Методика обследования по Ушаковой О.С., Струниной Е.М.

Эта диагностика заключается в следующем. Для выявления развития словаря подобраны 2 задания: 1 игра с куклой и 2 игра с мячом.

Для проведения диагностики необходимо 2 предмета: хорошо знакомая детям кукла и мяч. Сначала необходимо замотивировать детей тем, что в гости пришла кукла, и она хочет познакомиться (сюрпризный момент). После этого осуществляется показ ребенку куклы.

1 задание: игра с куклой, (задаются вопросы в следующей последовательности):

Как зовут куклу? Скажи её имя.

1) Ребенок называет имя в кратком предложении (её зовут Таня)

2) Дает имя (одним словом, Таня)

3) Не даёт имени (повторяет слово кукла)

Что на кукле надето?

1) Самостоятельно называет 2 или более предмета (платье, носки, туфли)

2) С помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи…» (это - носочки; начинает взрослый, ребенок договаривает)

3)Показывает предметы одежды, но не называет.

Что на тебе сейчас надето?

1)Называет 2 и более слова (кофта, шорты, штаны)

2)Называет 2 слова (штаны, кофта)

3)Называет 1 слово (платье)

2 задание: игра с мячом

Что у меня в руке? Что это? (держу в руке мячик большой)

1) Называет слово мячик и указывает размер (большой мяч)

2) Называет слово (мячик)

3) Называет другое слово или ничего не называет

Что делает мячик? (после показа действия с мячом задаю вопрос)

1) Называет 2 и более слова (катать, бросать, прятать)

2) Называет 2 слова (катать, бросать)

3) Называет 1 слово (играть)

3. Какой мяч? (дать мяч в руки ребёнка)

1) Называет два признака и более (красный, большой)

2) Называет одно слово (большой)

3) Не называет качеств, говорит другое слово (играть)

Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает 3 балла; если ответы соответствуют № 2 – 2 балла; если ответы соответствуют № 3 – 1 балл.

Высокий уровень оценивается в 3 балла – ребенок активен в общении, запас словаря достаточный.

Средний уровень оценивается в 2 балла – ребенок умеет понимать и слушать речь, участвует в общении, отличается не высоким запасом словаря.

Низкий уровень оценивается в 1 балл – ребенок малоактивен и малоразговорчив, словарь ребенка скуден.

Приложение 5

Таблица - Уровень развития словаря детей третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента

№ п/п Имя ребёнка Игра с куклой Игра с мячом Общее количество баллов Уровни
задание задание задание задание задание задание
н с в н с в н с в н с в н с в н с в    
Алина                         средний
Семён                         низкий
Эллина                         высокий
Егор                         высокий
Катя                         высокий
Соня                         высокий
Лера                         средний
Глеб                         низкий
Виолетта                         средний
Влад                         низкий

Примечание:

Н - низкий;

С - средний;

В – высокий.

Приложение 6

Протокол беседы с детьми по методике Ушаковой О.С., Струниной Е.М.

(на констатирующем эксперименте)

Цель: выявление уровня развития словаря

ФИ ребёнка: Абатурова Эллина

Дата проведения: 24.10.2016 г.

Возраст ребёнка: 2,3 года

1 задание: игра с куклой

Вопросы Ответы ребёнка
1. Как зовут куклу?     Ее зовут Таня! Составляет словосочетание. Сразу вступает в общение.
2. Что на кукле надето?   Платье, носки, кофта, штаны. Самостоятельно называет 4 предмета одежды.
3. Что на тебе сейчас надето?     Юбка, колготки, кофта, носки. Разглядывает свою одежду. Самостоятельно называет 4 предмета одежды.


2 задание: игра с мячом

Вопросы Ответы ребёнка
1. Что у меня в руке? Что это? (держу в руке большой мячик)   Мячик, он большой. Называет самостоятельно слово и указывает размер
2. Что делает мячик? (показ действий с мячом)   Катится, прыгает, спрятался. Называет самостоятельно 3 слова
3. Какой мяч? (даю мяч в руки ребенка)   Красный, большой. Называет два признака

Протокол беседы с детьми по методике Ушаковой О.С., Струниной Е.М.

(на констатирующем эксперименте)

Цель: выявление уровня развития словаря

ФИ ребёнка: Малыгина Катя

Дата проведения: 24.10.2016 г.

Возраст ребёнка: 2,4 года

1 задание: игра с куклой

Вопросы Ответы ребёнка
1. Как зовут куклу?     Ее зовут Таня! Составляет словосочетание. Сразу вступает в общение
2. Что на кукле надето?   Платье, носки, кофта, штаны. Самостоятельно называет 4 предмета одежды.
3. Что на тебе сейчас надето?     Юбка, колготки, кофта, носки. Разглядывает свою одежду. Самостоятельно называет 4 предмета одежды.

2 задание: игра с мячом

Вопросы Ответы ребёнка
1. Что у меня в руке? Что это? (держу в руке большой мячик)   Мячик большой. Называет самостоятельно слово и указывает размер
2. Что делает мячик? (показ действий с мячом)   Катится, прыгает, спрятался. Называет самостоятельно 3 слова
3. Какой мяч? (даю мяч в руки ребенка)   Красный, большой. Называет два признака

Наши рекомендации