Программа 2. Имитирует основные движения

Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Сделай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.

Инструкция: «Делай это» Реакция дата введения дата усвоения
1. Постучи по столу      
2. Похлопай в ладоши      
3. Помаши (рукой)      
4. Подними руки вверх      
5. Потопай ногами      
6. Поздоровайся за руку      
7. Покачай головой (нет)      
8. Кивни головой      
9. Повернись кругом      
10. Закрой лицо руками      
11. Похлопай по плечам      
12. Прыгай      
13. Сделай круг руками      
14. Похлопай по животу      
15. Маршируй      
16. Вытяни руки вперед      
17. Постучи (в дверь)      
18. Руки на пояс      
19. Потри руками      
20. Постучи по голове      

Некоторые дети могут научиться предметно-опосредованной имитации быстрее (звонок колокольчика, кубики в ведерко), чем основным движениям. Введя 5 основных движений, попробуйте новые, навыки могут обобщиться!

Программа 3. Имитирует действия с предметами

Поместите два одинаковых предмета на стол перед ребенком. Предъявите команду «Делай это», одновременно совершая действия с одним предметом. Подстимулируйте ребенка повторить движение с другим предметом. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. В конце концов, одобряйте только правильные самостоятельные действия. Подсказки сводятся к непосредственным физическим действиям.

Учите ребенка тем игровым операциям, которые могут доставить ему удовольствие.

Инструкция: «Делай это» Реакция дата введения дата усвоения
1. Положи кубик в ведро.      
2. Позвони в колокольчик      
3. Толкай машинку      
4. Помаши флажком      
5. Бей в барабан      
6. Нарисуй каракули      
7. Вытри рот      
8. Стукни молоточком      
9. Покорми куклу      
10. Потряси погремушку      
11. Надень шляпу      
12. Поднеси трубку к уху      
13. Пей из чашки      
14. Подуй в рожок      
15. Расчеши волосы      
16. Выполни действия с куклой      
17. Раскатай пластилин      
18. Положи монетку в банк      
19. Поцелуй куклу      
20. Поставь печать на бумагу      


Программа 4. Имитирует мелкие и точные движения

(Вводится аналогично предыдущей)

Инструкция: «Делай это» Реакция дата введения дата усвоения
1. Сомкнуть кисти рук      
2. Разжать и сжать кулаки      
3. Постучать указательным пальцем      
4. Постучать большими пальцами      
5. Подвигать указательными пальцами      
6. Потереть рука об руку      
7. Постучать указательным пальцем о большой      
8. Указать на части тела      
9. Показать указательным пальцем на ладонь      
10. Выставить указательные пальцы      
11. Поднять вверх большие пальцы      
12. Соединить пальцы в знак примирения      

Помните, что многие дети до 3-х лет испытывают трудности в имитации мелких движений.


Программа 5. Имитация произносительных движений

Попросите ребенка: «Делай это» и одновременно покажите движение ртом. В начале курса помогайте, а далее хвалите только движения, выполненные следом за показом без вспомогательной помощи.

Инструкция: «Делай это» Реакция дата введения дата усвоения
1. Открыть рот      
2. Высунуть язык      
3. Сложить губы вместе      
4. Постучать зубами      
5. Подуть      
6. Улыбнуться      
7. Сложить губы в трубочку      
8. Поцелуй      
9. Упереть язык в верхние зубы      
10.Прикусить нижнюю губу верхними зубами      

Если вы учите ребенка артикуляции ради имитации речи, сопровождайте движения звуками. При показе движений можно использовать зеркало. Пусть ребенок смотрит сразу и на вас и в зеркало.


Программа 6. Выполнение единичных команд

Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Сделай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.

Инструкция: «Делай это» Реакция дата введения дата усвоения
1. Сядь      
2. Встань      
3. Подойди сюда      
4. Опусти руки      
5. Помаши «До свидания»      
6. Обними меня      
7. Подними руки вверх      
8. Похлопай в ладоши      
9. Повернись кругом      
10. Прыгай      
11. Поцелуй меня      
12. Выброси это      
13. Закрой дверь      
14. Воздушный поцелуй      
15. Включи свет      
16. Возьми салфетку      
17. Включи музыку      
18. Положи на полку      
19. Дай мне руку      
20. Потопай ногами      

Выбирайте команды, которые действительно нужны ребенку в обиходе.

Программа 7. Части тела

1. Различает части тела.

Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания и произнесите команду: «Покажи (дотронься) на …» помогайте ребенку находить правильную часть тела на нем самом и закрепляйте правильные действия. Со временем положительно реагируйте только на правильный выбор без подсказки.

2. Называет части тела.

Укажите на часть тела на себе и спросите, что это. Подсказывайте только на первом этапе.

Сначала выбирайте части тела, расположенные не близко между собой (голова – ноги, а не глаза – нос.)

Инструкция: (1) «Покажи на …» (2) «Что это ?» Реакция: (1) Правильно касается части тела (2) Правильно называет части тела дата введения дата усвоения
1. Голова      
2. Стопы      
3. Живот      
4. Нос      
5. Рот      
6. Ноги      
7. Глаза      
8. Уши      
9. Волосы      
10.Щеки      
11.Плечи      
12.Кисть руки      
13.Лицо      
14.Рука      
15.Пальцы      
16.Локоть      
17.Подбородок      
18.Пальцы ног      
19.Большой палец      


Программа 8. Предметы

1. Узнает

Расположите предмет(ы) на столе перед ребенком и попросите: «Дай мне …». Подтолкните его подать вам нужный предмет.

2. Называет

Спросите: «Что это?»

Выбирайте предметы, необходимые ребенку действительно. Избегайте обучать сначала словам, схожим по звучанию. Если ребенок затрудняется выполнять команду «Дай мне…», попробуйте научить его командам, связанным с предметами (Возьми салфетку, брось мяч), а потом переходите к «Дай мне салфетку, подай мяч», положив предметы ближе друг к другу.

До этого ребенка следует научить выполнять 15 единичных команд (см. программу выше).

Инструкция: (1) «Дай мне …» (2) «Что это?» Реакция: (1)Правильно дает предмет (2)Правильно называет предмет дата введения дата усвоения
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      
9.      
10.      
11.      
12.      
13.      
14.      


Программа 9. Картинки

1. Узнает

Положив картинку(и) перед ребенком, скажите: «Покажи на …»

2. Называет

Спросите: «Что это?»

Заранее научите ребенка выбирать одинаковые картинки, выполнять 15 единичных команд и называть предметы (см. предыдущие программы).

Инструкция: (1)«Покажи на …» (2) «Что это?» Реакция: (1) Правильно показывает картинку (2) Правильно называет картинку дата введения дата усвоения
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      
9.      
10.      
11.      
12.      
13.      


Программа 10. Узнавание знакомых людей

1. Узнает по фотографиям

Покажите фото со знакомыми ребенку людьми и попросите: «Покажи на …». Закрепляйте правильные ответы.

2. Узнает в лицо

Когда в комнате находится знакомый человек, скажите ребенку: «Подойди к …» Сначала слегка подтолкните ребенка, но добивайтесь выполнения команд без вашей помощи.

Прежде чем учить ребенка различать людей по фотографиям, научите его различать картинки с предметами. Начинайте с одного фото человека и 2-х фото или картинок с предметами. Постепенно добавляйте других людей.

Если ребенок затрудняется в узнавании знакомых людей, предъявляйте команду «Подойди к …», подняв нужную фотографию.

Инструкция: (1)«Покажи на …» (2) Подойди к … Реакция: (1) Правильно показывает фотографию (2) Правильно подходит к члену семьи дата введения дата усвоения
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      
9.      
10.      
11.      
12.      
13.      
14.      


Программа 11. Глаголы (Команды и действия на картинках)

1. Показывает действия сам

Дайте ребенку инструкцию: «Покажи мне как…(глагол)».

2. Показывает действия на картинке

Скажите: «Покажи, кто …(глагол)». До этого ребенок должен уметь выполнять10 единичных команд, различать картинки. В качестве стимулятора сами моделируйте действие на первых порах.

Начинайте с тех действий, которые ваш ребенок усвоил в программе 6 - Единичные команды.

Инструкция: (1) Покажи мне как … (2) Покажи, кто … Реакция (1) Правильно показывает действия (2) Правильно показывает действия на картинке дата введения дата усвоения
1. Стоять      
2. Сидеть      
3. Хлопать      
4. Махать      
5. Есть      
6. Пить      
7. Поворачиваться      
8. Прыгать      
9. Обнимать      
10. Целовать      
11. Дуть      
12. Спать      
13. Стучать (в дверь)      
14. Читать      
15. Рисовать      
16. Плакать      
17. Причесывать      
18. Бросать      
19. Шагать      
20. Пинать      


Программа 12. Окружающие предметы

1. Узнает

Выберите предметы из окружающей обстановки, скажите: «Покажи на …».

2. Называет

Спросите: «Что это?»

Начинайте с предметов, расположенных близко к ребенку, а затем увеличивайте расстояние незаметно.

Инструкция: (1) «Покажи на …» (2) «Что это?» Реакция: (1) Правильно показывает объект (2) Правильно называет объект дата введения дата усвоения
1. Стол      
2. Стул      
3. Окно      
4. Пол      
5. Стена      
6. Дверь      
7. Ковер      
8. Лампа      
9. Лестница      
10. Полка      
11. Шторы      
12. Холодильник      
13. Плита      
14. Раковина      
15. Унитаз      
16. Ванна      
17. Кровать      
18. Шкаф      

Наши рекомендации