Тема 11 Мультимедийное обучение

1 Принцип модальности

2 Принцип избыточности

3 Другие принципы

4 Проблемы применения принципов

Мультимедийное обучение — это общепринятое название, используемое для описания когнитивной теории мультимедийного обучения. Эта теория включает в себя несколько принципов обучения с помощью или посредством мультимедиа.

Теория мультимедийного обучения — это теория, постулирующая, что оптимальное обучение происходит только в том случае, когда вербальный и визуальный материал представлены синхронно. Она основана на теории двойного кодирования Аллана Паивио и является совместимой с визуально-пространственной матрицей и петлёй повторения в модели рабочей памяти Алана Бэддли. Теория мультимедийного обучения была разработана педагогом-психологом Ричардом Э. Мейером, который проводил различные исследования, подтвердившие её эффективность.

1 Принцип модальности

При обучении посредством мультимедиа мозг должен одновременно кодировать два различных вида информации: визуальную и звуковую. Можно предположить, что эти конкурирующие источники информации будут стремиться подавить или «загрузить» учащегося. Тем не менее, психологические исследования показали, что вербальная информация на самом деле лучше запоминается, когда сопровождается визуальной картинкой.

В 1974 г. Бэдли (Baddeley) и Хич (Hitch) предложили теорию рабочей памяти, согласно которой, она состоит из двух в значительной степени независимых компонент, работающих как правило параллельно — одна из которых визуальная, а другая вербальная (или акустическая), что позволяет одновременно обрабатывать информацию, поступающую от наших глаз и ушей. Т.о. смешанное обучение не обязательно должно подавлять или «грузить» учащегося, а действительно может быть полезным.

То, что пункты, представленные как вербально, так и визуально, лучше запоминаются, нашло отражение в теории двойного кодирования, впервые предложенной Алланом Паивио и позднее применённой к мультимедиа Ричардом Мейером и его единомышленниками. Мейер показал, что учащиеся лучше передают знания, полученные ими в процессе смешанного (многомодульного) обучения. Он объясняет эффект модальности как следствие обработки информации или загрузки базы знаний.

В ходе ряда исследований Мейер и его коллеги проверили теорию двойного кодирования Паивио на мультимедиа. Они неоднократно показали, что студенты, изучающие мультимедиа, включающие в себя анимацию с последовательным повествованием, были лучше в передаче вопросов, чем те, которые изучают мультимедиа с элементами анимации и отдельно текстовые материалы. То есть, они были значительно лучше, когда приходило время применить то, что они усвоили, пройдя мультимедийный курс, а не мономедийный (только визуальное обучение). Эти результаты были затем позднее подтверждены другими группами исследователей.

Изначально образовательный контент этих мультимедийных учебных исследований был ограничен логическими научными процессами, в центре которых были системы, основанные на причинно-следственной связи, такие как автомобильные тормозные системы, принцип работы велосипедного насоса или процесс формирования облаков. Но со временем было обнаружено, что эффект модальности может быть распространён на другие области, и они необязательно являются основанными на причинно-следственной связи системами.

Информация может и должна быть закодирована как визуально, так и вербально (повествование). Если информация кодируется вербально, это снижает когнитивную нагрузку на учащегося, и он может лучше справляться с поступающей к нему информацией. С тех пор Мейер назвал это «Эффектом модальности» или Принципом модальности (один из принципов его «Когнитивной теории мультимедийного обучения».

Пример: Чтобы применить принцип модальности например к PowerPoint, нужно преподнести часть вашего маркированного текста с учётом визуалов, если это возможно.

Это поможет учащимся:

привлечь внимание;

понять и усвоить материал, который Вы сопровождаете.

2 Принцип избыточности

Согласно этому принципу: «Студенты обучаются лучше посредством анимации и повествования, чем анимации, повествования и „текста с экрана“».

Т.о. лучше пренебрегать лишним материалом. Потому что учащиеся не обучаются так же хорошо, как когда они одновременно слышат и видят один и тот же материал во время презентации. Это особый случай эффекта рассеянного внимания Sweller(-а) и Чандлера.

3 Другие принципы

Принцип пространственной связи — «Студенты обучаются лучше, когда слова и соответствующие им картинки представлены на странице или экране рядом, а не далеко друг от друга».

Принцип временной связи — «Студенты обучаются лучше, когда слова и соответствующие им картинки представлены синхронно, а не последовательно».

Принцип согласованности — «Студенты обучаются лучше, когда посторонний материал исключён, а не включён».

Принцип индивидуальных отличий — «Целевые эффекты сильнее на слабо эрудированных учащихся, чем на высоко эрудированных».

4 Проблемы применения принципов

Не все исследования показали, что принципы мультимедийного обучения применимы в целом вне лабораторных условий. Например, Мюллер, Ли и Шарма обнаружили, что принцип согласованности не передавался подлинной среде обучения. Так, если добавить около 50 % дополнительного постороннего, но интересного материала, результат воспроизведения его учащимися не будет существенно отличаться. Авторы говорят, что дополнительная интересная информация может помочь удерживать интерес учащегося в подлинной обучающей среде.

 


Тема 12 Наглядность в преподавании экономических дисциплин

1. Использование наглядных пособий. Формы наглядности

2. Методические рекомендации по использованию средств наглядного обучения

Одна из важных проблем в методике преподавания экономических дисциплин - проблема использования наглядных пособий. Для воспри­ятия информации и запоминания материала следует включать в позна­вательный процесс несколько органов чувств. Исследования показыва­ют, что с помощью зрения человек воспринимает 83 % информации, слуха - 11 %, запаха - 3,5 %, прикосновения - 1,5 %.

Необходимость активного применения наглядных пособий вы­звано следующими обстоятельствами:

во-первых, на основании живого созерцания формируются чувст­венные образы и понятия;

во-вторых, обеспечивается связь абстрактных положений с жиз­нью. Изучение экономического материала осуществляется путем вос­хождения от конкретных образов к абстрактному мышлению, так и движением мысли от абстрактного к конкретному;

в-третьих, активизируются мыслительные процессы. Сочетание живого слова с образами эмоционально влияет на обучаемых, при­влекает к обсуждаемому вопросу, что способствует прочности запо­минания.

Наглядное обучение - это обучение на конкретных образах. При изучении экономики используются различные средства наглядности. Крамаренко В. И. и др. классифицируют наглядность: на внутрен­нюю и внешнюю (см. рис. 9.1).

Внутренняя наглядность предполагает использование сложив­шихся в сознании образов, ассоциаций, логических связей для созда­ния новых образов.

Внешняя наглядность - это комплекс естественных и специально созданных средств обучения. В свою очередь средства внешней наглядности делятся на натуральные, словесно-образные и изобрази­тельные.

Тема 11 Мультимедийное обучение - student2.ru Рис. 1. Формы и виды наглядности

Натуральные средства представляют собой предметы, изделия, которые используются в естественном виде.

При изучении экономических дисциплин широко используется словесно-образная и изобразительная наглядность.

Словесно-образная наглядность - это использование художест­венных образов, сравнений, образцов устного народного творчества. Она помогает ярче раскрыть экономические явления, облегчив тем самым процесс восприятия и усвоения теоретического материала: эмоциональность воздействия на аудиторию слушателей. Так, стрем­ление крестьян получить землю и стать ее хозяином выражены в по­эме Я. Коласа «Новая земля». Герой поэмы Михаил говорит: «А где же выход? Где спасенье, От рабской доли избавленье? Один лишь выход есть - земля! Свой угол и свои поля.

Земля поднять на ноги может,

Земля, как друг, тебе поможет,

Земля даст волю, даст и силы.

Земля послужит до могилы.

Земля - опора детям в жизни,

Земля - начало всей отчизны!»

Художественная иллюстрация помогает не только пониманию, но и запоминанию. Одна и та же идея, но в разной форме, запомнится надолго.

Изобразительная наглядность означает применение искусственно созданных средств обучения. По технике исполнения и способу вос­произведения изобразительные средства классифицируют:

1) образные (портреты, фотографии, картины);

2) условные (схемы, рисунки, диаграммы, графики);

3) технические средства обучения (кинопроектор, графопроектор, электронный проектор, магнитофон, телевизор).

Использование средств наглядности в курсе экономических дис­циплин способствует претворению в практику обучения таких прин­ципов дидактики как научность, доступность и прочность усвоения знаний.

Средства наглядности воздействуют на психику обучаемых. Зна­ния приобретают личностный характер, основанный на использова­нии органов чувств и, прежде всего зрения. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Средства наглядности выполняют определенные функции в учебном процессе и, прежде всего, познавательную. Наглядность может выступать как источник учебной проблемы, способ представ­ления результата, средство систематизации знания. При изучении экономики происходит соединение абстрактного мышления с кон­кретными образами. Например, определение фирмы как человека или группы людей, преобразующих ограниченные ресурсы в полезности с целью максимизации прибыли раскрывает наиболее общие сущест­венные стороны явления. Иллюстративное представление организа­ционно-правовых форм фирм с использованием плаката или графо- проектора позволяет конкретизировать это явление и включить зре­ние в процесс усвоения.

Следующей функцией является мотивационная. Знания включа­ют собственные переживания и эмоции студентов. Посредством эмо­ционального воздействия привлекается внимание аудитории к обсу­ждаемому вопросу.

Переживание жизненного смысла явлений и ситуаций интенси­фицирует учебный процесс, повышает прочность запоминания.

2 Методические рекомендации по использованию средств наглядного обучения

Для обеспечения эффективности педагогической деятельности необходимо соблюдать следующие методические правила.

1. Наглядность эффективна при обязательном объяснении препо­давателя. Когда объекты изучения абстрактны или для них нельзя создать средств наглядности, то речь используется для уточнения наблюдений слушателей, анализа результатов наблюдения, объясне­ния назначения и функции наглядных пособий.

В педагогическом процессе нередко используются плакаты и таблицы. Однако существуют определенные неудобства в их исполь­зовании:

во-первых, размеры позволяют воспринимать информацию на ог­раниченном расстоянии;

во-вторых, размещение и замена таблиц во время лекции отвле­кают от восприятия материала;

в-третьих, качество со временем ухудшается;

в-четвертых, на одной таблице, плакате размещается больше инфор­мации, чем требуется на момент усвоения материла.

Использование графопроекторов позволяет снять вышеописан­ные недостатки. Графопроектор - это устройство, посредством кото­рого статическое изображение с прозрачной пленки передается на большой экран. Изображение выполняет роль учебного пособия и может быть подготовлено с помощью компьютера, копировального аппарата или фломастера.

Преимущества использования слайдов:

а) не надо беспокоиться о почерке;

б) изображение появляется тогда, когда это необходимо; имеет место соответствие между словом и наглядным изображением;

в) большой размер экрана позволяет увидеть и воспринять даже мелкие детали;

г) слайды не занимают много места при хранении, не тускнеют со временем.

2. Нельзя перегружать студентов многообразием используемых средств. Излишняя наглядность вреднее, чем недостаточная. Исполь­зование в 2-х часовой лекции по экономической дисциплине более 30 элементов наглядности лишает ее учебной нацеленности, превращая ее в публичную. Если в 2-х часовой лекции технические средства ис­пользовались больше 20 минут, объяснения преподавателя уходят из памяти студентов, остаются лишь сюжеты, кадры, звуки, а не знания.

3. Любое используемое средство наглядности требует времени для осмысления, усвоения. Исследования привели к такому расчету применения графопроекторов по общественным наукам: до 3-х включений при разовом включении 3-6 минут.

4. При использовании технических средств необходимо личное знание и умение ими пользоваться.

Итак, средства наглядности полезны, потому что обеспечивают точность восприятия, образность и глубину понимания предмета.

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль наглядных пособий в учебном процессе?

2. Назовите формы и виды наглядности, используемые при изу­чении экономических дисциплин.

3. Какие последствия воздействия средств наглядности на психи­ку обучаемых?

4. Назначение технических средств обучения в учебном процессе?

5. Каких методических рекомендаций следует придерживаться преподавателю при использовании средств наглядности?

Тема 13 Методика организации самостоятельной работы

1 Сущность самостоятельной работы. Роль преподавателя в организации

самостоятельной работы студентов

2 Основные виды самостоятельной работы студентов

3 Подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ

Эффективность учебного процесса определяет взаимодействие мышления, действия и речи. При помощи языка закрепляется и раз­вивается мысль. Речевое общение позволяет учащемуся осознавать окружающий мир, самого себя в нем. Однако для развития мышле­ния недостаточно одной системы средств общения, необходима са­мостоятельная деятельность обучаемого. Собственные усилия по ов­ладению знаниями, навыками, умениями способствуют познаватель­ному развитию и интеллектуальному росту.

Самостоятельная работа студентов по дидактической сути пред­ставляет собой комплекс условий обучения, организуемых препода­вателем и направленных на самоподготовку учащихся. Учебная дея­тельность протекает без непосредственного участия преподавателя.

Значимость самостоятельной работы возрастает. Постоянно рас­тет объем информации, что требует ее регулярного осмысления. По подсчетам специалистов по социологии и информатике удвоение ин­формации по конкретной отрасли человеческого знания происходит каждые 5-6 лет. Происходит не только ускоренный рост информа­ции, но и качественное ее изменение. Преподаватель, отслеживая новые знания на рынке книжной продукции, выбирает и рекомендует студентам издания как в рамках учебного курса, так и для общего интеллектуального развития.

В социально-экономической области имеет место большой раз­брос концепций, оценок, что затрудняет выработку собственных су­ждений об идеях, решениях, методах. Достаточно сложно на основа­нии множества фактов, цифр, идей предложить собственную точку зрения. Роль преподавателя состоит в преодолении такого рода труд­ ностей. Преподаватель совместно со студентами создает из отдель­ных элементов систему знаний по учебной дисциплине, привлекая по возможности информацию по другим смежным дисциплинам.

В зависимости от того, какие дидактические цели и задачи реша­ет педагог, такие он использует средства и методы.

Важнейшими средствами изучения экономических дисциплин выступают учебники и учебные пособия, труды теоретиков и класси­ков экономической науки, справочные и статистические источники, экономическая периодика. Каждый из этих источников представляет тот или иной аспект реальности, имеет свои плюсы и минусы. На­пример, в учебниках и учебных пособиях достаточно глубоко, сис­темно и последовательно изложен материал дисциплины. Однако к моменту своего выхода на книжный рынок происходит моральное старение отдельных положений, цифрового и фактологического ма­териала. Высокой оперативностью характеризуется экономическая периодика, но она «страдает» отсутствием фундаментальности. Ис­пользование различных экономических источников позволяет ком­пенсировать потери от одних выгодами от других, что создает усло­вия для наиболее полного усвоения материала по определенной учебной дисциплине.

2 Основные виды самостоятельной работы студентов

Основными видами самостоятельной работы являются:

1) самостоятельная работа с литературой;

2) подготовка к семинарам, зачетам и экзаменам;

3) подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ (выпускная работа бакалавра, дипломная работа специалиста, маги­стерская диссертация);

4) производственная и педагогическая практика;

5) подготовка научных докладов для студенческих конференций.

2.1 Самостоятельная работа с литературой

На первое место по значимости можно поставить умение рабо­тать с экономическими источниками.

Зададимся вопросом, как читать статьи, книги, чтобы извлечь максимум пользы? И насколько текст увязан с учебным курсом, ме­тодами обучения?

Методика работы с текстом включает в себя ряд ситуаций:

1) сознательное усвоение прочитанного, что предполагает ос­мысление текста и выделение ключевых идей и положений;

2) выяснение неизвестного - терминов, слов, понятий, личностей;

3) фокусировка внимания на тех вопросах, которые предусмотре­ны для рассмотрения на учебных занятиях.

4) Уровень вопросов определяется образовательными целями. Если вопросы нацелены на изучение фактов, цифр, идей, значит, занятие предполагает воспроизводство специальной информации, примене­ние последней для решения проблем, использования в качестве дока­зательства во время дискуссии. Если ожидаемая деятельность на­правлена на критический анализ материала, применение в личном опыте, выработку ценностных суждений, значит, предполагается ре­шение образовательных задач более высоких уровней познания.

Перечислим ряд методов, которые можно использовать для само­стоятельной работы с экономическим текстом.

1. Дневник с реакцией на прочитанное предполагает письменное выполнение задания, предложенное преподавателем. Например, вы­брать три основные идеи текста, с которыми Вы согласны или, на­оборот, не согласны представить пошагово процедуру анализа кон­кретного процесса, явления.

Тезисно представить ход рассуждений автора.

2. Для работы с текстом используется картография - составление карты идей и понятий. Реализацию любой познавательной цели не­возможно представить без овладения понятийным аппаратом. Из системы понятий вырастают теории, концепции, прикладные знания преобразуются в конкретные действия. Студентам индивидуально или в малых группах предлагается отразить основные идеи и сущест­венные связи и взаимозависимости в виде карты-чертежа, модели. Отдельные части текста увязываются между собой, чтобы полно и точно раскрыть содержание изучаемого явления, предмета.

3. Для работы с экономическим материалом можно использовать критическую дискуссию, когда студенты подвергают сомнению ав­торские положения. Предлагается ряд вопросов для организации дискуссии:

а) Какие основные положения выдвигает автор и какие аргумен­ты использует в свою защиту?

б) Какие сомнения возникают по поводу значимости полученных результатов?

в) Что можно предложить в защиту позиции автора?

г) Какие сильные стороны контраргументов?

4. Интересным представляется метод «оставьте за мной послед­нее слово». Студентам предлагается выбрать самый важный отрывок из литературного источника и записать на одной стороне листа, а на другой прокомментировать свой выбор.

5. При обсуждении текста студентам поочередно предлагается за­читать свои отрывки, затем комментарий и оценочные суждения.

6. По методу «Мозаика» студенты участвуют в работе малых предметно специальных группах изучения нового материала, а затем возвращаются к первоначальным группам для преподавания. Более подробно этот метод описан в теме «Кооперативное обучение в выс­шей школе».

7. Метод «Конспектирование» предполагает письменное оформ­ление источника. Формы записи может предложить преподаватель. Это может быть план, в котором представляется перечень основных вопросов, раскрывающих содержание источника. Тезисное изложе­ние предполагает краткую формулировку основных положений ис­точника без подробного раскрытия содержания. Можно предложить конспектирование с пояснениями.

2.2 Подготовка к семинарам, зачетам, экзаменам

Роль преподавателя в организации подготовки студентов к семи­нарам, экзаменам состоит, во-первых, в разработке и дове­дении до каждого обучающегося заданий, во-вторых, оказании по­мощи при их выполнении, коррекции работы студентов. Более под­робное описание подготовки к семинарским занятиям содержится в теме «Семинар и его назначение». Педагогическая помощь при подготовке к экзаменам со­стоит в организации консультаций, которые нацелены на получение дополнительных знаний, расширение границ учебного курса.

3 Подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ

Написание курсовых и выпускных квалификационных работ про­водится с целью углубления, систематизации, обобщения знаний, умений и навыков студентов. Неотъемлемым требованием к работам по экономике является предложение решения профессиональной проблемы, конкретной экономической задачи. Тема исследования

может быть предложена как научным руководителем, так и студен­том. Последовательное осмысление взаимосвязанных проблем в кур­совых и выпускных квалификационных работах способствует более глубокой и системной проработке предмета исследования. Особое внимание следует уделять аналитической части, содержащей собст­венные наблюдения и выводы.

Методическим требованием к студенческим научным работам является умение использовать современные методы исследования, умение работать с различной литературой, международными и оте­чественными статистическими источниками, интернетом.

Содержание работы должно быть доказательным, логичным, яс­ным, с использованием научной терминологии. Студент обязан само­стоятельно излагать проблему, делать выводы, при использовании авторских материалов оформлять ссылки. С требованиями к оформ­лению курсовых и выпускных квалификационных работ студенты знакомятся, изучая учебно-методический материал по данному во­просу выпускающих кафедр.

Реформа высшей школы Республики Казахстан на первоначаль­ном этапе предполагает введения двухуровневой системы подготовки специалиста: первый уровень - бакалавр (4 года обучения), магистр (2 года). Каждый уровень за­канчивается написанием выпускной квалификационной работы. Осо­бенности в подготовке и деятельности бакалавра, магистра и дипло­мированного специалиста позволяют различить выпускную квалифи­кационную работу по содержанию и объему исследуемого материала.

Различия квалификационных работ по структуре деятельности разместим в таблице 10.1.

Таблица 1 Виды выпускных квалификационных работ по структуре деятельности
Виды исследователь­ских работ Приоритеты
1. 1. Выпускная работа 2. бакалавра Те Теоретические знания и практические навыки (решение профессиональной проблемы с использованием стати­ стического и литературного материала)
2 2. Дипломная работа специалиста Специальные знания и навыки (решение конкретных научных, экономических, производственных задач
3. Магистерская 3. диссертация Узкоспециализированные знания, умения и навыки (решение нестандартных уникальных задач в опреде­ленной области исследования)

2.4 Производственная практика

Специальной формой учебного процесса является производст­венная практика студентов, которая направлена на углубление теоре­тических знаний и приобретение навыков практической деятельности в экономической сфере. Осваивая последнюю, студент:

• получает информацию об основных направлениях деятельно­сти предприятия, о производственной и управленческой структуре, основных функциях подразделений предприятия;

• изучает организацию управленческой деятельности на пред­приятии, методах организации производственного процесса;

• развивает умение анализировать основные финансовые резуль­таты предприятий;

• приобретает навыки работы в производственном коллективе, опыт общественной и организационной деятельности.

Студент ведет дневник, в котором отмечает виды выполненных работ, фиксирует свои наблюдения, делает обобщения и выводы. В конце учебно-производственной практики готовит отчет. В дальней­шем экономический материал может быть использован для написа­ния рефератов, курсовых и дипломных работ.

В ходе педагогического взаимодействия студенты несут знания и способы педагогического взаимодействия в аудиторию. Микрозаня­тия и педагогическая практика представляют собой деятельностное, активное освоение образовательного процесса.

Наши рекомендации