Педагогика естественного и свободного воспитания Ж.Ж. Руссо
Ф.А. Дистервег – выдающийся немецкий педагог-демократ,
Учитель немецких учителей
Заметную роль в разработке научных основ процесса воспитания сыграл немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866). На формирование педагогического мировоззрения Ф.А, Дистервега большое влияние оказали классическая немецкая философия, идеи Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо и особенно И.Г.Песталоцци.
Педагогическое наследие Дистервега – одного из выдающихся немецких педагогов, неутомимого поборника и вдохновителя подлинно народной школы – оказало большое влияние на немецких учителей в XIX веко, и особенности и его и второй половине. Воздействие прогрессивных идей Дистервега ощущается и в наше время.
Ф.А.В. Дистервег родился, год спустя после начала Великой французской революции. Он был современником Канта, Гёте, Шиллера, Гербарта, Фихто, Бетховена, Фребеля, Вильгельма фон Гумбольдта, Оуэна, Спенсера и Толстого – все эти имена имеют эпохальное значение, и Дистервег по праву занимает среди них достойное место.
Если попытаться вкратце охарактеризовать педагогическую деятельность Дистервега, то можно сказать следующее: наряду с Фребелем он был одним из крупнейших немецких буржуазных просветителей XIX столетия, чье наследие составляет вершину буржуазной классической педагогики. Они являлись духовными преемниками Коменского, Ратке, Руссо, Песталоцци и многих других педагогов XVII, XVIII в начала XIX вв. Дистервег был наиболее последователен в реализации передовых идей буржуазной педагогики в отношении начальной (народной) школы и подготовки учителей для нее. Среди этих идей необходимо в норную очередь назвать следующие: все люди изначально раины между собой и способны к обучению; целью воспитания должно быть формирование всесторонне развитой личности; образование должно быть общедоступным. Он тесно соединял эти теоретические посылки с проблемами практического обучения, необходимого, на его взгляд, каждому. Тем самым Дистервег стремился превратить свои идеи в действенный инструмент, которым могли бы воспользоваться, в частности, учителя начальных школ.
Дистерверг оставил колоссальное педагогическое наследие. Собрание его сочинений, которое сегодня издается в Германии, содержит более 20 томов. Им написаны учебники, учебные пособия по разным учебным дисциплинам, которые уже при жизни Дистервега издавались более 120 раз.
Наиболее известным педагогическим произведением является «Руководство к образованию немецких учителей». Именно в нем Дистервег раскрывает свои знаменитые «33 правила дидактики»: правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту; правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта; правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.; правила обучения, касающиеся учителя.
«Руководство к образованию немецких учителей» содержит – в основном в плане стимулирования самостоятельной работы учащихся в педагогическом процессе – сравнительно стройный свод дидактических положений. В длинном труде все существенные достижения буржуазной классической педагогики, касающиеся целей образования и воспитания, концепции человека и идеи общего образования человека, суммированы и изложены таким образом, что это произведение Дистервега стало подлинным руководством к действию для учителей начальных школ. Именно к этому и прямился сам Дистервег, как это явствует из его непосредственного о обращения к учителю. Он хотел выразить дидактические правила в форме рекомендаций для действий учители, давая ему, например, следующие советы: обучи и сообразно природе; руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека; начинай обучение исходи из уровня развития ученика и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно; не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет нужно; обучай наглядно; переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от 6олее легкого к более трудному, от известного к неизвестному; веди обучение не научным, а элементарным способом (т.е., стараясь не прибегать к лекционным методам обучения, используемым в высших учебных заведениях); преследуй всегда одновременно формальную (развитии умственных сил) и материальную (знакомство с определенным учебным материалом) цель; никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить; заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили;, приучай ученика работать; считайся с индивидуальностью твоих учеников и т.д. Таковы основные дидактические требования Дистервега.
Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность человека на служении истине, красоте и добру». Разделяя идеи общечеловеческого воспитания, задачу школы видел в воспитании гуманных, сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». «Человек - мое имя, немец – мое прозвище», – говорил он.
Основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.
Педагогика Дистервега – педагогика развивающего обучения. «Природа наделила ребенка способностями, но развивать их предоставила воспитателю». Педагогический принцип развития, писал Дистервег, требует от воспитания:
1. Уважения к природе человека и к природе каждого индивидуума.
2. Стимулирования развития природы каждого индивидуума, самовыражения, активности, самодеятельности.
3. Естественных, а потому наполненных радостью занятий детей.
4. Содействия развитию органов чувств детей для воспитания и изучения окружающего мира.
5. Питания умов детей разносторонними и глубокими знаниями.
6. Постоянного движения вперед.
Педагогический принцип развития, подчеркивал Дистервег, воспрещает:
1. Произвольные ограничения и предвзятое отношение к человеческой природе.
2. Поощрение необдуманных и механических действий.
3. Всякую муштру.
4. Бессмысленное заучивание наизусть.
5. Однообразие.
6. Использование недоступного для сознательного усвоения учебного материала.
Цель воспитания – подготовка самостоятельно мыслящего гражданина.
«Образование народа есть освобождение народа в самом широком смысле слова».
Проект создания единой школы:
- обучаются все дети с 6 до 14 лет;
- школой руководит государство, а не церковь;
- в школе осуществляется общенациональное воспитание;
- в школе расширен круг естественно-математических наук.
Дидактика развивающего обучения – возбуждение задатков ребенка в поиске и усвоении истины.
4 группы дидактических правил:
- правила обучения, касающиеся ученика;
- правила обучения, касающиеся материала;
- правила обучения относительно места и времени;
- правила обучения, касающиеся учителя.
Основные принципы воспитания
Принцип природосообразности: соответствие воспитания естественному ходу развития самой детской природы.
Принцип культуросообразности: соответствие воспитания естественному ходу развития современной культуры.
Принцип самодеятельности
Развивая принципы классно-урочной системы, Дистервег разработал дидактику развивающего обучения. Как и Песталоцци, главную задачу обучения он видел в развитии мышления, внимания, памяти, но, в то же время справедливо указывал, что развитие этих способностей детей неразрывно связано с усвоением ими самого материала.
Основные даты жизни и деятельности
1790 — Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег родился
1812–1820 гг. — преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Вуппертале
1820–1832 — директор учительской семинарии в Мёрсе
1832–1847 — директор учительской семинарии в Берлине
1866 – Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег умер.
Основные работы
1835 — «Руководство к образованию немецких учителей».
В Западной Европе и США
Вопросы для изложения и обсуждения:
- Предпосылки реформаторского движения в Западной Европе и США в конце 19 -начале 20 века.
- Понятие и основные направления реформаторской педагогики
- Характеристика новаторских педагогических идей
М.Монтессори
- Характеристика новаторских педагогических идей
Д.Дьюи
М. Монтессори
Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский врач и педагог, реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе.
Монтессори организовала в Риме Дом ребёнка, опыт работы в котором изложила и обобщила в книге «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка».
Уникальность педагогики Монтессори проявилась и в том, что она стремилась достичь единства теории и практики в созданных ею «домах ребенка», а также в дидактических материалах. Ни один из деятелей «нового воспитания» не претворял теорию в практику в таких масштабах; Монтессори выдвинула не имевшую себе равных по насыщенности и разнообразию программу, нашедшую отклик во многих странах [8].
Философские идеи педагогики М. Монтессори
Всё в мире – растения, животные, человек – существует и действует в соответствии с космическим планом развития Вселенной, где каждый объект и субъект выполняет предназначенную ему функцию посредством саморазвития.
Идея «самосотворения» (человек становится тем, что он есть не из-за учителей, которые были у него когда-то, а в следствии того, что он совершал сам; дети обладают интуитивным пониманием способов самореализации посредством самостоятельной деятельности) [7].
Монтессори считала, что начиная с рождения, дети естественным образом открыты миру. Именно по этой причине они находятся в постоянной опасности потерять верный путь – в отличие от животных, обладающих таким объемом инстинктивных реакций, который обеспечивает им верный ход развития; с другой стороны, животные не обладают свободой, ибо свобода не естественное состояние, ее необходимо завоевать. «В отличие от животных человеческие существа не наделены от природы совокупностями скоординированных движений. Они всему должны научиться сами: у них нет заранее заданных целей, они сами должны искать их» (Montessori, 1972).
«Впитывающий ум» у Монтессори означает одновременно способность и желание учиться, он ориентирован на явления окружающего мира и находится в определенном соответствии с ними, так что те из огромного многообразия его аспектов, которые имеют педагогическую ценность, различны в каждом отдельном случае: «… в любом случае умственное развитие является первым шагом в жизненных перипетиях» (Montessori, 1972). Важным является соответствие полученных впечатлений и открытости ума – так, чтобы требования учебного процесса соответствовали естественной восприимчивости и особенностям каждой стадии развития.
С этим понятием тесно связана идея «сензитивных периодов» - периодов повышенной восприимчивости в связи с обучением посредством взаимодействия с окружающей средой. В соответствии с данной концепцией существуют определенные периоды, на протяжении которых ребенок, естественно, восприимчив к определенным воздействиям среды; он должен воспользоваться ими, чтобы овладеть заложенными в нем возможностями и достичь большей зрелости. Так, имеются сензитивные периоды в обучении речи, овладении межличностными отношениями и т.д. При должном внимании эти периоды можно использовать для расширения границ интенсивного и эффективного обучения. Если же ими не воспользоваться, возможность остается безвозвратно упущенной [2].
Возрастная периодизация, разработанная М. Монтессори:
0-3 года: предметно-чувственная ориентировка, сензитивность к порядку расположения окружающих предметов;
3-6 лет: наглядно-образное мышление, сензитивность к речи, освоению языка;
6-9 лет: освоение абстрактных действий, культура поведения в сообществе, сензитивность к освоению социальных навыков;
9-12 лет: завершение первого, начального концентра школы;
12-18 лет: гимназическая и старшая ступень (самостоятельность).
Самый важный период приобретения знаний, умений и навыков – от рождения до 6 лет [8].
Монтессори показала связь между дошкольным и школьным обучением, что во многом объясняется тем, что в отношения, атмосфера и организация в школах направлены на то, что дети разного возраста учатся друг у друга и поэтому растут и развиваются [7].
«Главная задача воспитания – создание ребёнку окружения, способного развить его природные способности» (М. Монтессори).
Роль педагога состоит в том, что педагог сотрудничает с детьми, становится коллегой, партнером, старшим товарищем ребенка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он посредник между ребенком и «подготовленной средой».
Функции педагога: посредническая, руководящая, обучающая, организующая, диагностическая, защитная.
Основные принципы педагогики Монтессори: антропологический (идти от ребёнка); принцип условий свободы развития ребёнка («помоги ребёнку так, чтобы он сам мог помочь себе», «помоги мне это сделать самому»); концентрация внимания (активность рук под руководством ума»); специально подготовленной обучающей среды (материал – орудие освоения мира); сензитивности; порядка; особого (периферийного) места педагога; социального воспитания; интеграции [3].
Основа обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте – сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Основа содержания – упражнения детей в повседневной (практической) жизни. Это упражнения в терпении, точности и повторении, направленные на развитие способности к сосредоточению. Переход от «внешнего» воспитания к «внутреннему».
Основная форма воспитания и обучения – самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого – самостоятельность ребенка, автономия, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями.
Методы, применяемые в системе М. Монтессори в работе с дошкольниками и младшими школьниками: наблюдение и оказание помощи в нужный момент; помощь в самостоятельном изучении выбранной темы на основе деятельности с дидактическим материалом; презентация общих схем; пробуждение и активное использование силы воображения; групповые занятия [3].
Воспитание ребенка возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий, спонтанной активности.
Дидактический материал – лестница для продвижения к самореализации.
М. Монтессори выделяет пять зон развития ребенка: зона практической жизни, зона сенсорного развития, зона математического развития, зона языкового развития, зона космического (естественнонаучного) воспитания.
Новаторский вклад М. Монтессори в развитие педагогической практики состоит в том, что она не только учитывала интересы и склонности детей, но стремилась развить у детей ответственность и дисциплину. Дисциплинированность трактовалась ею как ценностная установка [2].
Отражение идей М. Монтессори в практике современного образования
Центры раннего развития детей и дошкольные учреждения, работающие по системе М. Монтессори; технологии социально-педагогической реабилитации; технологии педагогической поддержки детей; работа с умственно-отсталыми детьми; включённое (инклюзивное) образование
Во всём мире Монтессори-детские сады и Монтессори-школы занимаются пропагандой её идей среди педагогов и родителей; существуют курсы подготовки специалистов по Монтессори-педагогике; ежегодные конференции – собрания членов Монтессори-обществ; издаются методические пособия по работе с Монтессори-материалами; выпуск журналов, информационной литературы и видеофильмов о Монтессори-педагогике во всех странах.
Основные даты жизни и деятельности
31 августа 1870 — Мария Монтессори родилась в провинции Анкона в семье финансового служащего.
В 1886-1890 гг. — посещала общеобразовательную школу с техническим уклоном, в которой учились только мальчики.
В 1890 году — поступила на факультет математики и естественных наук Римского университета, но вскоре ее интересы сместились в область биологии и медицины.
В 1892 году — окончила медицинские подготовительные курсы.
С 1895 года — работала ассистентом в больнице.
В 1896 году — защитила диссертацию по психиатрии и стала первой в Италии женщиной-доктором медицины.
В 1897-1898 годах — посещает лекции по педагогике и изучает все основные работы по теории воспитания и образования.
В 1898 году — родился сын Марио Монтессори, сыгравший в последствии значительную роль в распостранении идей своей матери по всему миру.
С 1896 по 1900 годы — работает с умственно-отсталыми детьми.
В 1898 году — возглавила институт по подготовке учителей для обучения умственно-отсталых детей и руководила им до 1900 года.
В 1901 году — поступает на философский факультет Римского университета. Одновременно она посещает школы в Риме и проводит антропологические исследования.
В 1866 году Сеген предлагал распространить свой метод и применить его для воспитания здоровых детей.
1907 год — открытие первого «Дома ребенка» для здоровых детей в Риме, в одном из микрорайонов для бедных.
В 1909 году — проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей, и издает свою первую книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в Доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на многие языки, в том числе на русский.
С 1910 года — продолжает разработку своего метода применительно к воспитанию и обучению в возрасте от 6 до 9 лет.
С 1910 по 1952 год — регулярно проводит международные учебные курсы для педагогов в разных странах – в Англии, Германии, Голландии, Индии, Италии, Испании, Пакистане. Всего состоялось 38 таких курсов.
В 1910 году в Риме, Неаполе, Милане были созданы первые Монтессори-общества, и в последующие десятилетия подобные общества возникли в США (1915), Голландии (1917), Аргентине (1927), Швейцарии (1932), Англии (1933), Индии (1940), Пакистане (1949).
В 1914 году российское Министерство народного просвещения командировало в Дом ребенка группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек, Почти 30 лет своей жизни она посвятила распространению этого метода в России.
6 мая 1952 года — М. Монтессори скончалась в Нордвике ан Зее, Голландия.
Основные работы
1913 —Дом ребенка. Метод научной педагогики.
1915 —Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка.
1916 — Руководство к моему методу.
1920 — Дом ребенка.
1921 — Подготовка учительницы.
1922 — Самовоспитание и самообучение в начальной школе.
1926 — Значение среды в воспитании.
Педагогика естественного и свободного воспитания Ж.Ж. Руссо
Особое место в ряду французских просветителей ХVШ века, оказавших значительное влияние на развитие педагогической науки, принадлежит философу Ж.-Ж. Руссо. В истории педагогики его называют «Коперником Детства» и основоположником идеи свободного воспитания.
Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) – французский политический деятель, философ, просветитель, писатель, педагог, оказавший большое влияние на развитие философии, социологии, педагогики. Ж.-Ж. Руссо – один из идеологов Французской буржуазной революции, ведущим лозунгом которой было «Свобода, равенство и братство!». В известных изречениях Руссо: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах», «Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным» – утверждается право человека на свободу и равенство и одновременно выражается неприятие социального устройства существующего общества.
Руссо исходил из установки, что воспитатель ни в коем случае не должен навязывать свою волю ребёнку. Он должен лишь способствовать его естественному росту, создавать условия для развития природы, организовывать ту воспитывающую среду, в которой ребёнок сам может обрести самостоятельность и свободу.
Широко известный роман Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» написан в эпистолярной форме. Он был опубликован в Амстердаме в начале 1761 г. За первые сорок лет книга выдержала свыше семидесяти изданий. Такого успеха не имело ни одно произведение французской литературы XVIII в. [3].
Первое издание «Новой Элоизы» на русском языке появилось ещё при жизни Руссо в 1769 г. В третьей главе романа наиболее ярко представлены общие положения о воспитании детей и представлены образцы метода естественных последствий.
Другой социально-педагогический трактат, написанный в форме романа – «Эмиль, или О воспитании». Хотя он создавался по просьбе одной знатной дамы, обратившейся к Руссо за советами по воспитанию сына, в нём нашли широкое отражение социальные и религиозные взгляды Руссо.
«Эмиль» вышел в свет впервые в 1768 г. В Париже. В переводе на русский язык под заглавием «Эмиль и София, или хорошо воспитанные любовники» – в 1779 г. Роман состоит из четырёх книг: первая посвящена воспитанию Эмиля от рождения до двух лет, вторая – от 2 до 12,третья – от 12 до 15, четвёртая – от 15 до 18 лет и пятая – воспитанию Софии, будущей супруги Эмиля [2].
Педагогика Руссо проникнута заботой об оказании помощи каждому индивиду нести, прежде всего, великое звание Человек. «В естественном строе, так как люди все равны, то общее звание их - быть человеком; кто хорошо воспитан для своего звания, тот не может быть дурным исполнителем и в тех же званиях, которые связаны с этим. Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом, - мне все равно. Прежде звания родителей природа зовет его к человеческой жизни. Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет - соглашаюсь в этом - ни судьей, ни солдатом, ни священником; он будет, прежде всего. Человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».
Создать свободного и счастливого человека, считал Руссо, может только воспитание.
Руссо первый в истории педагогической мысли стал рассматривать воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.
Руссо одним из первых рассматривал детство как самоценный качественный этап развития человека: «У человека свое место в общем порядке вселенной, у детства тоже свое в общем порядке человеческой жизни в человеке нужно рассматривать человека, в ребенке – ребенка». Руссо буквально взывает ко всему человечеству: «Люди, будьте человечны!.. Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту!.. Зачем вы хотите отнять у этих невинных малюток возможность пользоваться временем, столь кратким и столь быстро от них утекающим, этим драгоценным благом, злоупотреблять которым они еще не умеют?».
«С ребенком, – писал Руссо, – нужно обращаться так, как подобает его возрасту». Никто до Руссо так не заботился о возрастном принципе в педагогике, как это делает он. Руссо создал собственную шкалу этапов возрастного развития: от рождения до 2 лет; от 2 до 12 лет; с 12 до 15 лет; с 15 до 22; с 22 до 24 [9].
Таблица 2. – Возрастная периодизация, ведущие идеи и содержание образования по Ж.Ж. Руссо [2].
Периоды | Ведущие идеи | Содержание образования |
0-2-младенческий возраст | Идея свободы. Никакого режима, никаких пеленок, никаких привычек. Не потакать капризности. Не заставлять – пусть говорит и ходит, когда хохочет | Физическое воспитание и развитие ребенка. «Не мешайте природе! Дайте телу возможность свободно развиваться!» |
2-12 лет – детский возраст «Сон разума» | Идея собственности того, что приобретено собственным трудом. Метод естественных последствий. Идея развития органов чувств – основы развития ума; особенно развития зрения и тонкого, точного слуха, осязания | Физическое воспитание – укрепляет здоровье. Познание ограничивается самостоятельным измерением, взвешиванием, сравнением; слушанием музыки, игрой, занятиями музыкой. Включение в жизненные ситуации, позволяющие понять идеи собственности и дисциплины. Нет специального обучения грамоте. |
12-15 лет – отрочество | Идея умственного воспитания: – основа учения – интерес: – практическая ценность знаний и поисковый путь их получения. Идея трудового воспитания: труд – обязанность каждого гражданина. | Критерий выбора предметов – интерес ребенка. Эмиль увлечен географией, природоведением, астрономией – он исследователь. В процессе обучения важен живой мир. Обучение ремеслом: плотницкое, кузнечное, сельское хозяйство. |
15-18 лет – юношеский «Период бурь и страстей» | Идея нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, суждений и воли. Половое воспитание. Знакомство с религией в ее «естественном» варианте. | 1 этап – формирование доброго чувства опытным путем. 2 этап воспитание добрых суждений – знание истории, литературы. 3 этап – воспитание воли – правильные поступки. Возвращение в систему общественных отношений. |
с 18-20 лет | Познание жизни, народов, стран людей | Путешествия |
Впервые в истории педагогической мысли Руссо поставлен вопрос об учете пола в воспитании. В особой главе романа «Эмиль, или О воспитании» автор излагает свой взгляд на воспитание женщины. «Следуя законам природы, мужчина и женщина должны действовать согласно, но не должны делать одно и то же». «Оба пола, – замечает Руссо, – обладают одинаковыми способностями, но не в равной мере: развивать в женщине мужские свойства, пренебрегая присущими ей качествами, - значит действовать явно ей во вред».
В романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» Руссо формулирует правила свободного и естественного воспитания: «Раз известен нам принцип, мы ясно уже видим пункт, где покидают естественный путь; посмотрим, что нужно делать, чтоб удержаться в нем.
У детей не только нет избытка сил, но даже не хватает их для всего того, чего требует природа; нужно, значит, предоставить им пользоваться всеми теми силами, которыми она наделила их и которыми они не умеют злоупотреблять. Вот первое правило.
Нужно помогать им восполнять для них недостаток разумения или силы во всем, что касается физических потребностей. Это – второе правило.
Оказывая им помощь, нужно ограничиваться только действительным, не делая никаких уступок ни прихоти, ни беспричинному желанию; ибо их не будут мучить прихоти, если не дать им возможности зародиться, так как они не вытекают из природы. Это – третье правило.
Нужно старательно изучать язык детей и их знаки, чтобы различить - так как они в этом возрасте не умеют еще притворяться, - что в их желаниях идет непосредственно от природы и что порождается прихотью. Это четвертое правило.
Суть этих правил состоит в том, чтобы давать детям больше истинной свободы и меньше власти, предоставлять им больше действовать самим и меньше требовать от других. Таким образом, приучаясь с ранних пор ограничивать желания пределами своих сил, они мало будут чувствовать лишение того, что не в их власти.
Вот, значит, новое основание – и притом, очень важное – давать телу и членам детей полную свободу, заботясь только о том, чтоб устранить опасность падения и удалять от их рук все, что может их ушибить»[1].
Программа воспитания
Цель воспитания – создать человека.
Принципы воспитания: свободное воспитание, гуманное воспитание, природосообразное воспитание, принцип самостоятельности, принцип активности, принцип пользы.
Теория естественного воспитания
1. «Все средства из самого себя» Педагогический процесс – процесс свободного саморазвития.
2. Естественное воспитание осуществляется на лоне природы.
3. Естественное воспитание носит индивидуально-отшельнический характер.
Процесс обучения – процесс свободного и самостоятельного усвоения знаний.
Источник знаний – науки о природе.
Основа обучения – личный опыт ученика, наблюдения, эксперимент.
Нравственное воспитание
Содержание нравственного воспитания: гуманизм, свободолюбие, трудолюбие.
Основные средства – упражнения в нравственных поступках, дисциплина естественных последствий.
Процесс нравственного воспитания:
- воспитание добрых чувств;
- воспитание добрых взглядов и суждений;
- воспитание доброй воли и поступков.
Трудовое воспитание – важнейшее средство умственного и нравственного развития ребенка.
Вооружение ребенка навыками сельскохозяйственного и ремесленного труда.
Основные даты жизни и деятельности
1712 — Жан Жак Руссо родился в Женеве.
1728—1742 — годы познания жизни и самообразования.
1742—1762 — период музыкального и литературного творчества в Париже.
1762—1778 — изгнание, жизнь в разных городах Европы, во Франции под чужим именем.
1778 — Жан Жак Руссо скончался.
Основные работы
1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат).
1761 — «Новая Элоиза» (роман).
1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат).
1772 — «Исповедь».