Л. Б. Баряевой, Н. Н, Яковлевой

Рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

ЦДК проф. Л. Б. Баряевой 2011

Издание выпущено при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга

Авторы:

Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, О. П. Гаврилушкина, В. И. Липакова, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина, Н. Н. Яковлева

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор О. А. Денисова (ЧГПУ);

главный специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Санкт-Петербурга Е. Р. Артамонова; директор ГАОУ «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» В. П. Стаховская (Калининград)

Программа образования учащихся с умеренной и тяже­лой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яков­левой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.

ISBN 978-5-904123-15-4

Программа предназначена для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, детских домов-интернатов, учреждений социальной защиты. Содержание программы направ­лено на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и адресовано специалистам, осуществляющим образо­вательную деятельность с этой категорией учащихся. Программа окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с выраженными проблемами в интеллектуальном развитии, а также может быть использована ПМПК в диагностических целях при от­боре учащихся в классы школ VIII вида (второй вариант) и в про­цессе отслеживания динамики развития детей.

В программе содержится информация, полезная для студентов факультетов коррекционной педагогики высших учебных заведений и слушателей курсов повышения квалификации работников об­разования и социальной защиты.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Методические рекомендации к учебному плану

обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Учебный план

Пояснительная записка к учебным предметам

Общие положения

Характеристика содержания предметов

Содержание учебных предметов

Первый класс

Второй класс

Третий класс

Четвертый класс

Пятый класс

Шестой класс

Седьмой класс

Восьмой класс

Девятый класс

Десятый класс

Одиннадцатый класс

Двенадцатый класс

Литературный материал

Предметно-развивающая образовательная среда

Список рекомендуемой литературы для методического обеспечения программы

Приложение

Авторы программы

ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем представить вариант «Программы образова­ния учащихся с умеренной и тяжелой умственной отста­лостью» (далее «Программа»), мы считаем необходимым обратить внимание на ряд достаточно известных клинико-психолого-педагогических сведений, значимых для опре­деления направлений коррекционно-образовательной работы с учащимися указанной категории.

В соответствии с Законом об образовании, лиц, имеющих отклонения в физическом и (или) психическом развитии, определяют как людей с ограниченными возможностями здо­ровья. Но для планирования коррекционно-развивающей ра­боты с определенной категорией воспитанников необходимо ориентироваться в дефинициях специальной педагогики.

Поэтому во введении мы рассмотрим некоторые термины й понятия, значимые для определения учебных предметов и содержания обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Для специалистов, работающих с такими учащимися, важно представлять контингент обу­чающихся по «Программе».

Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта вследствие органического поражения головного мозга, то есть разные клинические формы интеллектуаль­ного недоразвития: как резидуальные (олигофрения), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболе­ваниями центральной нервной системы (ревматическое по­ражение центральной нервной системы, сифилис головного мозга, эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия, микроцефа­лия и др.).

Среди клинических форм умственной отсталости вы­деляют олигофрению и деменцию. Олигофрения представ­ляет собой проявления раннего поражения головного мозга с преимущественным недоразвитием сформированных моз­говых структур, прежде всего, лобной коры головного моз­га (Е. М. Мастюкова).

Термин «олигофрения» (от греч. olygos — малый, phren — ум) в 1915 году впервые ввел Эмиль Крепелин для обозначения врожденного слабоумия. Э. Крепелин под олигофре­нией понимал большую группу различных болезненных состояний, в основе которых лежит недоразвитие головного мозга и всего организма.

Традиционно все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального нарушения делятся на три степени: дебильность (легкая умственная отсталость), имбецильность (умеренная и тяжелая умственная отсталость), идиотия (глу­бокая умственная отсталость). Определение степени ум­ственной отсталости осуществлялось путем психоме­трического тестирования и определения коэффициента IQ (отношение психического возраста к паспортному). В со­ответствии с МКБ-10 ВОЗ (1994 год), приняты следующие условные показатели IQ:

- психическая норма = 100-70;

- легкая умственная отсталость = 69—50;

- умеренная (средняя) умственная отсталость = 49-35;

- тяжелая (резко выраженная) умственная отсталость = 34- 20;

- глубокая умственная отсталость = 20 и ниже.

Классификация умственной отсталости представлена сле­дующим образом:

легкая умственная отсталость;

- умеренная умственная отсталость;

- тяжелая умственная отсталость;

- глубокая умственная отсталость.

Отметим, что количественное определение степени ин­теллектуальной недостаточности не отражает всей структу­ры дефекта, следовательно, IQ является не столько основа­нием для диагноза, сколько частью медико-психолого-педагогического обследования.

Причинами умственной отсталости считаются различные поражения головного мозга. Знание этих причин чрезвы­чайно важно для диагностики умственного недоразвития, прогнозирования динамики развития конкретного воспитан­ника, необходимого для решения вопроса о его реабилита­ции и определения индивидуального образовательного марш­рута по «Программе».

По мнению М. С. Певзнер, тяжелые формы умственной отсталости характеризуются недоразвитием мозга: недостаточным развитием извилин, уменьшением количества кор­ковых слоев, неправильным расположением клеток по сло­ям, малым количеством нервных клеток, недоразвитием белого вещества, появлением клеточных элементов в белом веществе.

Следствием нарушений в строении мозговой ткани у лиц с интеллектуальными нарушениями являются заметные из­менения их высшей нервной деятельности и значительные отклонения в нормальном развитии функции больших по­лушарий. Не останавливаясь на целостной психолого-педагогической характеристике лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, отметим наиболее значимые для организации их образовательной деятельности особенности.

Существенной особенностью высшей нервной деятельно­сти детей с недоразвитием интеллекта является выраженная инертность, ярко выступающая на уровне второй сигнальной системы. Также на уровне второй сигнальной системы на­блюдается грубая инертность старых словесных связей (в отчетах), персеверации в речевых реакциях, легкость образования словесных стереотипов. Выработка новых свя­зей резко замедлена (В. И. Лубовский, Е. Н. Марциновская, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др.).

С нарушением интеллекта тесно связано развитие речи воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отстало­стью. Степень развития речи чаще всего соответствует сте­пени общего психического состояния детей. Для них харак­терно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико­фонематической, лексической, грамматической. Изучение высшей нервной деятельности лиц с умственной отсталостью средней тяжести (имбецильность) выявило нарушение у них регулирующей функции речи (В. И. Липакова, А. Р. Маллер, Е. Н. Марциновская, Г. В. Цикото и др.). Поэтому в «Программе» представлен предмет «Развитие речи и окру­жающий мир». Формирование знаний в рамках этого пред­мета ведется последовательно-параллельно на протяжении всех лет обучения.

Характерной особенностью освоения предметных дей­ствий учащимися с умеренной умственной отсталостью, вос­питывающимися в детских домах, является дефицитарность непосредственно-эмоционального общения и мотивационно­го компонента предметной и предметно-игровой деятель­ности (Г. В. Цикото, А. Р. Маллер).

Несформированность предметных действий становится причиной крайней бедности чувственной информации, глу­бокой ущербности чувственного познания, которые являют­ся базой умственного развития детей (С. Д. Забрамная).

Восприятие лиц с умеренной и тяжелой умственной от­сталостью и воспроизведение ими воспринятого характери­зуются недифференцированностью, глобальностью. Грубые нарушения процессов высшей нервной деятельности и всех психических процессов становятся причиной отсутствия целенаправленных приемов познавательной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, систематического поиска, пол­ного охвата материала, применения адекватных способов действий). Это обусловливает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер их деятельности (А. Н. Граборов, /V. А. Еремина, С. Д. Забрамная, А. Р. Маллер, Г. В. Ци­кото, А. М. Царев и др.).

Для мышления учащихся рассматриваемой категории характерны те же особенности, что и для сенсорной дея­тельности, однако выражены они в еще большей степени. При этом отмечаются беспорядочность, бессистемность пред­ставлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас не­доступность обобщений.

Процесс выполнения заданий нередко сводится к сово­купности проб и ошибок. Критичность мышления на всех этапах решения задачи низкая (Е. Ф. Войлокова, С. Д. За­брамная, Е. А. Стребелева, Г. В. Цикото и др.). Эта осо­бенность мышления учащихся учитывалась при отборе со­держания обучения предмету «Математические представле­ния и конструирование».

Для реализации задач «Программы» важно учитывать особенности интеллектуальной сферы учеников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: «резкое понижение пси­хического тонуса», негативизм, «ускользание» от внешних раздражителей, невнимательность, психическую пассивность (Н. И. Волохов). Поэтому в «Программе» использованы способы обучения учащихся, стимулирующие их реакции на внешние раздражители.

Стимулирование мыслительной активности учащихся н конкретных ситуациях особенно значимо при изучении предмета «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности», «СБО», а также в ходе реализации задач коррекционно-развивающей области.

Содержание предметов «Альтернативное чтение», «Гра­фика и письмо», «Математические представления и кон­струирование» учитывает особенности мышления учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ярко про­являющиеся при обучении их грамоте и счету. Например, ученики с большим трудом запоминают отдельные буквы, путают буквы, имеющие оптическое сходство или обозна­чающие звуки речи, близкие по звучанию. Даже после дли­тельного обучения навык чтения у них носит механический характер: читая, учащиеся произносят звуки и их сочета­ния, не понимая смысла произносимых слов. Научившись читать, они не в состоянии осмыслить текст, обобщить про­читанное. Им бывает доступен наглядный счет в пределах пяти (десяти). Отвлеченный счет, даже в пределах первого десятка, также им недоступен. Они не могут овладеть даже минимальными навыками счета и письма. Именно эти осо­бенности и вызывают необходимость таких предметов, как «Альтернативное чтение», и соответствующего содержатель­ного наполнения уроков «Математические представления и конструирование», «Графика и письмо», а также использо­вания специальных приемов обучения и минимизации про­граммного материала.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Учебные планы для учащихся с умеренной и тяжелой и умственной отсталостью разработаны в соответствии:

- с приказом Министерства образования Российской Фе­дерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Законом Санкт-Петербурга об общем образовании Санкт-Петербурге, принятым Законодательным собранием Санкт-Петербурга 4 июля 2007 г. (в редакции Законов Санкт-Петербурга от 25.09.2009 № 409-82, от 31.05.2010 М 225-74);

- с распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формировании учебных планов образователь­ных учреждений Санкт-Петербурга на 2008/09 учебный год» .№ 1729-р от 24.12.2007 г.;

- с письмом Министерства образования РФ от 06.09.2002 г. № 03-51-127 ин/13-03;

- с типовым положением о специальном (коррекцион­ном) образовательном учреждении для детей с ограничен­ными возможностями здоровья;

- с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. .№ 189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- с письмом Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обу­чении больных детей на дому»;

- с Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 861 «Об учреждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образова­тельных учреждениях»;

- с методическими рекомендациями по организации деятельности образовательных учреждений надомного обу­чения (письмо Управления специального образования Мини­стерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6).

Учебный план является нормативным документом, опре­деляющим структуру и содержание образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регу­лирует обязательную минимальную и дополнительную на­грузку в рамках максимально допустимого недельного ко­личества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.

Учебный план включает:

- перечень учебных предметов, обязательных для изуче­ния учащимися с умеренной и тяжелой умственной отста­лостью;

- рекомендации по распределению минимального учеб­ного времени между отдельными учебными предметами;

- максимальный объем учебной нагрузки по классам.

Особенности учебного плана.

Учебный план дает возмож­ность определить основные направления образования и за­дачи развития детей и подростков школьного возраста (от 7-9 лет до 18 лет) с умеренной и тяжелой умственной от­сталостью, воспитывающихся в системе образовательных учреждений и социального обеспечения.

Особенности развития учащихся, связанные с основным заболеванием в сочетании с различными социальными усло­виями, в которых воспитываются дети и подростки, затрудняют стандартизацию их образования, так как каждый учащийся нуждается в специальных образовательных усло­виях. Это предполагает наличие для отдельных детей и подростков:

- гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений и особые образовательные потреб­ности;

- разноуровневых программ, адаптированных для инди­видуального обучения;

- поддержку и развитие сложившегося уровня индиви­дуализации и вариативности образования;

- интегративное изучение отдельных дисциплин.

Особенности организации учебного процесса. Основопо­лагающим принципом организации учебного процесса явля­ется гибкость учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана и методических рекомен­даций региональных органов образования.

Для обучающихся воспитанников, не усваивающих про­грамму обучения, воспитания и социализации, разрабаты­вается индивидуальный образовательный маршрут, исходя из индивидуальных психофизических особенностей и резуль­татов диагностики. Индивидуальный образовательный марш­рут рекомендуется согласовывать с родителями, законными опекунами детей или лицами, их заменяющими.

Продолжительность учебной недели— 5 дней.

Начало учебного года — 1 сентября. Учебный год стро­ится по полугодиям.

Продолжительность урока определяется с учетом рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогического консилиума, но не может превышать:

в первом классе 35 минут (пп. 2.9.4-2.9.5 СанПиН 2.4.2 2821-10),

число уроков в день: в сентябре—октябре — три, в последующие месяцы — не более четырех;

во втором—двенадцатом классах — 35-40 минут.

Учебно-воспитательный процесс имеет целью:

- формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;

- воспитание максимально возможного навыка самостоятельности;

- совершенствование качества жизни учащихся.

Обучение детей и подростков в соответствии с учебным пианом по «Программе» осуществляется на основании ре­комендаций Центральной медико-психолого-педагогической комиссии.

Содержание обучения направлено на социализацию, кор­рекцию личности и познавательных возможностей обучаю­щихся.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с при­обретением элементарных знаний, формированием практи­ческих общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей и подростков в бы­ту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.

Содержание коррекционно-развивающей работы с учащи­мися, у которых диагностирована умеренная или тяжелая умственная отсталость, относится к пропедевтическому уров­ню образованности. Это отражается в названиях учебных предметов:

- Развитие речи и окружающий мир.

- Альтернативное чтение.

- Графика и письмо.

- Математические представления (МП) и конструирова­ние.

- Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

- Социально-бытовая ориентировка (СБО).

- Ручной труд.

- Адаптивная физкультура.

-Музыка и движение.

Тематику занятий, относящихся к коррекционно-развивающей области, определяет образовательное учреждение, исходя из индивидуальных особенностей детей, например: «Социально-бытовая ориентировка (СБО) и основы безопас­ности жизнедеятельности (ОБЖ)», «Основы коммуникации», «Логопедические занятия», «Психокоррекционные занятия» и др.

Последовательная организация образовательного процес­са позволяет учителям более гибко подходить к учебной деятельности с учетом индивидуальных проявлений и раз­личий психического развития каждого ребенка в отдель­ности, а также конкретной группы учащихся. Содержание образования является материалом для построения индивидуальных коррекционно-образовательных программ, в осно­ве которых лежит подробное и тщательное психолого-педагогическое и медико-социальное обследование, консуль­тации с родителями, динамическое наблюдение развития каждого ребенка.

Занятия, организуемые в рамках коррекционно-развивающей области, являются обязательными для учащихся. Они строятся на основе предметно-практической деятель­ности детей и подростков, реализуются учителем через систему специальных упражнений и адаптационно-коррекционных технологий, включают большое количество практических, игровых упражнений и образовательных ситуа­ций.

Приоритетными направлениями коррекционно-развиваю­щей работы являются:

- укрепление и охрана здоровья, физическое развития детей и подростков;

- формирование и развитие продуктивных видов дея­тельности, социального поведения, коммуникативных уме­ний;

- включение учащихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд;

- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, о микросоциальном окружении;

- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и об окру­жающем мире, основ безопасной жизнедеятельности.

Мы уже отмечали, что для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не может быть единого образовательного стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого из них строго индивидуальны. Речь может идти о системе коррекционной работы, направленной на личностное развитие каждого учащегося, его потенциальных возможностей и способно­стей.

Сроки освоения образовательных программ

в классах для детей, имеющих сложный дефект развития, могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей каждого конкретного ребенка, но не должны превышать 12 лет.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся в условиях специальных (коррекционных) школ VIII вида (вариант учебного плана 2)

Учебные предметы Годы обучения
Развитие речи и окружающий мир
Альтернативное чтение (чтение)
Графика и письмо
Математические представления и конструирование
Музыка и движение - - -
Здоровье и основы безопасности жизне­деятельности (ОБЖ)        
Социально-бытовая ориентировка (СБО)
Ручной труд
Адаптивная физ­культура
Обязательные занятия по выбору школы
Всего
Коррекционно-развивающая область
Индивидуальные и групповые занятия развивающей направ­ленности
Кол-во часов в неделю

В максимальную нагрузку не входят часы занятий, включённые в коррекционно-развивающую область (Письмо МО РФ 06.09.2002 г. № 03-51-127 ин./13-03).

Наши рекомендации