Методика обследования по Галигузовой Л.Н, Смирновой Е.О.

Для проведения этой диагностики нужна отдельная комната, где есть детский столик. На столе должны быть предметы: кубик, машинка, кукла; лиса, мишка, кошка, зайчик и набор картинок. Картинки должны содержать следующие изображения:

- 4 изображений знакомых ребенку животных (лиса, кошка, мишка, зайчик);

- 4 изображения детей, совершающих определенные действия (девочка спит, мальчик рисует, мальчик сидит на стуле, девочка играет с куклой);

- 3 изображения знакомых ребенку транспортных средств различной величины (машина легковая, самолет, автобус).

С целью выявления уровня развития активной речи были подобраны следующие ситуации:

- ситуация 1. «Общение с взрослым» и цель: выявление уровня инициативности ребенка в общении. Для этого необходимо находится неподалеку от ребенка и в течение 1 минуты, не проявлять никакой инициативы, наблюдать за поведением ребенка (какие слова будет применять ребенок для вовлечения в игру взрослого). Если ребенок самостоятельно начинает игру или вступает в контакт со взрослым, то он поддерживает инициативу: задает вопросы, спрашивает о предмете;

- ситуация 2. «Совместная игра с взрослым» и цель: выявление уровня активной речи. Для данной ситуации необходимы предметы: кубик, машинка, кукла (расставлены заранее), сначала необходимо привлечь внимание детей и рассмотреть их, потрогать. Далее показывать ребенку предмет при этом задавать вопрос: Это что?; Это кто? Что делает? Какая? Где стоит? (предварительно ронять предмет: на полу, на стуле, на коврике), Что одето на кукле? Что нарисовано на кубике?

- ситуация 3. «Совместное разглядывание картинок» и цель: выявление уровня активной речи (называть изображения на картинках и отвечать на вопрос). Для этого необходимо привлечь внимание ребенка к книжке (внесение игрушки – Мишки), предложить рассказать ему (Мишке), что там увидим. Затем дать ребенку возможность самому рассмотреть картинки и назвать те, которые он узнает, поддерживая его активность поощрениями и вопросами. Если ребенок не проявляет никакой активности, то необходимо вовлечь его в совместное рассматривание картинок и их обсуждение. В случае, если ребенок принимает эту форму взаимодействия, то строить ее нужно в такой последовательности:

- попросить назвать 2-3 знакомых животных, спрашивая: Это кто? Что делает? Где живёт? Что делает? Что любит кушать? А кого ещё видите, кроме данного животного? (рядом, вверху, внизу) если ребенок молчит, то взрослый сам отвечает на эти вопросы и просит повторить высказывания;

- предложить найти среди картинок машинку или самолет и попросить назвать изображенный на картинке предмет, спрашивая: Это что? Что есть у машинки? Что есть у самолета? Что делает машинка? (самой предварительно её катить), Куда она едет? Что делает самолёт? (предварительно самой его поднять вверх),

- показать картинки с изображениями детей и спрашивать, что они делают: Что делает девочка? Во что одета девочка? Кого она катит в коляске? Как куколку зовут? Если ребенок не отвечает на вопрос, то нужно попросить его показать другую картинку, на которой девочка спит: тут что делает девочка? На чем она спит? А голова у девочки на чем лежит?). В случае полной пассивности ребенка и отказа выполнять инструкции картинки убираются.

1. Выявление активной речи и проверка инициативности у ребенка (1 ситуация: общение со взрослым)

1) ребенок не проявляет никакой активности и пассивно следует за взрослым – соответствует 0 баллов;

2) ребенок редко (2-3) раза проявляет инициативу и предпочитает следовать за взрослым – соответствует 1 баллу;

3) ребенок проявляет инициативу почти во всех пробах, но его действия примитивны и однообразны – соответствует 2 баллам;

4) ребенок активно привлекает взрослого к своим действиям и демонстрирует разнообразные способы контактов – соответствует 3 баллам.

2. Выявление активной речи у ребенка и его словарного запаса (2 ситуация: совместная игра со взрослым)

1) ребенок не произносит ни слова – 0 баллов;

2) ребенок повторяет за взрослым отдельные слова и предложения – 1 балл;

3) ребенок самостоятельно произносит названия знакомых предметов и действий, может составить двухсловное предложение – 2 балла:

4) ребенок обращается с высказываниями к взрослому, может составить 2-3 связных предложения – 3 балла

3. Выявление активной речи (3 ситуация: совместное разглядывание картинок)

1) ребенок не произносит ни слова – 0 баллов;

2) ребенок повторяет за взрослым отдельные слова и предложения – 1 балл;

3) ребенок самостоятельно произносит названия знакомых предметов и действий, может составить двухсловное предложение – 2 балла:

4) ребенок обращается с высказываниями к взрослому, может составить 2-3 связных предложения – 3 балла.

Высокий уровень - оценивается в 3 балла, характеризуется высоким значением всех параметров. Ребенок с таким уровнем обнаруживает выраженную активность во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Ребенок охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сам сообщает о том, что знает,

Средний уровень – оценивается в 2 балла, характеризуется средними значениями показателей всех параметров, ребенок использует слова в общении, необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок.

Низкий уровень - оценивается в 1 балл, характеризуется слабой степенью выраженности всех его параметров. Ребенок малоинициативен по отношению к взрослому, практически не разговаривает сам, но может повторить слово за взрослым. Оценка производится в баллах.

Приложение 3

Таблица 1 - Уровень развития активной речи детей, третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента

№ п/п Имя ребенка Активная речь Общее количество баллов Уровни
1 – ая ситуация «Общение со взрослым» 2 - ая ситуация «Совместная игра со взрослым» 3 - я ситуация «Совместное разглядывание картинок»
о н с в о н с в о н с в
Алина                   средний
Семён                   низкий
Элина                   высокий
Егор                   средний
Катя                   средний
Соня                   средний
Лера                   средний
Глеб                   низкий
Виолетта                   средний
Влад                   низкий

Примечание:

О – отсутствие;

Н - низкий;

С - средний;

В - высокий

Приложение 4

Наши рекомендации