Тема 9 Модель активного обучения

1 Характеристика модели активного обучения

2 Практическое применение модели активного обучения

Основное назначение преподавателя в образовательном процессе - управлять процессом усвоения знаний. С этой целью используются раз­личные технологии - как традиционная лекция, так и методы активного и интерактивного обучения, которые ориентируют на максимальное интеллектуальное вовлечение в процесс познания мира.

Концептуальная схема, позволяющая находить преподавателям пути обучающих видов деятельности, была предложена американ­скими учеными Ч. К. Бонуэлл и Т. Е. Сазерлэнд [2, с. 47-60]. Они создали модель активного обучения, составными элементами кото­рой стали цель курса, индивидуальный стиль преподавания и имею­щийся опыт студентов. Охарактеризуем составляющие элементы мо­дели активного обучения.

1.1. Континуум целей

При разработке курса преподаватель должен четко обозначить стратегию и тактику педагогического взаимодействия. Требования к результатам обучения по специальности являются базовыми для оп­ределения целей курса.

Студент, обучающийся по специальности «Экономическая тео­рия» обязан:

• знать: основные теоретические положения, категории, принци­пы, законы экономической теории; основные направления современ­ной экономической мысли;

• уметь характеризовать: проблемы современного экономического развития; роль субъекта в системе современных экономических отно­шений; особенности экономического развития в условиях переходного периода; проблемы происходящих экономических процессов в Респуб­лике Беларусь;

• уметь анализировать: практику экономических реформ в стра­нах с переходной экономикой; содержание и эффективность эконо­мической политики государства;

• приобрести навыки: самостоятельного экономического субъек­та; адаптации экономического знания к конкретной практике хозяй­ствования.

В соответствии с требованиями к результатам обучения препода­ватель определяет, что именно нужно студенту. Содержание курса будет различным для профилирующих и непрофилирующих дисцип­лин. Преподаватель изучает структурную последовательность курса, оп­ределяет, какими знаниями уже овладели студенты на других курсах.

Педагог устанавливает, какие навыки должен приобрести сту­дент. Это важнейший компонент обучения, так как развитие навыков решения проблем и коммуникации способствуют более быстрой адаптации человека к профессиональной среде.

Немаловажным компонентом при определении целей курса явля­ется аттитьюд - установка, готовность, предрасположенность усваи­вать материал курса. Если студенты мотивированы, чувствуют ин­теллектуальное и эмоциональное удовлетворение от педагогического взаимодействия, материал будет усваиваться эффективно.

Для определения относительного веса знаний, умений и аттитью- дов применительно к определенному курсу, воспользуемся нижесле­дующей схемой.

Приобретение Приобретение
знаний навыков, умений
Рис. 8.1. Континуум целей курса

Преподаватель определяет, какую часть континуума будет по­крывать курс. Если курс начальный для профильников, его следует в большей степени сориентировать на понятийный аппарат. Для непрофильников курс сориентирован на приобретение навыков для ориентации в повседневной жизни.

1.2 Континуум взаимодействия

На выбор методов обучения влияет индивидуальный стиль пре­подавания что отражается и на уровне взаимодействия в аудитории: между преподавателем и студентом и между студентами. Представим на схеме континуум взаимодействия в аудитории

Ограниченное расширенное
взаимодействие взаимодействие
 

Рис. 2. Континуум взаимодействия в аудитории

Место на континууме зависит от личности преподавателя, способа контроля, желания идти на риск, восприятия своей роли в обучении.

Индивидуальные особенности. Существует множество теорий и инструментов для описания индивидуальных характеристик в психо­логии, бизнесе, политических науках. Ни один из типов нельзя на­звать лучшим или худшим. Они существуют, и с этим приходится считаться при выборе методов.

Воспользуемся опросником стиля учения, представленном в таб­лице 8.1, который предложила Джейн Льюис, сотрудница универси­тета Северного Лондона [1, с. 50]. В опроснике 40 утверждений, и надо отметить те, которые соответствуют Вашему стилю обучения.



Таблица 1 Опросник стиля учения
ОПРОСНИК СТИЛЕЙ УЧЕНИЯ Отметьте те утверждения, которые характеризуют Ваш стиль учения
Я абс абсолютно корректен(на) во всем
Мне нравится рисковать
Я п предпочитаю решать проблемы, используя подход «шаг за шагом», а не путем догадок
Я предочитаю простые, прямые вещи - сложным
Я часто делаю вещи «только потому, что я чувствую, что так надо», а не потому, что я принял такое решение на основе логических рассуждений
Я не часто принимаю вещи «на веру». Я люблю сам (а) проверять все
Важно, что мы учим, чем то, как это работает на практике
Я активно ищу новые подходы в работе
Когда я слышу о новой идее, то сразу же начинаю разрабатывать план, как проверить ее, опробовать
Я вообще склонен(на) придерживаться установившихся порядков, правил строгого расписания
Я тщательно доделываю вещи до конца. Я не люблю делать преждевре­менных выводов
Я принимаю решения очень осторожно, тщательно взвешивая все возмож­ности
Я не люблю разбросанность, предпочитаю видеть вещи в некоторой цело­стности

Окончание таблицы 1
В ди скуссиях я высказываюсь только по существу
Я люблю пробовать новое и отличное от прежнего
Я люблю все обдумать, прежде чем приходить к какому-либо заключению
Мне трудно презентировать нестандартные идеи спонтанно
Я предпочитаю получать как можно больше различной информации о предмете: чем больше я имею «для посева», тем лучше
Я предпочитаю делать дела по мере того, как они появляются, а не плани­ровать их заранее
Я склонен(на) оценивать идеи других по тому, как они работают на практике
Я не думаю, что можно принимать решение, основываясь только на чувст­вах. Нужно учитывать все факты
У меня небольшой «пунктик» относительно того, КАК я делаю вещи, то есть я немного перфекционист(ка)
В дискуссиях я обычно выступаю со множеством нестандартных идей
В дискуссиях я выдвигаю идеи, которые, я знаю, будут работать
Я предпочитаю, если можно, посмотреть на проблему с разных сторон, прежде чем начать работать
Обычно я говорю больше, чем слушаю
Довольно часто я могу разработать много практических способов выпол­нения работы
Я уверен(а) в том, что ключевым в успешной работе является тщательное логическое мышление
Если мне нужно написать официальное письмо, я предпочитаю написать несколько проектных вариантов, прежде чем приступить к финальной версии
Я рассматриваю все альтернативы, прежде чем принимать решения
Я не люблю нестандартные идеи. Они не очень практичны
Прежде чем прыгнуть, нужно оглядеться
Обычно я больше слушаю, чем говорю
Не важно, КАК вещи делаются: главное, чтобы они работали
Меня раздражают правила и планы: они лишают проблему ее сути
Обычно я на вечеринке - душа компании
Я делаю все возможное, чтобы выполнить работу
Я люблю докапываться до сути вещей и узнавать, как они работают
Я люблю такие встречи и дискуссии, которые проходят по строгой схеме, согласно повестке дня
Я не против, если иногда вещи выходят из-под контроля

Затем определяется стиль обучения (табл. 2).

Опросник стиля обучения

ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ В ОПРОСНИКЕ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ Если в предыдущем листе опросника Вы отнесли утверждение к себе, то поставьте рядом с номером утверждения в соответствующем столбце «галоч- _________ ку». Затем подсчитайте их количество в каждом столбце _______
Активист Мыслитель Теоретик Прагматик

Стили учения - общее описание.

Активисты

Активисты полностью посвящают себя новым переживаниям. Они довольны «здесь и сейчас» и счастливы, находятся во власти непосредственного переживания. Они откровенны, не скептичны и это делает их оптимистами во всем новом. Их философия: «Я попро­бую что-нибудь еще». Они сначала действуют, а затем обдумывают последствия. Их дни заполнены деятельностью. Они берутся за ре­шение задачи, имея множество идей. Как только увлечение одной деятельностью проходит, они ищут другую. Они стремятся получить новый сложный опыт, но их раздражает сам процесс выполнения за­дачи, необходимость концентрации. Они общительные люди, посто­янно взаимодействующие с другими, но в процессе общения стре­мятся быть в центре событий.

Мыслители (рефлексивное наблюдение)

Мыслители предпочитают обдумывание задачи активному уча­стию. Они рассматривают проблему с разных точек зрения. Собира­ют разнообразные данные и предпочитают все тщательно обдумать, прежде чем прийти к заключению. В тщательной подборке и анализе данных задачи проявляется их тенденция откладывать так долго, как только это возможно, принятие решения. Их девиз: «Будь осторо­жен!» Это предусмотрительные люди, которые любят просчитывать все возможные варианты прежде, чем действовать. Они предпочита­ют занимать последние ряды на собраниях и дискуссиях. Любят на­блюдать за действиями других людей. В ходе дискуссии они при­слушиваются к мнениям других прежде, чем выразить свое собст­венное. Они имеют тенденцию к заниженной оценке и несколько от­страненное, терпимое отношение к действительности.

Теоретики (абстрактная концептуализация)

Теоретики интегрируют и обобщают наблюдения в сложные но логические теории. Их способ решения задач последователен и логи­чен. Они преобразовывают несопоставимые факты в согласованные теории. Они относятся к тем людям, которые не позволяют себе от­дохнуть до тех пор, пока все вещи не будут упорядочены в рацио­нальные схемы. Им нравится анализ и синтез. Их проницательность строится на основе предположений, правил, теоретических моделей и мыслительных схем. Они приверженцы философии, основанной на рациональности и логике. «Если это логично, то это хорошо». Они часто спрашивают: «Имеет ли это смысл? Как это связано с тем? Что тому способствовало?» Они посвящают себя рациональной объек­тивности, а не чему-либо субъективному или интуитивному. Их под­ход к проблеме всегда логичен. Это их «ментальная установка» и они настойчиво отрицают все, что этому противоречит.

Прагматики (активное экспериментирование)

Прагматики стремятся проверять все идеи, теории и техники, чтобы убедиться, что они работают на практике. Они решительно разыскивают новые идеи и при первой возможности эксперименти­руют с их применением. Они из тех людей, которые, возвращаясь с курсов менеджмента, переполнены новыми идеями, которые они хо­тят осуществить на практике. Они стремятся преуспеть в делах и действуют быстро и уверенно, если идея их привлекает. Они нетер­пимы к размышлениям и открытым дискуссиям. Это очень практич­ные, «приземленные» люди, которые реагируют на проблемы как на «вызов». Их философия - «всегда есть лучшее решение» и «то хоро­шо, что работает».

Преимущества людей определенного стиля учебы
Активисты
ЛЮБЯТ НЕ ЛЮБЯТ
делиться впечатлениями и опытом Те о ретических докладов
найти отклик на свою деятельность
дружеских учителей
отклик других людей
применять приобретенные умения к реальным проблемам
самостоятельно мыслить
Мыслители
ЛЮБЯТ НЕ ЛЮБЯТ
разъяснения эксперта и небольшое количество дискуссий занятий, направленных на реализацию задач
оценивать идеи и замыслы по объек­тивным критериям занятий, связанных со своей профессией
время для мышления исполнять роли (симуляции)
когда их оценивают другие участники
Теоретики
ЛЮБЯТ НЕ ЛЮБЯТ
созидать теорию на основе исследова­ния частных случаев упражнений в группах
теоретические рассуждения симуляции
«экспертов» самостоятельности
диаграммы, табели делиться своими впечатлениями
хорошо систематизированные занятия
Прагматики
ЛЮБЯТ НЕ ЛЮБЯТ
дискуссии в небольших группах докладов
проекты оценивать их работу (хорошо-плохо)
отклик других людей учителя в роли мастера церемонии
задачи для выполнения после занятий присмотра
практические проблемы
выработку умений

Индивидуальные особенности преподавателя влияют на уровень контроля в аудитории.

Контроль в обучении. Выбор метода взаимоувязывается с уров­нем контроля. Для многих лекторов предпочтительна строго струк­турированная, последовательная деятельность в аудитории. Они не допускают спонтанности, разбросанности дискуссий по темам. Дру­гие, для кого контроль менее значим, широко используют интерак­тивные занятия.

Степень риска. Некоторые преподаватели боятся активных мето­дик из-за страха провала. Однако четкая логическая схема, опти­мальная для изложения и усвоения, может минимизировать ощуще­ние риска. Следует контролировать время и тщательно планировать виды деятельности.

Роль преподавателя. Какую роль преподаватель выполняет в ау­дитории, зависит от концептуального восприятия теории обучения. Преподаватели-трансляторы знаний видят себя в качестве источника информации. Другие преподаватели - конструкторы педагогического процесса - обращают больше внимания на создание самими студен­тами образовательного продукта. С этой позиции более эффективно использование времени для понимания материала.

1.3. Континуум опыта и континуум методов обучения

Следующий элемент модели активного обучения - уровень опыта студентов, т. е. опыт в содержании курса, методах обучения, форме проведения занятий. Представления преподавателем опыта студентов можно отразить на континууме опыта студентов:

Неопытные Опытные

Рис. 3. Континуум опыта студентов

Как правило, на первых курсах студенты мало опытны в содер­жании, нетрадиционных подходах, методах преподавания. Если вид деятельности новый для большинства студентов, то он обязательно структурируется и объясняется несколько раз.

Использование трех составляющих элементов модели активного обучения, а именно: цель курса, взаимодействие в аудитории и уро­вень студенческого опыта позволяет преподавателю определить свои предпочтения на континууме методов обучения.

Простые задания Сложные задания

Рис. 4. Континуум методов обучения 69

Если курс ориентирован на получение знаний, студенты имеют мало опыта в материале и методах обучения, а преподаватель предпочитает меньше взаимодействия в аудитории, в этом случае задания будут рас­полагаться ближе к точке «простые задания» на континууме активного обучения. В обратном случае задания приближаются к точке «сложные задания». Представленный метод полезен для выбора методов обучения для конкретного курса определенного преподавателя.

2 Практическое применение модели активного обучения

Продемонстрировать вышеизложенный материал можно на при­мере сочинения «Использование модели активного обучения для разработки курса «Экономическая теория» студентки 5 курса отделе­ния «Экономическая теория» Лысаковской А. С.

Разрабатывать курс «Экономическая теория», который читается на экономическом факультете, на первом курсе, необходимо с учетом следующих трех параметров:

• учебной программы, разработанной Министерством образова­ния и рабочей программы преподавателя;

• индивидуальных особенностей преподавателя;

• уровня подготовки, особенностей психического и умственного развития студентов начальных курсов.

Принимая во внимание то, что предмет «Экономическая теория» является фактически первым специальным предметом у студентов, которые только что поступили в университет, то на преподавателя ложится огромная ответственность за то, чтобы правильно сориенти­ровать студентов, сформировать интерес к экономической науке в целом и заложить тот стержень, на который будут крепиться приоб­ретаемые в дальнейшем знания студентов. После того, как студенты прослушают курс, они должны будут:

1) усвоить основные категории и законы экономической теории, что позволит им в дальнейшем самостоятельно оперировать данными понятиями для анализа более сложных экономических явлений и со­бытий.

2) получить общее представление о закономерностях поведения хозяйствующих субъектов в рыночной системе экономических от­ношений. Очень важно, чтобы полученные знания в данной области не просто усваивались параллельно со знанием экономических реа­лий, а как можно чаще пересекались. Ежедневно сталкиваясь с пове­дением различных хозяйствующих агентов, а также делая свой неод­нократный экономический выбор, студенты смогут, с одной стороны, базировать свое практическое понимание жизни на теоретической основе, с другой - критически оценивать подаваемый материал.

3) получить представление о методах анализа и способах реше­ния экономических проблем. Очевидно, что без знания категориаль­ного аппарата науки, ее теоретических и методологических основ невозможно сформировать высококлассного специалиста. Обучить студентов решать типовые и уже известные в науке и практике зада­чи, но не дать ему инструментов анализа и методов исследования - значит сделать его «безоружным» перед «вызовами» экономической действительности.

По известному выражению Джоан Робинсон, экономическая тео­рия - это «ящик с инструментами». Иметь доступ к такому ящику - необходимое, но недостаточное условие для успешного решения прак­тических хозяйственных задач. И все же, на мой взгляд, ключевая роль в этом процессе принадлежит выбору методики преподавания.

Таким образом, преподаватель «Экономической теории» может ставить своей целью достижение студентами прочных знаний.

Приобретение     -------► Приобретение
знаний     навыков
  Рис. 5. Континуум целей курса

Однако нельзя забывать о том, что без эффективного взаимодей­ствия с аудиторией невозможно достигнуть поставленных целей. Мой тип личности - интровертный, сенсорный, рациональный, ста­тичный - во многом подходит к проведению данного курса. Такие ха­рактеристики как чувство ответственности, серьезность, спокойствие и трудолюбие позволяют хорошо выполнять любую работу, и тем более преподавательскую. Методичность поможет выстроить логику данного курса. Способность людей моего типа убедительно обосновать свои взгляды, утверждения позволит привлечь внимание студентов не к по­верхностному восприятию материала, а к тому, что каждое понятие и явление имеет свою внутреннюю логику и требует понимания его су­ти характеристик.

На мой взгляд, материал, предлагаемый студентам на лекции, не­обходимо представлять в проблемном виде. Например, начать лек­цию с примера из экономической реальности, сформулировать во­просы, которые студенты, наверняка, задают себе сами. Во время занятия постоянно приглашать аудиторию к диалогу. Если верить приведенным в тексте характеристикам моего характера, то можно дать такое описание: «Говорит то, что думает, и думает о том, что говорит». Никогда не забывайте, что аудиторию невозможно обма­нуть. Удачным приемом активизации внимания студентов можно считать ситуацию, когда преподаватель выскажет свой взгляд на ка­кую-либо проблему и, тем более, если его взгляд противоречит мне­нию студента. По-моему, аудитория с большим удовольствием вос­принимает вопросы типа: «Как вы думаете, что из той или иной тео­рии применимо на практике, а что имеет большое теоретическое зна­чение, и почему?» или «Я думаю, что вчерашние события, произо­шедшие с компанией «N» как нельзя лучше подтверждают данную зависимость».

Однако осторожность и приверженность традициям в моем характе­ре не позволят при обсуждении забыть о таких принципах проведения лекции как научность, аргументированность и доказательность. Что же касается проведения семинаров, то такие формы проведения занятий как деловая игра, дискуссии, моделирование и многое другое могут исполь­зоваться на протяжении всего курса «Экономическая теория». Отмечен­ные способности придерживаться системы и порядка, а также терпимо относится к тем, кто не разделяет моего мнения, позволят раскрепостить студентов, дать возможность творчески мыслить. С другой стороны, умение подвести логический итог (избегая, конечно, таких бесполезных фраз как: есть такое мнение, есть другое, а истина где-то посередине), привести все обсужденное в систему, а также тщательно проконтро­лировать корректность ответов и высказываний студентов - все это должно помочь закрепить знания студентов.

Хочется согласиться с создателями теста в отношении такой моей черты как способность оставаться внешне спокойной в трудную ми­нуту. Преподаватель должен нести с собой в аудиторию хорошее на­строение и добрый взгляд. В дополнение к этому еще хочется отме­тить, что при взаимодействии с аудиторией необходимо всегда пом­нить о том, что студент - это личность, со своим характером, чувст­вом собственного достоинства, своим взглядом на происходящие со­бытия и индивидуальными способностями к восприятию материала. Таким образом, континуум взаимодействия с аудиторией можно представить в следующем виде:

Ограниченное ----------------- Расширенное

Рис. 6. Континуум взаимодействия с аудиторией

Если перейти к континууму опыта студентов и к степени сложно - сти предлагаемых им вопросов, то я думаю, что вопросы должны за­даваться и сложные, и простые. Учитывая то, что студенты только что поступили в университет, то их уровень опыта можно оценить как низкий, так как они еще не владеют в полной мере понятийным аппаратом, экономическими моделями и методами экономического анализа.

Низкий Высокий

Рис. 7. Континуум опыта студентов

Студенты должны знать, какие вопросы обязательны для всех (наиболее простые), а какие требуют дополнительных знаний, твор­ческого мышления, определенных исследовательских навыков. На мой взгляд, нужно постараться установить психологический контакт с каждым студентом, чтобы знать, какие индивидуальные стимулы к активизации мыслительной деятельности необходимо применить. Если вспомнить, что аудитория, изучающая данный курс, является профильной, то сложные, проблемные вопросы - неотъемлемый эле­мент процесса обучения. Грамотно, интересно сформулированный во­прос - значит поспособствовать расширению взглядов студента на многогранность, глубину изучаемого предмета в частности и всей эко­номической жизни в целом. Пусть не каждый вопрос найдет ответ у студента сейчас, но сможет вызвать интерес к какой-либо самостоя­тельной работе. То есть сложный вопрос - это не вопрос, который ста­вит студента в тупик, а тот, который требует построения логических цепочек, анализа и т. д. Не страшно, что возложенные на студентов надежды могут не оправдаться, гораздо хуже, если я как преподава­тель недооценю их опыт, знания и умственные способности.

Для проведения занятий со студентами первого курса экономиче­ского факультета при изучении курса «Экономическая теория» мож­но использовать следующие методы активного обучения: занятия в форме соревнований и игр; занятия с элементами самооценки и взаи­мооценки; исследовательские задачи; работа в малых группах с ис­пользованием методик «Анкета 5 из 25» и др.; «Метаплан» и т. д.

Простые   --------- ► Сложные
задания     задания
  Рис. 8. Континуум методов активного обучения

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что ес­ли бы была возможность преподавать курс «Экономическая теория», то личностные характеристики лектора позволили бы эффек­тивно достигать поставленных целей в обучении.

Наши рекомендации