
3) Не даёт имени (повторяет слово кукла)
Что на кукле надето?
1) Самостоятельно называет 2 или более предмета (платье, носки, туфли)
2) С помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи…» (это - носочки; начинает взрослый, ребенок договаривает)
3)Показывает предметы одежды, но не называет.
Что на тебе сейчас надето?
1)Называет 2 и более слова (кофта, шорты, штаны)
2)Называет 2 слова (штаны, кофта)
3)Называет 1 слово (платье)
2 задание: игра с мячом
Что у меня в руке? Что это? (держу в руке мячик большой)
1) Называет слово мячик и указывает размер (большой мяч)
2) Называет слово (мячик)
3) Называет другое слово или ничего не называет
Что делает мячик? (после показа действия с мячом задаю вопрос)
1) Называет 2 и более слова (катать, бросать, прятать)
2) Называет 2 слова (катать, бросать)
3) Называет 1 слово (играть)
3. Какой мяч? (дать мяч в руки ребёнка)
1) Называет два признака и более (красный, большой)
2) Называет одно слово (большой)
3) Не называет качеств, говорит другое слово (играть)
Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает 3 балла; если ответы соответствуют № 2 – 2 балла; если ответы соответствуют № 3 – 1 балл.
Высокий уровень оценивается в 3 балла – ребенок активен в общении, запас словаря достаточный.
Средний уровень оценивается в 2 балла – ребенок умеет понимать и слушать речь, участвует в общении, отличается не высоким запасом словаря.
Низкий уровень оценивается в 1 балл – ребенок малоактивен и малоразговорчив, словарь ребенка скуден.
Приложение 5
Таблица - Уровень развития словаря детей третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента
№ п/п | Имя ребёнка | Игра с куклой | Игра с мячом | Общее количество баллов | Уровни | ||||||||||||||||
задание | задание | задание | задание | задание | задание | ||||||||||||||||
н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | ||||
Алина | средний | ||||||||||||||||||||
Семён | низкий | ||||||||||||||||||||
Эллина | высокий | ||||||||||||||||||||
Егор | высокий | ||||||||||||||||||||
Катя | высокий | ||||||||||||||||||||
Соня | высокий | ||||||||||||||||||||
Лера | средний | ||||||||||||||||||||
Глеб | низкий | ||||||||||||||||||||
Виолетта | средний | ||||||||||||||||||||
Влад | низкий |
Примечание:
Н - низкий;
С - средний;
В – высокий.
Приложение 6
Протокол беседы с детьми по методике Ушаковой О.С., Струниной Е.М.
(на констатирующем эксперименте)
Цель: выявление уровня развития словаря
ФИ ребёнка: Абатурова Эллина
Дата проведения: 24.10.2016 г.
Возраст ребёнка: 2,3 года
1 задание: игра с куклой
Вопросы | Ответы ребёнка |
1. Как зовут куклу? | Ее зовут Таня! Составляет словосочетание. Сразу вступает в общение. |
2. Что на кукле надето? | Платье, носки, кофта, штаны. Самостоятельно называет 4 предмета одежды. |
3. Что на тебе сейчас надето? | Юбка, колготки, кофта, носки. Разглядывает свою одежду. Самостоятельно называет 4 предмета одежды. |
2 задание: игра с мячом
Вопросы | Ответы ребёнка |
1. Что у меня в руке? Что это? (держу в руке большой мячик) | Мячик, он большой. Называет самостоятельно слово и указывает размер |
2. Что делает мячик? (показ действий с мячом) | Катится, прыгает, спрятался. Называет самостоятельно 3 слова |
3. Какой мяч? (даю мяч в руки ребенка) | Красный, большой. Называет два признака |
Протокол беседы с детьми по методике Ушаковой О.С., Струниной Е.М.
(на констатирующем эксперименте)
Цель: выявление уровня развития словаря
ФИ ребёнка: Малыгина Катя
Дата проведения: 24.10.2016 г.
Возраст ребёнка: 2,4 года
1 задание: игра с куклой
Вопросы | Ответы ребёнка |
1. Как зовут куклу? | Ее зовут Таня! Составляет словосочетание. Сразу вступает в общение |
2. Что на кукле надето? | Платье, носки, кофта, штаны. Самостоятельно называет 4 предмета одежды. |
3. Что на тебе сейчас надето? | Юбка, колготки, кофта, носки. Разглядывает свою одежду. Самостоятельно называет 4 предмета одежды. |
2 задание: игра с мячом
Вопросы | Ответы ребёнка |
1. Что у меня в руке? Что это? (держу в руке большой мячик) | Мячик большой. Называет самостоятельно слово и указывает размер |
2. Что делает мячик? (показ действий с мячом) | Катится, прыгает, спрятался. Называет самостоятельно 3 слова |
3. Какой мяч? (даю мяч в руки ребенка) | Красный, большой. Называет два признака |