Опыт работы педагогов по развитию активной речи детей третьего года жизни

В дошкольном детстве одним из главных приобретений является овладение родным языком. Именно дошкольное детство, особенно, сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. В дошкольных учреждениях существует множество передовых опытов, которые уникальны по своей структуре. Мы изучили опыт работы педагогов дошкольных учреждений по использованию дидактических игр в развитии речи детей третьего года жизни.

Рассматривая опыт работы воспитателя высшей категории Куралёвой Натальи Алексеевны [14], детского сада «Ромашка», из г. Горняк было видно, что Наталья Алексеевна в своей работе на тему: «Развитие активной речи детей третьего года жизни через дидактическую игру» ставит и решает следующие задачи: развитие понимания речи; закрепление умения детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы: по цвету, по форме, по величине. Расширение и обогащение представлений детей об окружающем; развитие активной речи, обогащение и расширение словаря. Выбрав тему и поставив перед собой цель - развитие речи детей третьего года жизни через дидактическую игру Наталья Алексеевна использовала следующие формы работы: работа с родителями, дидактические игры и занятия, наблюдения, беседы. Методы: словесный, игровой, наглядный. Второй год ведёт работу кружка по развитию речи детей через дидактические игры: «Учимся, играя». В своей работе с детьми она использовала различные виды дидактических игр, особое внимание уделяет словесным дидактическим играм, из которых она создала картотеку дидактических игр по развитию речи детей, изготовила дидактические пособия. Она подобрала разные виды игр - игры путешествия («Кто живет в лесу »); игры поручения («Найди предметы красного цвета») и игры предположения («Зачем нужны игрушки?»); игры загадки («Овощи в загадках»); игры беседы. Также рассматривание книжек – малышек. Каждый день проводит разучивание потешек, проговаривание скороговорок, повторяя шутки - чистоговорки. Таким образом, результат был достигнут, потому что проводимая работа Куралёвой Н. А по развитию речи была тесно связана со всеми видами детской деятельности. Дети в процессе работы овладели различными знаниями, обогатился словарный запас, и произошло развитие речи.

А вот, изучив педагогический опыт работы Анны Малеевой [16] из МКДОУ «Солнышко», г. Брянск по развитию активной речи детей третьего года жизни было видно, что она поставила перед собой такие задачи:

· целенаправленно обогащать словарь детей и развивать активную речь;

· развитие диалогической речи;

· продолжать обучению согласовывать различные части речи в своем повседневном общении.

Для реализации данных задач в своей работе Анна Малева использовала дидактические игры: «Собери картинку», «Кто где?», «Большой – маленький». Игры на умение согласовывать прилагательные с существительными. Упражнение: жёлтое (солнце). Упражнения на умение употреблять существительные с предлогами: зайчик (под столом, над столом, на столе). Игровые ситуации: «Зайка заболел». Анна использовала в процессе своей работы подвижные игры, музыкальные игры, театрализованную деятельность. Применяла инсценировку русских народных сказок, художественную литературу, а также чтение и разучивание потешек. Большое внимание уделила развитию диалогической речи (вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой). Использовала такой приём, как описывать игрушку при помощи вопросов воспитателя. На прогулке использовала такие приемы для развития речи детей, как наблюдение и беседы. Итак, в результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов по данной теме. Дети стали легко понимать речь, отвечать на вопросы воспитателя, охотно вступать в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Они активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры.В опыте работы воспитателя Эльмиры Фанисовны Стариковой[29], работающей в МАДОУ детский сад № 35 «Соловушка», г. Татарстан на тему: «Развитие активной речи детей третьего года жизни в различных видах деятельности» было видно, что свою работу начала с изучения методической литературы. Определила цель: развитие активной речи детей. Выявила следующие задачи: обогатить словарный запас детей, формировать грамматический строй речи, развивать связную речь.В её работе обогащение, уточнение словаря детей осуществлялось практически во всех видах детской деятельности: бытовой, игровой, учебной и художественной. Эльмира Фанисовна для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей создала развивающую речевую среду (чтение художественной литературы, пение небольших песенок), использовала специально организованные диалоги разной степени сложности, которые составляют основу речевых занятий. В своей работе использует разные приёмы для обогащения и активизации словаря: показ с называнием, многократное повторение нового слова или фразы. В активизации словаря детей использует следующие приёмы: вопросы, напоминание, уточнение, объяснение, дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи, оказывает помощь. Во время проведения режимных моментов прибегает к приёму использования художественного слова (потешки, и прибаутки, и поговорки). Особое внимание в работе с детьми по развитию активной речи уделяет созданию развивающей речевой среды. Результат был достигнут, благодаря использованию таких разнообразных приемов и методов. Проделанная работа позволила детям младшего дошкольного возраста по развитию активной речи дать не только глубокие и всесторонние знания, но и способствовала обогащению словарного запаса детей, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи.

В педагогическом опыте работы воспитателя Закурдаевой Натальи Николаевны[11], работающей в детском саду «Капелька», с. Красного Белгородской области на тему: «Развитие речи детей третьего года жизни посредством дидактических игр», стало ясно, что в процессе своей работы она широко использует игры с предметами, потому что игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, описывать предметы, составлять и отгадывать загадки). В своей работе применяет дидактические игры с куклой: «Уложим куклу спать», «Катя обедает», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Напоим кукол чаем» и многие другие. Также присутствовала цель: развитие активной речи, с помощью дидактических игр. Наталья Николаевна занятия, игры проводит эмоционально, динамично. Использует такие приемы, как сюрпризный момент, показ, сопровождаемый объяснением и напоминание, уточнение, объяснение, вопросы, оказывает помощь. Демонстрационный материал постоянно пополняет разнообразными предметами («Чудесный мешочек») и изменяет место проведения игры (на прогулке). Цель и задачи в итоге были достигнуты. Результат работы был виден, так как с помощью дидактических игр с предметами, с куклами, интересными приёмами и разнообразным демонстрационным материалом у детей совершенствовалась речь. Обогатился словарный запас, произошло развитие активной речи.

В педагогическом опыте работы воспитателя Синаря Юлии Александровны[25], из МБДОУ «Детский сад» № 101, г. Новосибирска присутствовала цель: развитие активной речи детей третьего года жизни средствами дидактических игр и упражнений. Юлия Александровна поставила перед собой ряд задач: развивать потребность в речевом общении, формировать умения понимать слова, обозначающие названия предметов, действий. Пополнять запас понимаемых слов и активный словарь. Формировать умение выражать словами свои потребности и желания, а затем и короткими предложениями. Отвечать на вопросы взрослого и формировать умение действовать с игрушками, подражать игровым действиям взрослого. Использовала следующие методы: показ с называнием (совместно рассмотреть предмет, сообщить название, обследовать). Многократное повторение нового слова (это помидор, что это?- помидор; у меня в правой руке помидор и в левой руке тоже помидор). Объяснение происхождения слова, использование нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами. Использовала такие дидактические игры, как «Один - много», «Большие и маленькие». Вела активную работу с родителями, составила картотеку с дидактическими играми, провела анкетирование, родительское собрание, изготовила папку – передвижку. Применяла такие методы: словесный, игровой, наглядный. Результат был достигнут. У детей произошло развитие понимания речи, количество понимаемых слов значительно возросло, продолжает стремительно развиваться активная речь детей, ребята пытаются строить простые предложения, возросла способность к выполнению речевых инструкций.

Таким образом, изучив, все опыты работы воспитателей стало ясно, что действительно использование дидактических игр являются эффективным средством в развитии речи детей третьего года жизни. Данные игры способствуют развитию связной речи, активизации и обогащению словаря, грамматического строя речи и звуковой культуры речи. Дидактические игры широко применяются в непосредственной образовательной деятельности ДОУ, они многогранны и служат незаменимым источником для работы воспитателей.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования видно, что развитие активной речи детей третьего года жизни стремительно возрастает. Первые года жизни для ребенка являются важными периодами в развитии активной речи, потому что с каждым годом малыш растёт, развивается, стает активным наблюдателем, познаёт окружающий мир и постепенно происходит развитие активной речи: стремительно пополняется запас слов, предложения становятся сложными, речь взрослого понятной, появляются вопросы и речь становится средством познания. Если все условия первых лет жизни ребенка благоприятствуют его развитию, то к трем годам процесс формирования речи в основном завершается.

Одним из средств развития активной речи, детей третьего года жизни, является дидактическая игра. Она имеет колоссальное влияние на развитие речи детей третьего года жизни. Роль дидактических игр в развитии речи детей заключается в том, что они служат средством обучения и являются огромным источником познавательной деятельности, помогают закреплять знания. С помощью данных игр дети учатся сравнивать, обобщать, рассказывать, благодаря чему у них развивается связная речь, обогащается словарь, формируется четкое звукопроизношение, повышается грамматический строй речи, все действия сопровождаются словом, беседой. В дидактических играх детям предоставляется наглядность, эти игры повышают интерес к занятиям, развивают внимание, сообразительность, очень просты, доступны.

Важным моментом из опытов работы педагогов стало ясно, что действительно использование дидактических игр являются эффективным средством в развитии речи детей третьего года жизни (связная речь, активизация и обогащение словаря, грамматического строя речи и звуковой культуры речи). Дидактические игры широко применяются в непосредственной образовательной деятельности ДОУ, они многогранны и служат незаменимым источником для работы воспитателей.

Наши рекомендации