Программа 2. Имитирует основные движения
Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Сделай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.
Инструкция: «Делай это» | Реакция | дата введения | дата усвоения |
1. Постучи по столу | |||
2. Похлопай в ладоши | |||
3. Помаши (рукой) | |||
4. Подними руки вверх | |||
5. Потопай ногами | |||
6. Поздоровайся за руку | |||
7. Покачай головой (нет) | |||
8. Кивни головой | |||
9. Повернись кругом | |||
10. Закрой лицо руками | |||
11. Похлопай по плечам | |||
12. Прыгай | |||
13. Сделай круг руками | |||
14. Похлопай по животу | |||
15. Маршируй | |||
16. Вытяни руки вперед | |||
17. Постучи (в дверь) | |||
18. Руки на пояс | |||
19. Потри руками | |||
20. Постучи по голове |
Некоторые дети могут научиться предметно-опосредованной имитации быстрее (звонок колокольчика, кубики в ведерко), чем основным движениям. Введя 5 основных движений, попробуйте новые, навыки могут обобщиться!
Программа 3. Имитирует действия с предметами
Поместите два одинаковых предмета на стол перед ребенком. Предъявите команду «Делай это», одновременно совершая действия с одним предметом. Подстимулируйте ребенка повторить движение с другим предметом. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. В конце концов, одобряйте только правильные самостоятельные действия. Подсказки сводятся к непосредственным физическим действиям.
Учите ребенка тем игровым операциям, которые могут доставить ему удовольствие.
Инструкция: «Делай это» | Реакция | дата введения | дата усвоения |
1. Положи кубик в ведро. | |||
2. Позвони в колокольчик | |||
3. Толкай машинку | |||
4. Помаши флажком | |||
5. Бей в барабан | |||
6. Нарисуй каракули | |||
7. Вытри рот | |||
8. Стукни молоточком | |||
9. Покорми куклу | |||
10. Потряси погремушку | |||
11. Надень шляпу | |||
12. Поднеси трубку к уху | |||
13. Пей из чашки | |||
14. Подуй в рожок | |||
15. Расчеши волосы | |||
16. Выполни действия с куклой | |||
17. Раскатай пластилин | |||
18. Положи монетку в банк | |||
19. Поцелуй куклу | |||
20. Поставь печать на бумагу |
Программа 4. Имитирует мелкие и точные движения
(Вводится аналогично предыдущей)
Инструкция: «Делай это» | Реакция | дата введения | дата усвоения |
1. Сомкнуть кисти рук | |||
2. Разжать и сжать кулаки | |||
3. Постучать указательным пальцем | |||
4. Постучать большими пальцами | |||
5. Подвигать указательными пальцами | |||
6. Потереть рука об руку | |||
7. Постучать указательным пальцем о большой | |||
8. Указать на части тела | |||
9. Показать указательным пальцем на ладонь | |||
10. Выставить указательные пальцы | |||
11. Поднять вверх большие пальцы | |||
12. Соединить пальцы в знак примирения |
Помните, что многие дети до 3-х лет испытывают трудности в имитации мелких движений.
Программа 5. Имитация произносительных движений
Попросите ребенка: «Делай это» и одновременно покажите движение ртом. В начале курса помогайте, а далее хвалите только движения, выполненные следом за показом без вспомогательной помощи.
Инструкция: «Делай это» | Реакция | дата введения | дата усвоения |
1. Открыть рот | |||
2. Высунуть язык | |||
3. Сложить губы вместе | |||
4. Постучать зубами | |||
5. Подуть | |||
6. Улыбнуться | |||
7. Сложить губы в трубочку | |||
8. Поцелуй | |||
9. Упереть язык в верхние зубы | |||
10.Прикусить нижнюю губу верхними зубами |
Если вы учите ребенка артикуляции ради имитации речи, сопровождайте движения звуками. При показе движений можно использовать зеркало. Пусть ребенок смотрит сразу и на вас и в зеркало.
Программа 6. Выполнение единичных команд
Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Сделай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.
Инструкция: «Делай это» | Реакция | дата введения | дата усвоения |
1. Сядь | |||
2. Встань | |||
3. Подойди сюда | |||
4. Опусти руки | |||
5. Помаши «До свидания» | |||
6. Обними меня | |||
7. Подними руки вверх | |||
8. Похлопай в ладоши | |||
9. Повернись кругом | |||
10. Прыгай | |||
11. Поцелуй меня | |||
12. Выброси это | |||
13. Закрой дверь | |||
14. Воздушный поцелуй | |||
15. Включи свет | |||
16. Возьми салфетку | |||
17. Включи музыку | |||
18. Положи на полку | |||
19. Дай мне руку | |||
20. Потопай ногами |
Выбирайте команды, которые действительно нужны ребенку в обиходе.
Программа 7. Части тела
1. Различает части тела.
Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания и произнесите команду: «Покажи (дотронься) на …» помогайте ребенку находить правильную часть тела на нем самом и закрепляйте правильные действия. Со временем положительно реагируйте только на правильный выбор без подсказки.
2. Называет части тела.
Укажите на часть тела на себе и спросите, что это. Подсказывайте только на первом этапе.
Сначала выбирайте части тела, расположенные не близко между собой (голова – ноги, а не глаза – нос.)
Инструкция: (1) «Покажи на …» (2) «Что это ?» | Реакция: (1) Правильно касается части тела (2) Правильно называет части тела | дата введения | дата усвоения |
1. Голова | |||
2. Стопы | |||
3. Живот | |||
4. Нос | |||
5. Рот | |||
6. Ноги | |||
7. Глаза | |||
8. Уши | |||
9. Волосы | |||
10.Щеки | |||
11.Плечи | |||
12.Кисть руки | |||
13.Лицо | |||
14.Рука | |||
15.Пальцы | |||
16.Локоть | |||
17.Подбородок | |||
18.Пальцы ног | |||
19.Большой палец |
Программа 8. Предметы
1. Узнает
Расположите предмет(ы) на столе перед ребенком и попросите: «Дай мне …». Подтолкните его подать вам нужный предмет.
2. Называет
Спросите: «Что это?»
Выбирайте предметы, необходимые ребенку действительно. Избегайте обучать сначала словам, схожим по звучанию. Если ребенок затрудняется выполнять команду «Дай мне…», попробуйте научить его командам, связанным с предметами (Возьми салфетку, брось мяч), а потом переходите к «Дай мне салфетку, подай мяч», положив предметы ближе друг к другу.
До этого ребенка следует научить выполнять 15 единичных команд (см. программу выше).
Инструкция: (1) «Дай мне …» (2) «Что это?» | Реакция: (1)Правильно дает предмет (2)Правильно называет предмет | дата введения | дата усвоения |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. | |||
11. | |||
12. | |||
13. | |||
14. |
Программа 9. Картинки
1. Узнает
Положив картинку(и) перед ребенком, скажите: «Покажи на …»
2. Называет
Спросите: «Что это?»
Заранее научите ребенка выбирать одинаковые картинки, выполнять 15 единичных команд и называть предметы (см. предыдущие программы).
Инструкция: (1)«Покажи на …» (2) «Что это?» | Реакция: (1) Правильно показывает картинку (2) Правильно называет картинку | дата введения | дата усвоения |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. | |||
11. | |||
12. | |||
13. |
Программа 10. Узнавание знакомых людей
1. Узнает по фотографиям
Покажите фото со знакомыми ребенку людьми и попросите: «Покажи на …». Закрепляйте правильные ответы.
2. Узнает в лицо
Когда в комнате находится знакомый человек, скажите ребенку: «Подойди к …» Сначала слегка подтолкните ребенка, но добивайтесь выполнения команд без вашей помощи.
Прежде чем учить ребенка различать людей по фотографиям, научите его различать картинки с предметами. Начинайте с одного фото человека и 2-х фото или картинок с предметами. Постепенно добавляйте других людей.
Если ребенок затрудняется в узнавании знакомых людей, предъявляйте команду «Подойди к …», подняв нужную фотографию.
Инструкция: (1)«Покажи на …» (2) Подойди к … | Реакция: (1) Правильно показывает фотографию (2) Правильно подходит к члену семьи | дата введения | дата усвоения |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. | |||
11. | |||
12. | |||
13. | |||
14. |
Программа 11. Глаголы (Команды и действия на картинках)
1. Показывает действия сам
Дайте ребенку инструкцию: «Покажи мне как…(глагол)».
2. Показывает действия на картинке
Скажите: «Покажи, кто …(глагол)». До этого ребенок должен уметь выполнять10 единичных команд, различать картинки. В качестве стимулятора сами моделируйте действие на первых порах.
Начинайте с тех действий, которые ваш ребенок усвоил в программе 6 - Единичные команды.
Инструкция: (1) Покажи мне как … (2) Покажи, кто … | Реакция (1) Правильно показывает действия (2) Правильно показывает действия на картинке | дата введения | дата усвоения |
1. Стоять | |||
2. Сидеть | |||
3. Хлопать | |||
4. Махать | |||
5. Есть | |||
6. Пить | |||
7. Поворачиваться | |||
8. Прыгать | |||
9. Обнимать | |||
10. Целовать | |||
11. Дуть | |||
12. Спать | |||
13. Стучать (в дверь) | |||
14. Читать | |||
15. Рисовать | |||
16. Плакать | |||
17. Причесывать | |||
18. Бросать | |||
19. Шагать | |||
20. Пинать |
Программа 12. Окружающие предметы
1. Узнает
Выберите предметы из окружающей обстановки, скажите: «Покажи на …».
2. Называет
Спросите: «Что это?»
Начинайте с предметов, расположенных близко к ребенку, а затем увеличивайте расстояние незаметно.
Инструкция: (1) «Покажи на …» (2) «Что это?» | Реакция: (1) Правильно показывает объект (2) Правильно называет объект | дата введения | дата усвоения |
1. Стол | |||
2. Стул | |||
3. Окно | |||
4. Пол | |||
5. Стена | |||
6. Дверь | |||
7. Ковер | |||
8. Лампа | |||
9. Лестница | |||
10. Полка | |||
11. Шторы | |||
12. Холодильник | |||
13. Плита | |||
14. Раковина | |||
15. Унитаз | |||
16. Ванна | |||
17. Кровать | |||
18. Шкаф |