Методы организации деятельности и формирования опыта общественного

Поведения школьников

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса. Все методы данной группы основаны на практической деятельности воспитанников.

Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. Невозможно сформировать требуемый тип поведения, не привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности. Одним из способов привлечения к деятельности является упражнение – практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведения их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности – навыки и привычки поведения. Воспитание должно вырабатывать жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, задаются реальными ситуациями. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, т.к. чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

Непременное условие эффективности упражнений – создание целостной системы постепенно усложняющихся упражнений, в которых постепенно развиваются и крепнут полезные навыки и привычки.

Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение, которое применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Использование метода приучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее в этом методе, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано. Гуманистическая педагогика требует по возможности смягчения этого метода и использования его в комплексе с другими, прежде всего игровыми. Приучение наиболее эффективно на ранней стадии воспитательного процесса.

Требование – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника или проявление у него определенных качеств. По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, точность, конкретность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, т.к. почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, - опосредованные требования.

Хороший результат дает метод поручений. С помощью поручений школьников приучают к хорошим поступкам, например: посетить заболевшего товарища и помочь ему в обучении, украсить к празднику классную комнату, помочь в организации какого-либо классного мероприятия и т.д.

Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методом воспитывающих ситуаций. Эти ситуации не должны быть надуманными, их на каждом шагу преподносит сама школьная жизнь. Немалую роль для успешного использования данного метода играет неожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к сопротивлению и, если действия его неожиданны, в большинстве случаев принимает его позицию. В отдельных случаях оправдывает себя невмешательство воспитателя в развитие ситуации.

Наши рекомендации