Педагогическая система И.Г. Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – выдающийся швейцарский педагог-демократ, гуманист. Свыше 50 лет жизни он посвятил воспитанию и обучению детей. Его называют «создателем детского царства». На нише с его бюстом над могилой начертано: «Избавитель бедных. Народный проповедник. Отец сирот. Основатель народной школы. Воспитатель человечества. Человек. Гражданин. Все для других. Для себя ничего» [7].

И.Г. Песталоцци внес существенный вклад в развитие теории и практики воспитания и обучения, развитие гуманной педагогики.

Существенным отличием И.Г. Песталоцци от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно-образовательных учреждений. Первым из них была школа для детей бедняков, которую он открыл в своем маленьком имении Нейгоф (1774–1780), затем в течение одного года он возглавлял приют для детей-сирот в городке Станце (1798–1799), наконец, он руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825). Последние два были школами-интернатами, где одновременно готовились и учителя народных школ. В Ивердонском «институте» учились дети из самых разных стран Европы – так велика была уже к этому времени известность И.Г. Песталоцци, прежде всего благодаря его литературным произведениям педагогического характера [3].

В произведении И.Г. Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей. Письма Генриха Песталоцци» предпринята попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей. Этот труд принес Песталоцци славу создателя нового метода обучения, включает 14 писем, обращённых к книгоиздателю Г. Гесснеру. Книга, в которой автор стремится показать, каким путём он пришёл к тем основным педагогическим идеям, на которых базируется «метод» и дать соответствующее его теоретическое обоснование, вышла в 1801 г. Конкретное раскрытие самого «метода», должно было, по замыслу швейцарского педагога, последовать в самих учебных книгах.

На русском языке письма «Как Гертруда учит своих детей» были опубликованы впервые в 1895 г.

Основное произведение Песталоцци, посвящённое методике умственного воспитания детей дошкольного возраста – «Книга матерей, или руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить» вышла в 1803 г.

Песталоцци написал ее в соавторстве со своим сотрудником Крюзи. Первоначально Песталоцци хотел издать под этим названием серию картинок с подписями. Многие гравюры были заказаны, но, как пишет об этом в своих воспоминаниях Крюзи, наблюдения над детьми убедили Песталоцци в том, что их больше интересуют действительные предметы. Стремясь удовлетворить эту потребность детей, Песталоцци ищет центр, вокруг которого могло было быть объединено предметное преподавание, и приходит к мысли, что сначала таким центром должно быть тело самого ребёнка, как наиболее близкое. «Книга матерей» и представляет осуществление этой идеи Песталоцци. В ней шаг зашагом мать знакомит ребёнка с частями его собственного тела, их количеством, связью между ними назначением.

На русском языке книга вышла в 1806 г. [7].

Песталоцци придавал большое значение «Книге матерей», устанавливая преемственную связь между «Миром в картинках» Я.А. Коменского и «Эмилем» Ж.-Ж. Руссо.

Педагогические учреждения Песталоцци в Бургдорфе и особенно в Ивердоне приобрели международную известность. Ряд выдающихся деятелей, а также учителей многих европейских стран приезжали изучать работу учебно-воспитательных заведений И.Г. Песталоцци и его «метод». В их числе можно упомянуть английского социалиста-утописта Р. Оуэна, немецкого философа И.Г. Фихте, известного немецкого философа и теоретика педагогики И.Ф. Гербарта, русских педагогов Ф.И. Буслаева, А.Г. Ободовского, М.М. Тимаева и др. И хотя некоторые из них, как, например, И.Ф. Гербарт, критиковали отдельные стороны «метода», однако все были солидарны с устремлением И.Г. Песталоцци гуманизировать воспитание и содействовать развитию ребенка [3].

В качестве одной из важнейших педагогических проблем Песталоцци поставил вопрос о роли воспитания в развитии ребенка: «Час рождения ребенка является первым часом его обучения».

Воспитание может быть успешным лишь в том случае, если оно носит природосообразный характер, то есть осуществляется в соответствии с особенностями самой человеческой природы и законами ее развития. Воспитание является природосообразным лишь в том случае, если оно содействует развитию заложенных в природе ребенка потенциальных внутренних сил.

По глубокому убеждению Песталоцци, школьное обучение должно иметь развивающий характер и «вырабатывать всего человека», содействовать развитию «ума, сердца и руки». «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы». С этим аспектом педагогической теории Песталоцци связана разработанная им идея развивающего обучения, которую К.Д.Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци».

Песталоцци ищет и находит такой метод, который дал бы возможность воспитателю развивать природные силы ребенка. Метод Песталоцци оформлен им в стройную теорию элементарного образования. Она названа элементарной, так как требует, чтобы воспитатель, осуществляя природосообразное развитие умственных, физических и нравственных сил ребенка, всегда исходил от первоначальных основ образования, от его простейших элементов к сложным.

Элементарное образование подразумевает такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности выделяются простейшие элементы, что позволяет постоянно двигаться от простого ко все более сложному, доводя знания детей до возможного совершенства. Педагог выделяет следующие простейшие элементы познавательной деятельности: число (простейший элемент числа – единица), форма (простейший элемент формы – линия), названия предметов, обозначенные с помощью слов (простейший элемент слова – звук).

Цель обучения И.Г. Песталоцци определяет как возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Таким образом, «метод элементарного образования» – это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка на основе принципов природосообразности, наглядности, последовательности и постепенности, а также учета психологических особенностей детей разного возраста. Песталоцци разработал эту методику, руководствуясь следующими идеями:

1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию;

2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития;

3) активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира.

Песталоцци тесно связывал умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требования воспитывающего обучения. Прогрессивной является постановка вопроса о двухсторонности обучения: оно: 1) способствует накоплению знаний; 2) развивает умственные способности.

Разрабатывая идею развивающего обучения и элементарного образования, педагог стал одним из основоположников формального образования:изучаемые предметы рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний.

Познание начинается с чувственного наблюдения и восходит путем переработки представлений к идеям, которые находятся в сознании человека как образующие силы, хотя и пребывают в неясном состоянии. Без возбуждения самодеятельности, без проявления активности, как в умственном, так и в физическом и нравственном отношении, Песталоцци не считал возможным осуществить естественное развитие ребенка. Это положение выдающегося педагога, как и идея развивающего обучения, стало новаторским для его времени, обогатило педагогическую науку. Состояние полной самодеятельности, к которой стремится ребенок, вышедший из-под опеки матери, проявляется, считал Песталоцци, в трех направлениях: «В нравственном отношении – это самодеятельность в любви, в умственном – самодеятельность мышления, в физическом – самодеятельность тела».

Программа воспитания

Цель воспитания – развитие нравственной личности, формирование человечности.

Трудовое воспитание – вооружение ребенка навыками сельскохозяйственного и ремесленного труда.

Умственное воспитание – формирование умения считать, измерять и владеть словом. Простейшие элементы знания – число, форма, слово.

Физическое воспитание – развитие заложенных природой физических сил и соответствующих навыков. Простейший элемент – движение суставов.

Нравственное воспитание – формирование человечности, народности, мудрости, трудолюбия, покорности, смирения. Средства – упражнения в поступках, метод воздействия на живые впечатления детей. Простейший элемент – любовь ребенка к матери.

Цель и сущность воспитания – развить все природные силы и способности человека.

Песталоцци отстаивал общечеловеческие цели и задачи воспитания, считая, что оно призвано содействовать развитию у каждого ребенка всех природных сил и способностей. В своих педагогических сочинениях Песталоцци неоднократно подчеркивал, что природа ребенка, ползающего в пыли», ничем не отличается от природы «сына князя».

Песталоцци вошел в историю педагогики и как один из продолжателей и последователей идей Я.А. Коменского, основоположников методики первоначального обучения. Созданная им методика первоначального обучения способствовала развитию массовой народной школы.

Основные даты жизни и деятельности

1746 — Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.

1769—1774 — эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

1775—1780 — создание и деятельность «Учреждения для бедных» в Нейгофе.

1789 — работа в сиротском доме в городе Станце.

1800—1826 — руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

1827 — Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

Основные работы

1781—1787 — «Лингард и Гертруда».

1801 — «Как Гертруда учит своих детей».

1826 — «Лебединая песня».

Фридрих Фрёбель – создатель детского сада

Возросшее внимание к образованию всех слоев населения, противоречия и проблемы педагогической практики находили отражение в педагогической мысли. С одной стороны, педагогическое мышление базировалось на широком использовании педагогики Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г.Песталоцци. С другой стороны, оно часто сочеталось с крайней схематичностью теоретических построений, с оправданием авторитарных принципов и методов обучения. Несмотря на эти противоречия, западноевропейская педагогическая мысль ХIХ века оставила в истории педагогики значительный след. Это связано, прежде всего, с именами выдающихся немецких педагогов – Фридриха Фрёбеля и Фридриха Адольфа Дистервега .

Фридрих Фрёбель (1782-1852) немецкий педагог, последователь И.Г.Песталоцци, вошедший в историю как создатель оригинальной системы общественного дошкольного воспитания, организатор дошкольных учреждений нового типа – детских садов, получивших широкое распространение во всём мире.

Главные положения своей теории Фрёбель изложил в педагогическом сочинении «Воспитание человека» (1826 г.). В этой работе Фрёбелем раскрыты собственные воззрения на сущность развития личности, пути воспитания, его своеобразие на разных ступенях детства. Книга, которая включала в себя разделы: 1. Введение, 2. Грудной ребёнок, 3. Ребёнок, 4. Отрок, 5. Школа, 6. Семья и школа, оказала большое влияние на развитие педагогики общественного дошкольного воспитания.

Фрёбель также подчёркивал, что человек по своей сути творец. Воспитание предназначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков. Фрёбель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в душе человека, поступательное развитие человека и закон природосообразности. В своем развитии, полагал педагог, ребенок творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.

В 1943 г. Фрёбель опубликовал «Материнские и ласкательные песни», в 1844 г. вышли его «Сто песен к играм в мяч» После смерти Фрёбеля была составлена из издававшихся им периодических журналов книга «Детский сад». В книгу, состоящую из 20-ти глав, вошли «Дары игр», «Строительные песни» и другие ранее издававшиеся им произведения [5]

Ф. Фрёбель поставил своей целью философское обоснование явлений педагогического процесса. Вёл обширную просветительскую, общественно-педагогическую деятельность, был замечательным воспитателем детей в организованных им школьных и дошкольных учреждениях. Ученик и последователь Песталоцци, он шёл самостоятельным путём, развивая его идеи о наглядности, элементарном образовании.

Педагогическая система Фрёбеля складывалась под влиянием немецкой классической философии начала XIX века (Фихте, Гегеля, Шеллинга). Будучи вдохновлённым их идеями, педагог писал: «Воспитание должно на практике руководить и привести человека к ясному самосознанию, к мирному самосознанию, к мирному общению с природой и к единению с Богом, таким образом, оно должно привести человека к познанию самого себя».

Центром фрёбелевской педагогической системы является теория игры. По Фрёбелю, детская игра — зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира, мост от внутреннего мира к природе. Природа представлялась в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, — средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром малыша и внешним — окружающей средой. Для развития ребенка в раннем возрасте предлагался игровой дидактический материал — так называемые дары Фрёбеля.

С детьми дошкольного возраста Фрёбель работал в своём «Универсальном германском воспитательном институте», где были классы детей младшего возраста. Первое дошкольное учреждение «для развития творческого побуждения деятельности у детей и подростков» он открыл в 1837 г. в Тюрингии в г. Бланкенбурге. В 1840 г. Оно было переименовано в «Детский сад».

В основу своей педагогической теории Фрёбель положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия божественной сущности человека, его влечений, инстинктов и творческой самодеятельности – в речи, в играх, в строительстве, изобразительной, трудовой деятельности; понимание познания как процесса пробуждения дремлющих внутренних сил путём сенсорного опыта, движений.

Цель воспитания – развитие природных способностей ребёнка.

Придавая огромное значение детской деятельности, Фрёбель разработал теорию игры, собрал и методически комментировал подвижные игры, разработал в определённой, строго регламентированной системе многообразные изобразительные, трудовые занятия, создал знаменитые «Дары» – пособие для развития строительных навыков в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений, числа; тесно связал со всей деятельностью ребёнка развитие речи, дал её теорию и методику [5].

Фрёбель выступил не только теоретиком и организатором первых дошкольных учреждений, но и организатором педагогического образования для воспитательниц первых дошкольных учреждений, так называемых «фёбелевских девушек». Подготовка воспитателей также получила европейской распространение, создавались и «фрёбелевские общества», занимавшиеся распространением идей Фрёбеля и подготовкой педагогов для дошкольных учреждений.

Таким образом, Фрёбель представил впервые в истории дошкольной педагогики целостную систему общественного дошкольного воспитания детей и способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знаний.

Основные даты жизни и деятельности:

21 апреля 1782 г. — Фридрих Фрёбельродился в семье пастора в Обервейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт.

1792 г. — его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался мало способным.

В 1797 г. — поступил в учение к лесничему в Нейгаузе.

С 1799 г. — слушал в Иене лекции по естественным наукам и математике, но покинул университет.

13 ноября 1816 г. — открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по его системе.

В 1852 г. — Фридрих Фрёбельумер.

Основные работы:

1826 — «Воспитание человека»;

1843 — «Материнские и ласкательные песни»;

после 1852 года — «Детский сад» (эта книга была составлена из издававшихся им периодических журналов).

Наши рекомендации