Методы стимулирования деятельности и поведения школьников

Человек нуждается в постоянных стимулах, одни из которых, благодаря тому, что он существо, наделенное разумом, он черпает из внутренних источников, находит внутри себя, а другие создаются внешними силами. Прямое и непосредственное назначение стимулов – ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия. С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Педагогика ХХ в. обратила внимание на еще один весьма действенный, хотя и не новый метод стимулирования – соревнование.

Поощрение – способ выражения положительной оценки действий и поведения воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки поведения и деятельности. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрений весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.

Одобрение – простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, одобрением перед классом, учителями или родителями.

Поощрения более высокого уровня – благодарности, награждения и т.д. – вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу сильные стимулы, т.к. они не только венчают длительный и упорный труд, но свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения требует тщательной дозировки и известной осторожности. Длительный опыт использования данного метода показывает, что неумелое или избыточное поощрение может не только не приносить пользу, но и причинять вред воспитанию.

Среди древнейших методов воспитания наказание – способ педагогического воздействия, призванный предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми – наиболее известный. В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности его применения, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать. Содержанием наказания в старой школе было переживание воспитанником страдания, как правило, физического. Современная педагогика считает, что содержанием наказания должно быть переживание человеком чувств стыда, раскаяния за негативный поступок. Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения. В современной школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и др. Можно выделить следующие педагогические условия, определяющие эффективность метода наказания:

· сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им;

· не рекомендуется применять групповые наказания;

· употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника;

· не нужно торопиться с наказанием, пока нет полной уверенности в его справедливости и полезности;

· не допускать превращения наказания в орудие мести; убеждать воспитанника в том, что наказание применяется для его же пользы;

· наказание всегда должно быть индивидуализированным;

· наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, применения только в комплексе с другими методами воспитания.

Соревнование– это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Организация соревнования – трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований:

· соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным;

· жесткие условия соревнования нужно смягчать игрой, особенно в начальных и средних классах;

· пункты соревнования нужно сделать конкретными, чтобы результаты их выполнения можно было оценить и сравнить; критерии оценок должны быть простыми и понятными для всех участников;

· механизм подведения итогов и определения победителя лучше сделать наглядным, использовать для этого новые информационные системы на базе ЭВМ;

· обязательным моментом соревнования является награждение победителей;

· эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.

-

Правила и условия выбора методов воспитания

Какими причинами определяется применение того или иного метода воспитания?

Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели?

Только на первый взгляд и то очень несведущему человеку может показаться, что воспитатель свободен в выборе методов и определяет пути воспитания произвольно, как ему заблагорассудится. На самом деле выбор методов жестко детерминирован, потому что он глубоко причинно обусловлен.

Общими условиями (причинами, факторами), определяющими выбор методов воспитания являются следующие:

· цели и задачи воспитания – цель не только оправдывает методы, но и определяет их; какова цель, такими должны быть и методы ее достижения;

· возрастные особенности воспитанников – в зависимости от возраста воспитанников одни и те же задачи решаются различными методами, потому что возраст – это не просто число прожитых лет; за ним приобретенный социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств;

· уровень сформированности коллектива – по мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия изменяются;

· индивидуальные и личностные особенности воспитанников – гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, реализовать свое «Я», сохранить свою индивидуальность;

· условия воспитания – это и отношения, складывающиеся в классе, стиль педагогического руководства и многое другое;

· средства воспитания – это необходимое подспорье для эффективного применения методов воспитания, к ним относятся, например, наглядные пособия, произведения художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства, даже орудия труда;

· уровень педагогической квалификации воспитателя – воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми хорошо владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил, поэтому незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них, что обедняет воспитание, делает его менее эффективным;

· время воспитания – когда времени мало, а цели большие, применяют «сильнодействующие» методы, связанные с прямым требованием, принуждением, наказанием, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания – увещевания и постепенное приучение;

· содержание воспитания – надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом, поэтому важно правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом;

· ожидаемые последствия – выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе; для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Правила выбора методов воспитания:

- принцип гуманизма отношений педагога к воспитанникам;

- комплексное использование методов и приемов воспитания;

- наличие необходимых средств воспитания;

- логическая завершенность;

- недопустимость шаблона в применении методов;

- соответствие метода воспитания стилю педагогических отношений;

- предвидение психического состояния воспитанника в то время, когда метод будет применяться.

Тема 4.5Ученический коллектив как объект и субъект воспитания

Содержание темы:

Формирование личности в коллективе – ведущая идея гуманистической педагогики. Понятие об ученическом коллективе и его признаках. Педагогическое учение о коллективе А.С.Макаренко. Основные условия развития ученического коллектива.

Краткие теоретические сведения по теме:

Наши рекомендации