Закрепление знаний о букве Я
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на распознавание букв.
Затем педагог предлагает детям посмотреть на картинку с нарисованным домиком к «Буквоедской сказке» и просит ответить на вопросы: «Какие буквы жили в домике у Пети?», «Что произошло, когда Дед-Буквоед решил сварить в одном котле буквы о, а, у, э и букву и?», «Какие буквы получились в результате этого колдовства?», «Какие звуки обозначает буква я? Какой звук при озвучивании буквы я «поется»?
Задания для детей
1. Педагог просит детей закрыть глаза и выбрать из набора рельефных букв букву я.
2. Педагог дает детям задание: «Положите букву на альбомный лист и обведите по контуру. Помните: голова буквы я всегда смотрит влево. Раскрасьте букву».
3. Перед детьми - карточки с рифмованным текстом. Педагог читает его вслух:
Яша по лесу ходил,
Яша в яму угодил.
Яше сразу стало ясно,
Что пошел он в лес напрасно.
Затем дает задание: «Отыщите в рифмовке все буквы я. Обведите их оранжевым треугольничком. Найдите в тексте буквы а, о, у, и».
4. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -подписи с пропущенной буквой я (...годы (ягоды), ...хта (яхта), ...ма (яма), ...корь (якорь)).
Педагог дает задание рассмотреть картинки, вписать букву я вместо пропусков.
5. Педагог просит детей скопировать слова.
6. Домашнее задание для желающих: нарисовать большую букву Я и превратить ее в свой «буквенный» портрет.
Занятия 21-24
Закрепление знаний о буквах Ё, Я, Е, Ю
Занятие 21
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на распознание букв.
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание отыскать в рифмовке все буквы е. Обвести их оранжевым квадратиком:
Ели дети в день рожденья Ежевичное варенье.
2. Педагог задает детям вопрос: «Какие еще буквы, содержащие звук [1], встретились в тексте?»
Занятие 22
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) или с игры распознания букв.
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание отыскать в рифмовке все буквы ю. Подчеркнуть их оранжевой черточкой:
На севере свищут вьюги. А солнце печет на юге, Там птички песни поют, Прекрасные гнездышки вьют.
2. Педагог задает детям вопрос: «Какие еще буквы, появившиеся в котле Буквоеда, встретились в этой рифмовке?»
3. Игра «Отгадай слово». Педагог показывает детям картинки, подписанные словами с пропущенной буквой ю (см. прил. 3), и задает вопрос: «Догадайтесь, какие слова подписаны под картинками:
Первое слово - имя мальчика. Оно начинается с буквы ю (Юра).
Второе слово обозначает сторону света. Это не север, а... (юг).
Третье слово обозначает переносной дом, сделанный из войлока (юрта)».
Педагог предлагает детям вписать вместо пропусков букву ю.
Занятие 23
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) или с игры распознания букв.
Задания для детей
1. Педагог показывает детям картинки (см. прил. 3), подписанные словами с пропущенной буквой ё (...ж (ёж), ...рш (ёрш), ...лка (ёлка)), задает вопрос: «Что нарисовано на картинках?»
2. Педагог дает задание детям в словах под картинками вместо пропусков вставить букву ё, ответить на вопрос: «Какая картинка в ряду лишняя?» и обвести слово под ней в рамочку.
Занятие 24
Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на распознавание букв.
Задания для детей
1. Перед каждым ребенком - карточка с контурным домиком (см. прил. 3, занятие 18). Педагог дает задание: «Вот домик. Поселите
в него буквы а, о, у, э, ы. Рядом нарисуйте другой домик и заселите его новыми знакомыми: здесь должны жить буквы я, ё, ю, е».
2. Педагог просит детей прочитать буквы в окошках нового домика, ответить на вопрос: «Можно ли «спеть» звуки, что прячутся внутри этих букв?» Затем сам отвечает: «Конечно, можно. Ведь в них живут наши старые знакомые - звуки [а], [о], [у], [э], те, что склеились со звуком [1]. Значит, я, ё, ю, е - буквы для гласных звуков. А так как в них живет еще звук [1], они называются йотированными».
3. Игра «Какая буква последняя?»
Первый вариант.Перед детьми - карточки с буквами я, ё, ю, е. Ведущий (педагог) придумывает какое-нибудь слово, которое кончается на йотированную букву, и говорит: «В слове «семья»...». Дети должны закончить предложение: «...последняя буква я» и показать карточку с буквой я.
Ведущий: Дети:
В слове «копье»... - ... последняя буква ё.
В слове «ружье»... - ... последняя буква ё.
В слове «клюю»... - ... последняя буква ю.
В слове «белье»... - .. .последняя буква ё.
В слове «полью»... - ...последняя буква ю.
Для удобства можно заранее заготовить карточки с текстом.
Второй вариант.Он отличается словами ведущего.
Ведущий: Дети:
Песню я тебе спою - Последняя буква ю.
Я увидел воробья - Последняя буква я.
Воин победил в бою - Последняя буква ю.
Льется песня соловья - Последняя буква я.
Когда дети освоят игру, можно предложить им попробовать свои силы в игре поодиночке.
5. Домашнее задание для желающих: нарисовать все буквы, которые были обнаружены в сказках.
Занятие 25 Встреча с буквой И
Беседа с детьми
Занятие начинается с оформления выставки и рассматривания рисунков. Педагог просит детей прочитать нарисованные буквы.