Методика обследования по Галигузовой Л.Н, Смирновой Е.О.
Для проведения этой диагностики нужна отдельная комната, где есть детский столик. На столе должны быть предметы: кубик, машинка, кукла; лиса, мишка, кошка, зайчик и набор картинок. Картинки должны содержать следующие изображения:
- 4 изображений знакомых ребенку животных (лиса, кошка, мишка, зайчик);
- 4 изображения детей, совершающих определенные действия (девочка спит, мальчик рисует, мальчик сидит на стуле, девочка играет с куклой);
- 3 изображения знакомых ребенку транспортных средств различной величины (машина легковая, самолет, автобус).
С целью выявления уровня развития активной речи были подобраны следующие ситуации:
- ситуация 1. «Общение с взрослым» и цель: выявление уровня инициативности ребенка в общении. Для этого необходимо находится неподалеку от ребенка и в течение 1 минуты, не проявлять никакой инициативы, наблюдать за поведением ребенка (какие слова будет применять ребенок для вовлечения в игру взрослого). Если ребенок самостоятельно начинает игру или вступает в контакт со взрослым, то он поддерживает инициативу: задает вопросы, спрашивает о предмете;
- ситуация 2. «Совместная игра с взрослым» и цель: выявление уровня активной речи. Для данной ситуации необходимы предметы: кубик, машинка, кукла (расставлены заранее), сначала необходимо привлечь внимание детей и рассмотреть их, потрогать. Далее показывать ребенку предмет при этом задавать вопрос: Это что?; Это кто? Что делает? Какая? Где стоит? (предварительно ронять предмет: на полу, на стуле, на коврике), Что одето на кукле? Что нарисовано на кубике?
- ситуация 3. «Совместное разглядывание картинок» и цель: выявление уровня активной речи (называть изображения на картинках и отвечать на вопрос). Для этого необходимо привлечь внимание ребенка к книжке (внесение игрушки – Мишки), предложить рассказать ему (Мишке), что там увидим. Затем дать ребенку возможность самому рассмотреть картинки и назвать те, которые он узнает, поддерживая его активность поощрениями и вопросами. Если ребенок не проявляет никакой активности, то необходимо вовлечь его в совместное рассматривание картинок и их обсуждение. В случае, если ребенок принимает эту форму взаимодействия, то строить ее нужно в такой последовательности:
- попросить назвать 2-3 знакомых животных, спрашивая: Это кто? Что делает? Где живёт? Что делает? Что любит кушать? А кого ещё видите, кроме данного животного? (рядом, вверху, внизу) если ребенок молчит, то взрослый сам отвечает на эти вопросы и просит повторить высказывания;
- предложить найти среди картинок машинку или самолет и попросить назвать изображенный на картинке предмет, спрашивая: Это что? Что есть у машинки? Что есть у самолета? Что делает машинка? (самой предварительно её катить), Куда она едет? Что делает самолёт? (предварительно самой его поднять вверх),
- показать картинки с изображениями детей и спрашивать, что они делают: Что делает девочка? Во что одета девочка? Кого она катит в коляске? Как куколку зовут? Если ребенок не отвечает на вопрос, то нужно попросить его показать другую картинку, на которой девочка спит: тут что делает девочка? На чем она спит? А голова у девочки на чем лежит?). В случае полной пассивности ребенка и отказа выполнять инструкции картинки убираются.
1. Выявление активной речи и проверка инициативности у ребенка (1 ситуация: общение со взрослым)
1) ребенок не проявляет никакой активности и пассивно следует за взрослым – соответствует 0 баллов;
2) ребенок редко (2-3) раза проявляет инициативу и предпочитает следовать за взрослым – соответствует 1 баллу;
3) ребенок проявляет инициативу почти во всех пробах, но его действия примитивны и однообразны – соответствует 2 баллам;
4) ребенок активно привлекает взрослого к своим действиям и демонстрирует разнообразные способы контактов – соответствует 3 баллам.
2. Выявление активной речи у ребенка и его словарного запаса (2 ситуация: совместная игра со взрослым)
1) ребенок не произносит ни слова – 0 баллов;
2) ребенок повторяет за взрослым отдельные слова и предложения – 1 балл;
3) ребенок самостоятельно произносит названия знакомых предметов и действий, может составить двухсловное предложение – 2 балла:
4) ребенок обращается с высказываниями к взрослому, может составить 2-3 связных предложения – 3 балла
3. Выявление активной речи (3 ситуация: совместное разглядывание картинок)
1) ребенок не произносит ни слова – 0 баллов;
2) ребенок повторяет за взрослым отдельные слова и предложения – 1 балл;
3) ребенок самостоятельно произносит названия знакомых предметов и действий, может составить двухсловное предложение – 2 балла:
4) ребенок обращается с высказываниями к взрослому, может составить 2-3 связных предложения – 3 балла.
Высокий уровень - оценивается в 3 балла, характеризуется высоким значением всех параметров. Ребенок с таким уровнем обнаруживает выраженную активность во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Ребенок охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сам сообщает о том, что знает,
Средний уровень – оценивается в 2 балла, характеризуется средними значениями показателей всех параметров, ребенок использует слова в общении, необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок.
Низкий уровень - оценивается в 1 балл, характеризуется слабой степенью выраженности всех его параметров. Ребенок малоинициативен по отношению к взрослому, практически не разговаривает сам, но может повторить слово за взрослым. Оценка производится в баллах.
Приложение 3
Таблица 1 - Уровень развития активной речи детей, третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента
№ п/п | Имя ребенка | Активная речь | Общее количество баллов | Уровни | |||||||||||
1 – ая ситуация «Общение со взрослым» | 2 - ая ситуация «Совместная игра со взрослым» | 3 - я ситуация «Совместное разглядывание картинок» | |||||||||||||
о | н | с | в | о | н | с | в | о | н | с | в | ||||
Алина | средний | ||||||||||||||
Семён | низкий | ||||||||||||||
Элина | высокий | ||||||||||||||
Егор | средний | ||||||||||||||
Катя | средний | ||||||||||||||
Соня | средний | ||||||||||||||
Лера | средний | ||||||||||||||
Глеб | низкий | ||||||||||||||
Виолетта | средний | ||||||||||||||
Влад | низкий |
Примечание:
О – отсутствие;
Н - низкий;
С - средний;
В - высокий
Приложение 4