V.8. уборка помещений и территории

ФОТО

Уборка помещений и территории рассматривается как предмет допрофессиональной подготовки в связи с возможной перспективой применения сформированных у детей навыков и умений при выполнении работы в качестве дворника или уборщицы. Вместе с тем, задачи и содержание обучения актуальны также для формирования бытовой деятельности детей.

Обучение детей направлено на формирование умений делать уборку, поддерживать чистоту и порядок в помещениях и на территории. Основные задачи обучения:

· формирование умения определять необходимость в наведении чистоты и порядка;

· формирование умений обращаться с уборочным инвентарем: метла, совок, грабли, вилы, лопата, лом, тачка, ведро, щетка, швабра и др.;

· формирование навыков выполнения уборочных работ на улице и в помещении.

Кроме того, в процессе обучения у детей формируется умение выполнять работу качественно и доводить начатое дело до конца, воспитывается потребность соблюдать чистоту и поддерживать порядок в помещениях и на улице.

Примерное содержание обучения

1. Обращение с инвентарем:

  • определение необходимого для работы инвентаря,
  • подготовка инвентаря к работе,
  • приемы работы с различным инвентарем (ведро, тачка, носилки, метла, швабра, лопата, механизированная косилка, грабли, вилы, лопаты и скребки для уборки снега, лом, щетки, водяной шланг, веник, мусорный совок, распылители для мытья окон и др.),
  • соблюдение правил техники безопасности при обращении с инструментом,
  • уход за инвентарем и его хранение.

2. Уборка мусора:

  • собирание мусора в ведро, тачку, на носилки,
  • вынос мусора в специальный контейнер,
  • сжигание мусора:
    • определение места для сжигания,
    • сортировка мусора (горючий / не горючий),
  • закапывание мусора.

3. Подметание территории:

- определение убираемой территории и направления для подметания,

- погрузка мусора в тачку лопатой,

- вывоз мусора в определенное место (мусорный контейнер, яма и др.).

4. Кошение травы механизированной косилкой:

  • запуск/остановка косилки,
  • регулировка функций косилки
  • чистка механизмов косилки.

5. Уборка травы и листьев:

  • сгребание скошенной травы в кучи граблями,
  • погрузка травы в тачку, носилки вилами,
  • вынос травы в определенное место (компостная яма),
  • сгребание / сметание листьев в кучи,
  • погрузка в тачку и определение её загруженности (по объему, по тяжести),
  • определение места для утилизации листьев (компостная яма, контейнер для мусора и др.),
  • вывоз листьев.


6. Уборка снега:

  • работа со снеговой лопатой:

- определение направления сгребания снега (от центра площадки к обочине, от края тротуара к другому краю, вдоль дорожки и др.),

  • удаление слежавшегося снега скребком,
  • обкалывание льда ломом,
  • посыпание дорожек песком (солью):

- определение мест, нуждающихся в посыпке (скользкие пандусы, ступени и др.),

- определение нужного количества песка, соли для выполнения данного объема работы (посредством условных емкостей: кружка, кастрюля для соли; ведро, тачка для песка).

7. Помывка автотранспорта:

  • определение необходимости и возможности помывки (грязный / чистый, можно ли мыть в данном месте),
  • наполнение ёмкости (ведро, таз) водой,
  • доставка ёмкости с чистой водой к транспорту,
  • определение необходимости споласкивания щетки, швабры и замены воды,
  • мытье из шланга.

8. Подметание пола:

  • Определение необходимости подметания пола
  • Определение места для уборки и направления движения при подметания.
  • Заметание мусора на совок;
  • Высыпание мусора в урну.

9. Мытье пола:

  • определение необходимости мытья пола,
  • наполнение емкости для мытья пола (ведро, таз) водой,
  • определение нужного количества моющего средства с использованием мерки и добавление его в воду,
  • перенос ёмкости с чистой водой в определенное помещение (класс, коридор и др.),
  • смачивание, отжимание тряпки,
  • определение необходимости споласкивания тряпки и замены воды,
  • выливание грязной воды в указанное место,
  • просушивание мокрых тряпок.

10. Мытье окон:

  • определение загрязненности окон,
  • нанесение моющего средства на стекло (с помощью распылителя,

влажной тряпки и др.),

  • смывание раствора влажной тряпкой,
  • протирание стекла сухой тряпкой, газетой,
  • использование специальных щеток для мытья окон.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I

В приложении 1 предлагаются фрагменты индивидуальных программ обучения, составленные для трёх различных учащихся, представляющих три группы детей, описанные во вводной части данной программы. Фрагменты программ иллюстрируют лишь те предметы, которые вошли в настоящий сборник.



Наши рекомендации