Дидактическая игра: «Длинное ухо и клубок - колючий бок»
Дидактическая задача:Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие. Включаться игровыми действиями в ролевой диалог, который ведется от имени игрушек. Обогащать словарь точными глаголами, прилагательными. Подводить к освоению простых способов словообразования. Учить строить высказывания из 1-2 фраз.
Игровая задача:отвечать на вопросы, узнать, что за гости приехали, произнести, как фыркают ежики, грызут морковку зайчики, договаривать фразы вслед за воспитателем и вступать в ролевой диалог.
Игровые правила:играть друг с другом дружно, не отнимать игрушки, выбрать понравившуюся игрушку, выходить по очереди к воспитателю.
Игровые действия:рассматривание игрушек, показ действий: грызут морковку, прыгают, как зайчики, греют лапки.
Материалы.Игрушки: машина, зайчиха с зайчонком, семья поросят (папа свин, мама свинка, поросенок).
Ход игры:Воспитатель загадочно ввозит в группу машину, в которой сидят зайчиха с зайчонком, еж, ежиха и ежонок. Дети рассматривают игрушки. Воспитатель: «К нам в гости приехали звери. Кто это? (Ответы детей.) Это мама-зайчиха с сыночком зайчонком, папа-еж, мама-ежиха и сыночек-ежонок. У зайцев длинные... (показ: уши) и короткий... (хвост). Зайки любят грызть... (морковку). Грызут морковку: ам-ам-ам» (Ответы детей). В процессе рассматривания воспитатель демонстрирует игрушки, их действия и интонацией незавершенности побуждает детей включиться в разговор, завершая начатую воспитателем фразу. Далее воспитатель произносит следующие фразы, побуждая детей завершать их: «Зайцы живут... (в лесу). Убегают от лисы. Ловко прыгают, скачут. Мама зайчиха большая, а сынок зайчонок — ... (маленький). Покажите, как зайцы грызут морковку. (Выразительные движения и звукоподражания: ам - ам - ам — вместе с детьми). Вместе с зайцами приехали... (ежики). Папа- ... (еж), мама-... (ежиха) и сынок... (ежонок). Ежи колючие. Живут в лесу. Фыркают: пых-пых, пых-пых. Покажите, как ежики фыркают. (Звукоподражания вместе с детьми). Воспитатель приглашает детей на ковер и предлагает поиграть: «Сейчас я буду как будто ваша мама зайчиха, а вы мои дети — зайчата. Зайчата прыгают: скок-скок, греют лапки: хлоп-хлоп, грызут морковку: ам – ам - ам. (Повторить 2 раза.) Ускакали домой в лес». Говорит детям: «Нашим гостям, зверям, будет приятно услышать, что они вам очень нравятся. Давайте их похвалим, расскажем про них». Далее воспитатель вызывает активного ребенка и спрашивает, кто ему больше нравится, кого он хочет похвалить. Дожидается, чтобы ребенок произнес одну - две фразы самостоятельно. В случае необходимости оказывает помощь, подсказывает начало фразы. Выслушивает всех желающих. Далее воспитатель разыгрывает сценку: «Встретились заяц и еж. У ежа на колючках яблоко. Спрашивает заяц ежа: «Ты куда бежишь и кому несешь яблочко?». Ежик в ответ свернулсяклубком и запыхтел: пых-пых-пых». Воспитатель: «Кто хочет проиграть с зайцем и ежиком, показать, как они встретились и разговаривали?». Дети по желанию действуют с игрушками. Воспитатель ведет речь от автора. Желательно, чтобы дети сами выстроили диалог. В случае необходимости педагог подсказывает начало фразы. В заключительной части дети прощаются с игрушками, а воспитатель хвалит детей, что они интересно изображали ежиков и зайчиков, правильно отвечали на вопросы, участвовали в сценке, дружно играли друг с другом.
Дидактическая игра: «Поиграем!»
Дидактическая задача:вовлекать детей в общий разговор. Учить вести диалог (отвечать на вопросы словом и выразительными движениями). Активизировать словарь наименований игрушек, деталей предметов, глаголов. Подводить к описанию, предметов. Воспитывать ориентировку на сверстника.
Игровая задача:играть с игрушками, выполняя различные манипуляции с ними, отгадывать загадки.
Игровые правила: выбрать игрушку и ответить на вопрос.
Игровые действия:показать, как ехали на лошадке, на машине, самолете.
Материалы:игрушки - лошадка, машина, пароход, самолет, две куклы.
Ход игры: Воспитатель приглашает детей посмотреть театр. Читает стихотворение И. Токмаковой «Поиграем!». Чтение сопровождается действиями с игрушками на столе. На лошадке ехали, до угла доехали. Сели на машину, налили бензину. На машине ехали, до реки доехали. Трр! Стоп! Разворот. На реке — пароход. Пароходом ехали, до горы доехали. Пароход не везет, надо сесть на самолет. Самолет летит, в нем мотор гудит: У-у-у! Детей приглашает поиграть на ковре. Показать: как дети ехали на лошадке (условные действия и звукоподражания: «но-но»). Как едут на машине, сигналят — «би - бип». Едут на пароходе — «ту – ту». Летят на самолете, мотор заводится — «д - т, д - т» (в медленном темпе). Полетели — «у-у-у» и приземлились. Звукоподражания сопровождаются выразительными движениями. (Повторить 2 раза). Дети садятся на свои места и слушают повторное чтение стихотворения. Чтение сопровождается действиями с игрушками. Детям предлагает поиграть с игрушками: «На чем хотите покататься?» Вызвавшийся ребенок действует с выбранной игрушкой и произносит звукоподражание (Повторить 2 раза). Во время манипуляций с игрушками педагог задает детям вопросы: «Что это?», — указывает на разные части и детали игрушек. «Как летит, едет?», «Как подает сигнал?» Если ребенок не называет части, не отвечает на вопросы, то педагог называет сам и предлагает ребенку показать их и повторить. Воспитатель говорит: А сейчас будем отгадывать загадки. У нее есть хвост и грива. Она умеет скакать. Кто это? (Лошадка). У нее есть кабина, колеса. Она умеет ездить по дороге. Что это? (Машина). Он умеет плавать по реке (Пароход). У него есть крылья и хвост. Он умеет летать (Самолет). Что умеет делать лошадка (машина, пароход, самолет)? А что умеют делать дети? (Свободные высказывания).
В заключительной части педагог хвалит детей и оставляет игрушки для свободной деятельности.