Организация условий обучения
Окружающая обстановка должна как можно меньше отвлекать. Для детей, как Эвелин, первый день домашнего обучения, может быть, был первым случаем, когда ребенку надо было сесть на стул напротив преподавателя и проявить внимание на протяжении минуты или двух. Вы можете ожидать, что большинство детей окажут сопротивление вашим попыткам, пытаясь покинуть место учебы, плача и даже проявляя агрессию и навредить себе. Этого можно избежать или хотя бы ослабить нежелательный эффект, следуя нашим указаниям.
Во-первых, сделайте занятия увлекательными. Оставайтесь оживленными, обеспечьте почти постоянные стимуляторы-поощрители за сидение на стуле и чередуйте учебные команды с игрой. Первые занятия 5-10 минут. Перерывы такой же продолжительности. Первое время во время перерывов мы разрешаем детям делать все, что они хотят. Но, в конце концов, и в это время будет продолжаться обучение. Несмотря на ваши благие намерения, большинство детей все же будут протестовать против ваших попыток усадить их.
Выберите спокойную комнату. Приготовьте два детских стула (один – вам, другой – ребенку). Стол для материалов и поощрителей. Все это располагается так, чтобы сам ребенок не мог достать. Первое задание должно быть тем, которое ребенок уже умеет выполнять. Уделите внимание на умение сидеть на стуле и выполнять простые команды. Избегайте легко бьющихся предметов и тех, что могут быть использованы не в том смысле. С одной стороны, игрушки, которыми ребенок часто играет, могут быть стимуляторами, а с другой стороны они могут лишь отвлекать внимание во время учебы. Если ребенок слишком реагирует, когда вы даете ему такой предмет или забираете его, надо отказаться от него на время.
Начинайте каждый урок, ставя два стула друг против друга. Садитесь очень близко к ребенку, так чтобы его ноги были между вашими. Может быть, вам даже придется поставить ноги так, чтобы они не давали ребенку вырваться. И хвалите, поощряйте за зрительный контакт и сидение. Если ребенок попытается вырваться, физически верните его на место. Когда ребенок станет более податлив, придвиньте стол ближе к стульям. В конце концов, вы с ребенком будете сидеть с противоположных сторон стола. Тогда уже вводите больше материала для обучения. Применяйте и обучение в неформальной обстановке. Другими словами, весь день станет одним большим уроком.
Мотивация
Мотивацией для многих детей служит похвала родителей, имитация сверстников, успешно выполненное задание. Но не для таких детей, как Джеффри и Эвелин. Применение запланированных вознаграждений может стать одним из самых важных звеньев обучения. Иногда это может показаться неестественным и странным, но это необходимо.
Вознаграждения очень индивидуальны. За вознаграждения принимаются действия или объекты, несущие положительный заряд (угощение, поцелуи, объятия, похвалы, наклейки). Для некоторых детей лучшей наградой будет разрешение поиграть с феном, любимая одежда, фонарик…
Например, когда Эвелин правильно повторяла движения за учителем, ее всегда щекотали, обнимали и давали конфету. Когда ее навыки улучшились, отмечали только каждый второй или третий правильный ответ. Выбирайте вознаграждения-закрепители путем наблюдений, что предпочитает ребенок, когда предоставлен себе, прямо спросите, что бы он хотел или пусть сам выберет из того, что вы предложите. Используйте словесные похвалы. Подобрав стимуляторы, храните их у себя и предъявляйте по одному за правильное действие. Пересматривать награды надо ежедневно. А то и чаще. Чтобы слова похвалы возымели больший вес для ребенка, сопровождайте ими угощение или игрушку, причем говорить надо не «молодец», а «Молодец, что так хорошо сидишь» и т.д.
Правильное использование методик обучения
Этапы обучения
1. Инструкция
2. Реакция ребенка
3. Заключение
4. Короткая пауза перед следующей инструкцией.
Инструкции
От того, как вы предъявите инструкцию, может зависеть ее исполнение. Если ребенок обратил на вас внимание, услышал инструкцию и в состоянии ее выполнить, скорее всего, он так и сделает. Прежде чем предъявить инструкцию, добейтесь внимания (назовите имя ребенка, установите зрительный контакт, дотроньтесь до ребенка). Инструкция должна быть четкой, немногословной, сформулированной в виде утверждения и произносить ее надо только один раз. Если задание содержит слишком много слов, ребенок может не уловить ключевых слов. Вот пример неудачной инструкции: «Эвелин, ты можешь прекратить бегать и сесть, чтобы мама смогла надеть тебе туфли?» Правильно будет сказать: «Эвелин. Сядь!» Если ребенку предстоит выполнять задание впервые, соблюдайте единый порядок слов каждый раз, когда его предъявляете. После того, как ребенок проявит понимание инструкции, варьируйте слова, чтобы достичь обобщения.
Реакция ребенка
В ответ на задание ребенок может отреагировать тремя способами: верно, неверно и совсем никак. В среднем, давайте ребенку 3-5 сек., чтобы начать отвечать. Если ребенок начинает реагировать неадекватно (неверно отвечает или вовсе пытается покинуть свой стул), сразу же переходите к заключению.
Заключение
Заключение, или реакция взрослого будет зависеть от реакции ребенка. Если ребенок реагирует верно, немедленно предоставьте стимулятор (похвалите, обнимите или сопровождайте свою радость наградой).
Если ребенок реагирует неправильно или совсем никак, необходимо эффективная подсказка или физическое руководство. Например, можно отреагировать словесно, сказав мягко: «Нет» или «Не так» или повторить инструкцию, при этом, физически направляя ребенка на верные действия (Это называется корректирующим этапом). Физическое руководство может состоять в касании руки или взяв в свои руки руки ребенка, вы можете выполнить нужное движение. Самое важное, чтобы тот вариант, который вы выберете, сработал с первого раза. Повторение подсказки или физического руководства приведет к тому, что ребенок не поймет, что ваши просьбы надо исполнять с первого предъявления. Физическое руководство может помочь ребенку понять, что значат ваши слова. Если он понимает, но предпочитает не отвечать, физическое руководство способствует тому, чтобы он понял, что надо подчиняться. В любом случае оно на пользу ребенку. Поначалу вслед за корректирующим этапом похвала должна быть не так эмоциональна. Когда станет понятно, что ребенок вас понимает, приберегите вознаграждение только для правильных ответов по первому предъявлению (т.е. до этапа коррекции).