V.8. уборка помещений и территории
ФОТО
Уборка помещений и территории рассматривается как предмет допрофессиональной подготовки в связи с возможной перспективой применения сформированных у детей навыков и умений при выполнении работы в качестве дворника или уборщицы. Вместе с тем, задачи и содержание обучения актуальны также для формирования бытовой деятельности детей.
Обучение детей направлено на формирование умений делать уборку, поддерживать чистоту и порядок в помещениях и на территории. Основные задачи обучения:
· формирование умения определять необходимость в наведении чистоты и порядка;
· формирование умений обращаться с уборочным инвентарем: метла, совок, грабли, вилы, лопата, лом, тачка, ведро, щетка, швабра и др.;
· формирование навыков выполнения уборочных работ на улице и в помещении.
Кроме того, в процессе обучения у детей формируется умение выполнять работу качественно и доводить начатое дело до конца, воспитывается потребность соблюдать чистоту и поддерживать порядок в помещениях и на улице.
Примерное содержание обучения
1. Обращение с инвентарем:
- определение необходимого для работы инвентаря,
- подготовка инвентаря к работе,
- приемы работы с различным инвентарем (ведро, тачка, носилки, метла, швабра, лопата, механизированная косилка, грабли, вилы, лопаты и скребки для уборки снега, лом, щетки, водяной шланг, веник, мусорный совок, распылители для мытья окон и др.),
- соблюдение правил техники безопасности при обращении с инструментом,
- уход за инвентарем и его хранение.
2. Уборка мусора:
- собирание мусора в ведро, тачку, на носилки,
- вынос мусора в специальный контейнер,
- сжигание мусора:
- определение места для сжигания,
- сортировка мусора (горючий / не горючий),
- закапывание мусора.
3. Подметание территории:
- определение убираемой территории и направления для подметания,
- погрузка мусора в тачку лопатой,
- вывоз мусора в определенное место (мусорный контейнер, яма и др.).
4. Кошение травы механизированной косилкой:
- запуск/остановка косилки,
- регулировка функций косилки
- чистка механизмов косилки.
5. Уборка травы и листьев:
- сгребание скошенной травы в кучи граблями,
- погрузка травы в тачку, носилки вилами,
- вынос травы в определенное место (компостная яма),
- сгребание / сметание листьев в кучи,
- погрузка в тачку и определение её загруженности (по объему, по тяжести),
- определение места для утилизации листьев (компостная яма, контейнер для мусора и др.),
- вывоз листьев.
6. Уборка снега:
- работа со снеговой лопатой:
- определение направления сгребания снега (от центра площадки к обочине, от края тротуара к другому краю, вдоль дорожки и др.),
- удаление слежавшегося снега скребком,
- обкалывание льда ломом,
- посыпание дорожек песком (солью):
- определение мест, нуждающихся в посыпке (скользкие пандусы, ступени и др.),
- определение нужного количества песка, соли для выполнения данного объема работы (посредством условных емкостей: кружка, кастрюля для соли; ведро, тачка для песка).
7. Помывка автотранспорта:
- определение необходимости и возможности помывки (грязный / чистый, можно ли мыть в данном месте),
- наполнение ёмкости (ведро, таз) водой,
- доставка ёмкости с чистой водой к транспорту,
- определение необходимости споласкивания щетки, швабры и замены воды,
- мытье из шланга.
8. Подметание пола:
- Определение необходимости подметания пола
- Определение места для уборки и направления движения при подметания.
- Заметание мусора на совок;
- Высыпание мусора в урну.
9. Мытье пола:
- определение необходимости мытья пола,
- наполнение емкости для мытья пола (ведро, таз) водой,
- определение нужного количества моющего средства с использованием мерки и добавление его в воду,
- перенос ёмкости с чистой водой в определенное помещение (класс, коридор и др.),
- смачивание, отжимание тряпки,
- определение необходимости споласкивания тряпки и замены воды,
- выливание грязной воды в указанное место,
- просушивание мокрых тряпок.
10. Мытье окон:
- определение загрязненности окон,
- нанесение моющего средства на стекло (с помощью распылителя,
влажной тряпки и др.),
- смывание раствора влажной тряпкой,
- протирание стекла сухой тряпкой, газетой,
- использование специальных щеток для мытья окон.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение I
В приложении 1 предлагаются фрагменты индивидуальных программ обучения, составленные для трёх различных учащихся, представляющих три группы детей, описанные во вводной части данной программы. Фрагменты программ иллюстрируют лишь те предметы, которые вошли в настоящий сборник.